Кто-то из приезжих здесь учится или работает, кто-то выбрался в командировку, чтобы решить деловые вопросы, навещает родных или друзей, кто-то вынужден использовать наш город лишь как пересадочный пункт.
Сухая статистика московского ГУВД свидетельствует, что за год у нас регистрируется свыше 10 млн ночевок иногородних сограждан и 3,5 млн — иностранцев. И всех их надо где-то размещать. В ночлежку гостя не заманишь То, что гостиниц у нас мало, – факт неоспоримый.
По европейским стандартам в крупном городе на каждую тысячу жителей должно приходиться не менее двенадцати гостиничных номеров. В Москве их только пять (в Санкт-Петербурге – 7, а в Голландии – 26). Столичные гостиницы рассчитаны примерно на 80 тыс. мест. Трехзвездочные берут на себя 42% постояльцев, доля четырех- и пятизвездочных – 21%.
Примерно таким же количеством мест располагают и неаттестованные гостиницы, обычно это бывшие общежития. И только 185 «мест размещения» – четверть от общего числа – соответствуют современным требованиям, причем половина из них расположена в центре города, в пределах Садового кольца. Большая часть из них построена или реконструирована в последние десять лет. Все остальные характеризуются физическим и моральным износом, неразвитой системой услуг и низким уровнем обслуживания. Степень износа некоторых гостиниц – «Центральной», «Пекина», «Алтая» и других – дошла до того, что на две трети их стены представляют собой, по сути, труху. Малоприглядную картину дополняют ведомственные гостиницы (6о% от общего числа), большинство из которых, по сути, является общежитиями и располагается далеко от Центра.
По соседству с ними, на окраинах, строились и трехзвездочные гостиницы. Практически все они появились к Фестивалю молодежи и студентов 1957 г. и к Олимпиаде 1980 г. «Неорганизованных» иностранцев, тем более в таком количестве, тогда боялись и старались размещать – от греха подальше – на городских задворках.
Все гостиницы Москвы пережили трудные времена. Скажем, «благодаря» закону о приватизации они выкупались за бесценок людьми, далекими от этого бизнеса, часто с сомнительной репутацией. В итоге или совсем перестали функционировать, или в них задействованы не все корпуса. Примером подобного бездумного процесса может служить «Центральная»: практически напротив мэрии бельмом стоит гостиница категории... 1*! Впрочем, и гостиницей ее назвать трудно: большую часть помещения занимают офисы разных фирм. А ведь в свое время у столичных властей был проект реконструкции, выгодные предложения инвесторов.
Или еще один характерный пример. В гостинице «Турист», что у ВВЦ, семь лет (!) жили 374 беженца. Они полностью разорили корпус, который им предоставили. Когда, наконец, их расселили, потребовался капитальный ремонт здания. Снесли «Москву», за ней – «Россию» Статус мировой туристической державы в ближайшее время нам явно не по зубам. И не в последнюю очередь из-за отсутствия гостиниц. Как утверждают специалисты НИиПИ Генплана Москвы, даже при существующем сегодня потоке туристов дефицит качественных гостиничных площадей составляет около 30 тыс. мест. Как быть, если и впрямь подтвердятся прогнозы Всемирной туристской организации, по которым к 2020 г. к нам нагрянет путешествующий народ в количестве 35–40 млн? Московское правительство называет цифру 20 млн. Но даже если оттолкнуться от этого «оптимистичного» рубежа, чтобы их разместить, столица должна иметь около 500 тыс. гостиничных мест, причем 70% из них – трехзвездочной категории.
Принятие пять лет назад «Программы развития туризма в Москве на период до 2010 г.» вселило определенные надежды: туриндустрия в официальных документах стала именоваться «ведущей отраслью городского хозяйства и важным источником наполнения бюджета», а ее развитие – «приоритетным видом деятельности», соответственно, строительство гостиниц – его неотъемлемой частью. Но не могла так быстро измениться ситуация, если попытки ее как-то улучшить предпринимались только на бумаге. Сразу же после утверждения Программы, например, из бюджетных средств выделили 1,21 млн руб. на разработку концепции и бизнес-планов размещения строительства сети новых гостиниц. Все замерли в ожидании перемен...
