Американские United Airlines и Continental Airlines обсуждают планы слияния, которое позволит создать крупнейшую по объемам пассажирских перевозок авиакомпанию. Авиаперевозчики США, оправляющиеся от многолетнего кризиса в отрасли после терактов 11 сентября 2001 года, стремятся консолидироваться, чтобы противостоять конкуренции со стороны низкобюджетных перевозчиков.
Ранее Гленн Тилтон неоднократно заявлял, что консолидация пойдет на пользу отрасли, хотя будет несколько запоздалой и сложной. |
Слухи о возможном слиянии United, второй по величине авиакомпании США, и Continental, занимающей четвертую позицию, появились несколько месяцев назад. Все это время руководители компаний обдумывали вероятные выгоды от создания авиагиганта, который войдет в десятку крупнейших авиакомпаний мира.
Во вторник на рынке появилась информация, что компании, каждая из которых оценивается в 4 млрд долл., все же начали переговоры. По данным The Wall Street Journal, Гленн Тилтон, глава UAL Corp., материнской компании United Airlines, и его коллега из Continental Ларри Келлнер провели личную встречу. Официальные представители United и Continental пока воздерживаются от комментариев.
Ранее Гленн Тилтон неоднократно заявлял, что консолидация пойдет на пользу отрасли, хотя будет несколько запоздалой и сложной. Известно, что совокупные убытки ведущих авиакомпаний США практически разорили индустрию. После терактов 11 сентября американские авиакомпании держатся на плаву только благодаря положениям главы 11 Кодекса о банкротстве США, которая предусматривает защиту компании от кредиторов и проведение реорганизации долговых и контрактных обязательств под надзором суда. По прогнозам Международной ассоциации воздушного транспорта, мировая авиаиндустрия окончательно оправится только в следующем году и впервые получит совокупную прибыль в 2,5 млрд долл. (см. вчерашнюю РБК daily).
Эксперты с некоторым сомнением смотрят на перспективы объединения United и Continental. «Спрос на рынке авиаперевозок вновь вырос, и компании теперь думают, какие дальнейшие шаги предпринять, — заявил РБК daily главный экономист консалтинговой фирмы Airclaims Питер Моррис. — В любом бизнесе целью консолидации является снижение расходов, расширение возможностей на рынке и увеличение прибыли». «Финансовые выгоды предлагаемой сделки, как и в целом консолидации в авиаиндустрии, далеко не очевидны, — считает он. — Что получится, если объединить два неэффективных предприятия — одно гигантское неэффективное предприятие или все же более эффективное?
Имеющиеся примеры показывают, что у новой авиакомпании дела часто шли не лучше, чем у компаний-предшественниц. Почему на этот раз должно быть иначе?" Однако очевидно, что в большинстве американских авиакомпаний не согласны с экспертом. В ноябре US Airways Group сделала Delta Air Lines предложение о недружественном поглощении за 8 млрд долл. Вчера AirTran Holdings объявила о намерении приобрести Midwest Airlines. Они вынуждены объединяться под давлением со стороны многочисленных низкобюджетных перевозчиков. «Если посмотреть на таких low-cost-перевозчиков, как, например, Southwest или JetBlue, то бизнес-модель, которой они пользуются, неизменно приносит прибыль, — сказал РБК daily Питер Моррис. — Вопрос в том, сможет ли новый составной перевозчик настолько же снизить свои цены, чтобы зарабатывать, а не нести убытки? Когда дело дойдет до ценообразования, низкобюджетные компании предложат еще более низкие цены».