Компания приобрела первый актив за пределами Липецкой области — крупный логистический центр в Подмосковье
Татьяна Капустина из ИГ «АТОН» также сомневается, что «Лебедянский» сможет увеличить долю рынка в Москве. «В Москве можно расти только вместе с рынком, но активнее — довольно проблематично, — говорит она. |
Компания «Лебедянский», крупнейший российский производитель соков, заключила сделку по приобретению 100% акций логистической компании «Энтер Логистика». Основной актив компании — складской комплекс площадью 8 тыс. кв.
м — расположен в подмосковном Реутове. Сумма сделки составила 11 млн долл. Как заявляют в «Лебедянском», склад в Подмосковье позволит существенно сократить затраты на логистику и, главным образом, будет использоваться для обеспечения продаж в Москве и Подмосковье. Аналитики и участники рынка считают, что это приобретение поможет «Лебедянскому» удержать свои позиции на столичном соковом рынке, однако они сомневаются, что компания сможет заметно увеличить долю в Москве.
ОАО «Лебедянский» — крупнейший производитель соков и один из лидеров на рынке детского питания России. По данным ACNielsen, доля компании на рынке соков и нектаров сейчас составляет 30,4%. «Лебедянский» выпускает соки и сокосодержащие напитки под марками «Я», «Тонус», «Фруктовый сад», «Фрустайл», «Туса Джуса», детское питание «ФрутоНяня», холодный чай «Эдо», минеральную воду «Липецкий бювет», осуществляет дистрибуцию минеральной воды «Архыз». Компания объединяет два завода в Липецкой области: ОАО «Прогресс» и «Лебедянский» совокупной мощностью около 1 млрд л сока в год. В марте прошлого года «Лебедянский» провел IPO, продав 19,9% акций за 151 млн долл. Сейчас в свободном обращении находится 23% акций компании. Основные акционеры «Лебедянского» — Николай и Юрий Борцовы. Складской комплекс «Энтер Логистика» был построен в 2002 г. и являлся инвестиционным проектом испанского концерна Enter S. A. в России.
Вчера «Лебедянский» объявил о приобретении 100% акций логистической компании «Энтер Логистика» за 11 млн долл. Компании принадлежит складской комплекс в подмосковном Реутове, площадь которого составляет 8 тыс. кв. м. Склад рассчитан на 14 тыс. палетто-мест. Директор по связям с общественностью и инвесторами «Лебедянского» Александр Костиков пояснил RBC daily, что это первый собственный логистический склад компании. Ранее «Лебедянский» арендовал площади на нескольких складах в Подмосковье, в том числе и у «Энтер Логистики». «Мы еще около года назад заявляли, что у нас есть интерес к таким активам, — пояснил он. — Кроме покупки, рассматривался вариант строительства собственного складского комплекса, но остановились на складе, проверенном на собственной практике. Имеющиеся мощности должны обеспечить большую часть наших поставок в столицу, но в дальнейшем мы будем его расширять, чтобы в перспективе комплекс обеспечивал объемы нашей дистрибуции по всей Москве и Подмосковью».
Г-н Костиков отметил, что, купив складской комплекс, компания рассчитывает снизить затраты на логистику в московском регионе. «Склад рассчитан на Москву и Подмосковье, но прежде всего нас интересует Москва, столичные сети и небольшие торговые точки. Нам очень важно обеспечить бесперебойность отгрузок». Г-н Костиков добавил, что оптимизация внутренних бизнес-процессов входит в политику компании. «Мы целенаправленно занимаемся управлением издержками, — продолжает он. — Недавно мы сообщили о планах строительства завода в Новосибирске, что, в свою очередь, даст нам сокращение логистических издержек по доставке в восточную часть страны». Аналитик брокерского дома «Открытие» Наталья Мильчакова отмечает, что столица сейчас особенно интересна «Лебедянскому». «Компания географически представлена во всех регионах и стала федеральным производителем, — говорит г-жа Мильчакова. — Дальше они будут идти по пути увеличения доли в Москве, для них сейчас наиболее важная задача — удерживать свое присутствие на московском рынке. Они добились, чего хотели, но здесь важно закреплять успех».
Другие аналитики также считают, что новое приобретение укрепит позиции «Лебедянского» в Москве. «Логистический комплекс в ближайшем Подмосковье даст компании возможность быстро реагировать на запросы различных сетей и улучшит качество обслуживания торговых точек. Это позволит „Лебедянскому“ удержать имеющиеся позиции на столичном рынке», — полагает президент Российской ассоциации маркетинга Владислав Цветков. Это мнение разделяет и аналитик компании „Русские фонды“ Наталья Одинцова. «Качественная логистика повышает эффективность взаимодействия с ритейловыми сетями, которые любят работать с производителями с налаженной качественной логистикой. Этот весьма существенный для компании фактор улучшит положение «Лебедянского» на рынке».
Вместе с тем генеральный директор ОАО «Нидан Соки» Андрей Яновский уверен, что заметного изменения расстановки сил на столичном рынке не произойдет. «Покупка логистического центра даст компании дополнительную возможность бесперебойной работы системы прямых продаж в Москве и Московской области, снижения затрат на логистику, а также будет способствовать повышению качества обслуживания клиентов. Но в целом это не сможет существенно изменить расстановку сил производителей на рынке». По данным компании «Бизнес Аналитика», «Лебедянский» на рынке Москвы является лидером продаж — его доля составляет 28,4%. Ближайший конкурент — «Вимм-Билль-Данн» (26%), далее следуют «Мултон» и «Нидан» (19,8% и 12,4% соответственно).
Татьяна Капустина из ИГ «АТОН» также сомневается, что «Лебедянский» сможет увеличить долю рынка в Москве. «В Москве можно расти только вместе с рынком, но активнее — довольно проблематично, — говорит она. — Чтобы опередить рынок в Москве, компании придется отвлечь серьезные ресурсы, которые можно было бы с большей отдачей вкладывать в другие регионы. Например, в Северо-западный регион, где они традиционно отстают. Или в перспективный для них Южный регион: там «Лебедянскому» есть куда расти, и нет сильных конкурентов, поскольку большая доля рынка приходится на сегментированных местных игроков».
Наталья Одинцова не исключает, что «Лебедянский» обеспечил себя значительными логистическими мощностями на подступах к Москве «из далеко идущих соображений». «Можно предположить, что компания будет активно наращивать объемы продаж в Центральном регионе, — говорит она. — Кроме того, этот факт может свидетельствовать и о том, что «Лебедянский» рассчитывает на значительное расширение своего производства. Как они это будут делать (путем приобретений или путем увеличения собственных мощностей), вопрос открытый».