Российские работодатели неоднозначно относятся к менеджерам с дипломом MBA. С одной стороны, от кандидатов на топ-позиции они все чаще требуют диплом бизнес-школы, с другой - побаиваются таких людей. Об этом свидетельствует опрос, проведенный консультантами Begin Group.
Компания Begin Group занимается информационно-издательским и выставочным бизнесом в сфере кадрового менеджмента и образования. Основана в Москве, в 1999 г.
В исследовании Begin Group приняли участие менеджеры и директора по персоналу 90 российских компаний. Оказалось, что 90% работодателей хотели бы видеть на руководящих должностях менеджеров со степенью MBA. И в более чем половине опрошенных компаний люди с таким статусом уже работают.
Некоторые владельцы бизнеса любят козырнуть тем, что на них работает выпускник, к примеру, INSEAD, говорит Даниил Матюхин, заместитель гендиректора алкогольной компании "Ладога", прошлогодний выпускник Стокгольмской школы экономики в Санкт-Петербурге. Причем престижен сам факт обладания таким "кадровым ресурсом". Матюхин рассказал, что даже на визитках таких руководителей иногда пишут: "начальник отдела логистики, MBA".
Престижный курс.
Хотя спрос на выпускников бизнес-школ вырос, отношение к ним не так уж однозначно. К примеру, около 70% работодателей говорят, что предпочитают воспитать руководителя внутри компании, а не взять чужого со степенью MBA, говорит Анна Рубальская, руководитель образовательного направления Begin Group. Вместе с тем многие российские работодатели зачастую недооценивают специалистов с хорошим образованием и опытом. Согласно исследованию Begin Group около 60% компаний предлагает кандидатам со степенью MBA российских бизнес-школ зарплату от $800 до $2000 (по данным за сентябрь 2003 г. ) При этом работодатели больше интересуются выпускниками российских бизнес-школ (около 40% ), чем западных (менее 5% ). "Это связано с тем, что менеджеров с российским MBA попросту больше на рынке, - поясняет Анна Рубальская, - а вовсе не с тем, что у людей с западным MBA проблемы с трудоустройством".
Но проблемы, правда другого рода, есть и у них. По словам директора по стратегии МТС Александра Горбунова, который в 1999 г. получил степень MBA в Гарварде, ожидания от выпускников западных бизнес-школ еще выше, так как у нас разрыв в зарплатах между обычными специалистами и специалистами с MBA больше, чем, к примеру, в Штатах. "Там выпускник бизнес-школы имеет зарплату в 2 - 3 раза больше, у нас же - в 10 - 15 раз", - уточняет Горбунов. Соответственно, от них - обладателей западных МВА - ждут, что они заменят 10 - 15 менеджеров, на что они не всегда способны.
Желанный и опасный.
Хотя опрос и выявил высокую готовность растить образованных лидеров внутри компаний, на поверку все оказывается не совсем так. Только 10 - 15% работодателей готовы частично или полностью оплачивать MBA своим сотрудникам. Если человек идет учиться не с благословения руководителя, а решается на это сам, руководитель начинает видеть в нем конкурента либо потенциального перебежчика, считает Владимир Мау, ректор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ (где существует несколько программ MBA). И такое опасение оправданно. По словам Мау, треть студентов поступают в их бизнес-школу именно для того, чтобы вырваться за рамки своей компании, в которой они не могут удовлетворить свои амбиции.
"До недавних пор в бизнес-школах учились в основном 30 - 35-летние, - замечает Анна Рубальская, - а в последнее время появилась новая тенденция - студенты старше 40". "Они говорят, что с приходом в их компании молодых и более образованных менеджеров они стали бояться потерять свои места и поэтому вынуждены учиться", - добавляет она.
Мария Шакова, директор по маркетингу и продажам компании "Шереметьево-Карго" убеждена, что, когда сотрудник российской компании объявляет о своем желании получить MBA, конфликт интересов неизбежен. Она рассказала, что новость о ее поступлении на программу MBA Kingston university business school (при АНХ) ее руководство восприняло без особого восторга. По словам Марии Шаковой, она мало афишировала и тот факт, что новые знания, полученные в бизнес-школе, помогли ей реализовать некоторые преобразования в своем подразделении. "Если руководители проходили бы те же ступени, что и молодые менеджеры сегодня, они бы лучше понимали, что дает MBA", - считает она.
Директор программ MBA института МИРБИС Николай Попков говорит, что около трети студентов их бизнес-школы получают MBA без согласия своих руководителей. По его словам, только каждому пятому студенту обучение полностью оплачивается из бюджета компаний, в которых они работают.
По данным другого исследования Begin Group (опроса 700 студентов российских бизнес-школ летом 2003 г. ) , 44% компаний одобрительно относится к тому, что их сотрудники учатся. Правда, только в каждой третьей компании поддерживают эти начинания материально. Почти каждый десятый работодатель вовсе не знает о том, что его сотрудники учатся в бизнес-школе. А 7% относятся к этому факту настороженно.
Правда, некоторым выпускникам бизнес-школ повезло: в крупных компаниях сложилась культура доброжелательного отношения к сотрудникам, ищущим новых карьерных перспектив. Директор по стратегии МТС Александр Горбунов говорит, что его прежние работодатели (международная консалтинговая компания Bain) , напротив, поддержали его идею о бизнес-образовании. Он рассказал, что компания частично оплатила его обучение в Гарварде.
Корни страха.
Негативное отношение руководителей к MBA объясняется в том числе и высокими амбициями выпускников бизнес-школ. 63% работодателей убеждены, что у многих из них слишком большие зарплатные и карьерные запросы. Многие руководители говорят о том, что свежеиспеченные MBA без профессионального опыта претендуют на должности и зарплаты, которые им явно не по плечу.
Другая причина - неготовность к переменам, которыми грозит назначение опытного менеджера со степенью MBA, замечает Даниил Матюхин. Если компания устроена неэффективно - а большинство российских бизнесов нуждается в реорганизации, - приход выпускника бизнес-школы на руководящую позицию означает революцию.
Опасения руководителей по поводу MBA могут быть вызваны еще и тем, что вечерние занятия в бизнес-школе отвлекут лучшие менеджерские силы от основной работы, добавляет Александр Горбунов.
Вообще, у руководителей нет уверенности, что такое образование даст результат и пользу для бизнеса. "Многие не понимают вообще, что такое MBA, - думают, что оно похоже на обычное вузовское, опасаются, что человек начитается книжек и все", - объясняет президент Российской ассоциации бизнес-образования и ректор Высшей школы международного бизнеса Леонид Евенко.
Статья получена: Клерк.Ру