Apple нашла незанятую нишу на российском рынке для продвижения своего плейера iPod, заключив соглашение с группой «Рольф». Эксперты рынка электроники относятся к проекту скептически, однако автодилеры полагают, что он может быть интересен, и в будущем через автосалоны можно продвигать и другие услуги.
«Покупатели автомобилей — хорошая аудитория, которая может быть востребована поставщиками различных услуг»,- добавляет управляющий директор автоцентра «Овод» Инга Ильина. Она считает перспективным продвижение через автосалоны услуг сотовой связи и мобильных телефонов. |
Автомобильный канал для продвижения своего продукта — mp3-плейера iPod — Apple использует в США.
Там Apple сотрудничает с несколькими крупными производителями — Ford Motor Company, General Motors, DaimlerChrysler, Mazda, BMW, Honda, Volkswagen. В большинстве моделей новых автомобилей этих производителей будет сделана аудиоподготовка для интеграции iPod. Таким образом, до 70% автомобилей американского рынка (его емкость оценивается примерно в 15 млн машин в год) будут оснащены такими устройствами.
С августа начнутся продажи iPod в салонах группы «Рольф». Гендиректор «Рольфа-ПДК» (поставщик запчастей и аксессуаров) Александр Ларин отмечает, что зарабатывать на продажах iPod и аксессуаров большие деньги компания не собирается, гораздо важнее предложить клиентам дополнительный сервис. Однако «РольфПДК» планирует продать в этом году плейеров на $1 млн. Если учесть, что стоимость iPod составляет в среднем $410 (8—10 тыс. руб.), то «Рольф» рассчитывает продать в этом году 2,5 тыс. подобных устройств. По оценкам различных источников, в то время как на Западе продаются миллионы iPod, в России эта цифра составляет около 200 тыс.
Участники рынка и эксперты отнеслись к новому проекту Apple скептически.
«Конечно, как дополнительная нишевая услуга сотрудничество с «Рольфом» имеет смысл, но помочь продажам iPod в России оно не сможет»,- считает аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. «iPod в основном рассчитан на молодежь, у которой нет денег на покупку машины в салоне. Вместо того чтобы работать над традиционными каналами, которые еще не насыщены их продукцией, Apple идет в маленькие ниши»,- рассуждает аналитик. По оценке Муртазина, до конца года в салонах «Рольфа» Apple удастся продать не больше 500—600 устройств iPod.
С Муртазиным согласен председатель совета директоров «Евросети» Евгений Чичваркин: «iPod не смог добиться существенных успехов на российском рынке.
Для позиционирования продукта сотрудничество с «Рольфом» — правильный ход, но это лишь соус к основному блюду, которого у iPod нет. Возможный рынок iPod — десятки и сотни тысяч, а продают они в разы меньше». Неудачу iPod на российском рынке Чичваркин объясняет неправильным позиционированием: он продается на 30% дороже, чем в США, говорит глава «Евросети».
Автодилеры, напротив, считают, что проект может быть востребован рынком. «Сейчас развиты продажи mp3-магнитол в качестве дополнительного оборудования, и на интегрированный в автомобиль iPod найдется покупатель»,- считает директор по продажам компании «Автомир» Андрей Дя. Он отмечает, что в автосалонах клиенты проводят довольно много времени — в течение сервисного обслуживания автомобиля или в ожидании подписания документов при покупке, и там вполне логично продавать сопутствующие товары. «Покупатели автомобилей — хорошая аудитория, которая может быть востребована поставщиками различных услуг»,- добавляет управляющий директор автоцентра «Овод» Инга Ильина. Она считает перспективным продвижение через автосалоны услуг сотовой связи и мобильных телефонов. «Покупая машину, клиент хочет получить полный комплекс услуг, в том числе установку гарнитуры для разговоров в автомобиле без помощи рук. Далеко не все телефоны для этого подходят, и продвижение самих аппаратов через автосалон могло бы стать интересным проектом»,- говорит Ильина.