Однако спустя год проверка Контрольно-счетной палаты Москвы показала, что эти деньги были использованы не по назначению: не подготовлены градостроительные обоснования, не подобраны земельные участки для строительства новых гостиниц, не разработана документация для работы с инвесторами – и т.д., и т.п. Затем, чтобы подогреть интерес инвесторов, московские власти ввели льготные ставки арендной платы на землю для фирм, занимающихся строительством и реконструкцией гостиничного комплекса, утвердили перечень объектов и график проведения инвестиционных конкурсов по реконструкции гостиниц.
Одновременно столичное правительство, которое само является крупным игроком на гостиничном рынке, объявило о продаже своих пакетов акций в некоторых отелях. Комментарии по этому поводу были разноречивыми: одни говорили, что этим город признал свою несостоятельность в гостиничном бизнесе, другие – что правительство избавляется от неэффективных активов, третьи – что это очередная попытка расшевелить инвестора. Тем более что на торги, помимо непрезентабельных однозвездочных отелей на окраинах, были выставлены пакеты акций «Москвы», «Пекина», «России» и «Украины», которые, по решению города, нуждались в реконструкции.
Доходный турист Когда стало известно, что «трехзвездочные бастионы» в самом центре столицы рухнут и на их месте появятся суперотели, туроператоры схватились за голову: да, «Интурист» – градостроительная ошибка, «Москва» – обветшала, «Россия» – слишком громоздка, а «Минск» прост и стоит не в том месте, но это были недорогие гостиницы, в которых охотно селились и наши сограждане, и иностранные туристы. Можно согласиться с мнением специалистов, что рядом с Кремлем, в окружении самых дорогих магазинов и ресторанов, неразумно иметь гостиницы низкой категории. Но ведь к нам едут не только толстосумы.
Давно подсчитано, что средний турист приносит больше дохода, чем богатый (если соотнести доход с трудозатратами на его обслуживание). Европеец, путешествующий за пределами своей страны, как правило, рассчитывает тратить $100–150 в сутки, из них на гостиницу – не более 40%. Москва в этой ценовой нише практически ничего предложить не может. Номера в высококлассных «Марриотт», «Рэдиссон», «Новотель» и других значительно дороже (от $160 за сутки), а дешевые апартаменты абсолютно непригодны для проживания в них иностранных туристов и уважающих себя россиян. Пока оборот всех московских гостиниц составляет лишь сотую часть казны города. Если мы хотим, чтобы в стране начался туристический бум, надо «обласкать» именно демократичные отели.
Наибольшее их количество сейчас сгруппировано в районе ВВЦ. Они принадлежат городу и, видимо, оттого представляют собой довольно убогое зрелище. Правда, префектура Северо-Восточного административного округа пошла на отчаянный шаг: именно из этого конгломерата она решила сформировать местный Клондайк. «Золотой Колос» и «Алтай», «Турист» и «Останкино», «Заря» и «Ярославская» – названия известные. 30 корпусов общей площадью 216 тыс. кв.м, относящихся к девяти разным гостиницам, будут подвергнуты коренной реконструкции и модернизации. Они позволяли принять более 7,5 тыс. гостей (это более 10% всего номерного фонда города), а после запланированных работ их вместимость увеличится на четверть. Для того чтобы получить аналогичный эффект, пришлось бы построить 3–4 новые гостиницы, под которые еще надо найти земельные участки.
Подобные шаги – это лишь подступы к проблеме. Некоторая определенность обозначилась только 20 мая 2003 г., когда правительство Москвы приняло постановление «О генераль-ной схеме размещения гостиниц в Москве до 2010 г.» Согласно данному документу, намечено построить 224 новые гостиницы и гостиничных комплекса в общей сложности на 200 тыс. мест.
По словам заместителя мэра в правительстве Москвы Иосифа Орджоникидзе, эта цифра в два раза превышает объемы строительства гостиниц в столице за последние сто лет. В соответствии с разработанной концепцией, на центр города придется 22% от общего объема нового строительства – для этих целей было подобрано 57 земельных участков. 45 гостиниц появятся в разных районах столицы у станций метрополитена, 13 новых гостиничных объектов планируется построить в туристическо-рекреационных зонах – Сокольниках, ВВЦ, Коломенском, еще 14 – в районах, где есть крупные оптовые и сельскохозяйственные рынки.
