На встрече в ресторане "Планета Голливуд" использовались зеленые и красные таблички, позволявшие отличить финансистов от разработчиков идей. Обе группы, каждая из которых состояла из нескольких десятков человек, собрались на пятую ежемесячную встречу для обсуждения проблем, связанных с Интернетом.
Россия не является исключением и так же, как другие страны мира проявляет все больший интерес к киберпространству. За последние недели было заключено несколько крупных сделок. Это свидетельствует о том, что в подобные проекты начинают вкладывать реальные деньги.
По существующим оценкам, 5 млн. россиян пользуются Интернетом по крайней мере раз в месяц. Вскоре после отставки Ельцина Владимир Путин, являющийся главным претендентом на победу на предстоящих президентских выборах, изложил свою точку зрения на политику в области Интернета.
Он провел встречу с представителями этой сферы деятельности. Вместе с тем, Путин выступил за принятие закона, предписывающего провайдерам предоставлять ФСБ доступ ко всей электронной почте.
В настоящее время американский банк DLJ ( Donaldson, Lifkin&Jenrette), московский фонд UFG (United Financial Group) и лондонский ICE Securities конкурируют с такими Интернет-провайдерами, как Голден Телеком, и такими консалтинговыми фирмами, как Артур Андерсен, в поиске потенциальных инвесторов.
Основатель Интернет-провайдера V6 Андрей Зотов, который называет себя "социальным работником" зарождающейся Интернет-индустрии, считает, что у России есть два преимущества.
Во-первых, благодаря хорошей системе образования в стране есть сотни тысяч высококвалифицированных программистов. Во-вторых, это исключительно дешевая рабочая сила.
По словам Зотова, он недавно проиграл тендер на разработку системы для западноевропейской компании, поскольку никто не мог поверить, что его устроят 90 000 долларов, в то время как его французский соперник требовал 350 000 долларов, а американский - 3 млн. долларов.
Тем не менее, российские идеи не всегда отвечают интересам рынка и коммерции. Многие из 30 000 российских веб-сайтов преследуют научные, а не коммерческие цели. В связи с финансовым кризисом 1998 года только в прошлом году крупные западные инвесторы начали вкладывать свои деньги в развитие этой индустрии.
По имеющимся данным, в 1999 году Интернет-директория Atrus.ru, принадлежащая компании Зотова, и поисковая система Аport.ru получили несколько миллионов долларов на развитие.
Недавно "Русские фонды" и американская группа Orion Capital Advisers создали российский инвестиционный консорциум, который намерен собрать 30 млн. долларов и планирует инвестировать 10 млн. долларов в крупнейшую в России поисковую систему Rambler.ru.
Большую часть дохода дают Интернет-провайдеры (их в России более 380), многие из которых находятся под контролем операторов связи. Однако Зотов, являющийся также координатором информационного Интернет-центра Rocit, считает, что это не очень прибыльный бизнес.
По его словам, доход провайдеров составляет 150 млн. долларов в год, в то время как 200 российских консалтинговых фирм, работающих в Интернете, зарабатывают 5 млн. долларов, а доход от рекламы в Интернете составляет 500 000 долларов.
Он считает, что только около 20 таких сайтов приносят реальный доход и могут серьезно претендовать на привлечение инвесторов.
Петер Киркоу из ICE Securities отмечает огромный потенциал для развития российского Интернета, который обусловлен как большой численностью населения в самой России, так и наличием большой и обеспеченной русскоязычной диаспоры за рубежом, главным образом в Израиле и США.
По его словам, в отличие от агрессивного антизападного менеджмента, характерного для большей части российского бизнеса, предприниматели в сфере Интернета, с которыми ему приходилось иметь дело, признают важность открытой финансовой отчетности и соблюдения многих принципов корпоративного управления.
С другой стороны, он подчеркивает, что в России остаются еще много барьеров для развития Интернета. Речь идет о низком уровне благосостояния населения, а также о том, что во многих районах нет компьютерных и телефонных линий.
И все же, в то время как в другие области российского бизнеса иностранные инвесторы не спешат вкладывать свои средства, Интернет начинает привлекать к себе все больший интерес.
Статья получена: InoPressa.ru