Десяток мотелей и небольших кемпингов разместятся вблизи вокзалов, аэропортов и у МКАД. Специально для командировочных планируется построить две гостиницы в производственных зонах. Но все это планы не ближайшего будущего. Стандартный подход Надо признать: в российских условиях выгоднее и безопаснее вкладывать средства в возведение отелей класса люкс: именно этот сегмент рынка в середине 90-х был освоен ударными темпами. Еще одна причина, по которой, в частности, крупные западные гостиничные сети не брались за строительство трехзвездочных гостиниц, – отсутствие единой системы лицензирования, т.е. присвоения «звездочек».
Хотя и единой международной системы классификации гостиниц нет. Существуют лишь некие общепринятые нормы и параллельно с ними – ряд национальных систем, которых придерживаются гостиничные операторы той или иной страны. Они нередко отличаются друг от друга, и часто туристы удивляются, насколько турецкие звезды отличаются, допустим, от французских. В последнее время в отрасли произошли некоторые изменения. Правительством, например, одобрены предложения Ростуризма о системе классификации гостиниц и других средств размещения. Кстати, принять этот документ, хотя и не работающий в полном объеме, Россию заставил случай.
По словам главы Федерального агентства по туризму России Владимира Стржалковского, без этой системы страна не могла бы претендовать на проведение Олимпийских игр в 2014 г. в Сочи – это было обязательным условием для подачи заявки. «Отсюда понятно, насколько для государства важна единая система гостиничных звезд», – говорит чиновник. Но опять же – фактически отдано предпочтение одной из существующих систем классификации. Критерии оценки сервиса в этой системе близки к французским и шведским, то есть отели, прошедшие сертификацию и классификацию в структурах Ростуризма, реально соответствуют европейскому уровню. Однако другие системы и организации, оценивающие отели, никуда не делись.
И любая гостиница, не потянувшая на 3* по системе Ростуризма, может обратиться туда и получить хоть пять звездочек. Впрочем, можно вообще никуда не обращаться, нарисовать на своем отеле желаемое число звезд, сообщить об этом в каталог отелей, поднять цену и ждать гостей. К примеру, рассказывают, что у входа в одну из периферийных гостиниц можно увидеть табличку: «Гостинице присвоена классификация 5* по решению трудового коллектива».
Между тем число звезд – это количество и качество ресторанов, баров, еды и напитков в них, наличие и число бассейнов, лифтов, качество мебели, сантехники, постельного белья, системы безопасности, уровень сервиса всего персонала – словом, масса самых разных критериев. Тем временем в московской гостинице «Космос», оцененной в 4*, постояльцы, бывало, сталкивались с тем, что из четырех лифтов, рассчитанных на крыло, работал только один. А стоит напомнить, что гостиница эта – 25-этажная. Но, впрочем, нет и организации, которая бы не только сертифицировала, но и проверяла соответствие качеству, гарантировала прозрачность и достоверность своих оценок. Стоит признать, что сегодня лишь немногие московские гостиницы категории 3* могут предоставлять комфорт и услуги европейского уровня.
«Отказное» гостеприимство И все-таки – возведение гостиниц начинает привлекать зарубежных партнеров. Удивительно, но в отличие от отечественных специалистов-оптимистов их прогнозы в сроках окупаемости инвестиционных проектов, связанных с ними, остались прежними – они строго придерживаются 10-летнего цикла.
Лишним подтверждением перспективности вложения денег в московские гостиницы служит интерес, который в последнее время проявляют к ним банкиры – отечественные и зарубежные. Однако они считают прибыльным не строительство, а реконструкцию старых отелей. Реанимирован долгострой – гостиница «Сокольники», обновлен «Будапешт»... Создается впечатление, что градоначальники наконец-то захотели, чтобы гостиничный бизнес в Москве нес такие же золотые яйца, как в Париже и Лондоне – до 10% городского бюджета. Пока же оборот всех московских гостиниц составляет лишь сотую часть казны города. Примерно треть прибыли, как утверждают специалисты, упущена из-за отсутствия достаточного количества мест в трехзвездочных отелях: заявки многочисленных туристов просто аннулировались. Предпримут ли «отказники» еще одну попытку наведаться в нашу столицу? Если да, то будут ли довольны приемом в новых гостиницах? Это будет зависеть от того, изменится ли в Москве фактическое отношение к гостям города.
Николай Алексеев Мир и Дом
Статья о недвижимости получена: IRN.RU