Сегодня завершается работа первого Международного гостиничного форума и выставки. Организаторы и гости невесело констатируют: гостинично-туристский бизнес, конечно, развивается, но не так, как хотелось бы. В результате в 2005 году в Москву - главную туристическую Мекку страны - все меньше едет любознательных и состоятельных немцев и французов и все больше "мелкооптовых" гостей из Азии.
Туристско-гостиничный бизнес формирует 6% ВВП мировой экономики. Восемь процентов трудоспособного населения земного шара работают в сфере гостеприимства.
В Москве таковых всего 1,1%. При том что более трети общероссийского оборота гостиничного бизнеса образуется в Москве. Это свидетельствует о том, что в столице гостиниц мало, они очень дорогие и работают с перегрузками. Эксперты рассказывают подробнее.
— Среднегодовая загрузка московских отелей составляет 70%, а в пиковые сезоны достигает 100%, — рассказывает Андрей Кривошеин, президент ОАО "ГАО Москва", которое выполняет функции посредника между московским правительством и гостиничным бизнесом в городе. — При таком режиме невозможно проводить реновацию номеров, развивать персонал и инфраструктуру отеля. В конце концов, мы можем потерять то, что сегодня имеем.
Принятая правительством генеральная схема размещения гостиниц в Москве до 2010 года, будь она исполнена, решит эту проблему: до 2010 года нужно построить еще 248 отелей. То есть больше, чем за весь XX век. Однако инвесторы не слишком усердствуют.
— Инвестиции в строительство гостиницы окупаются за 7—8 лет, — говорит заместитель мэра Москвы Иосиф Орджоникидзе. — Но если на Западе это считается нормальным сроком, то у нас инвесторы, избалованные сверхприбылями и быстрой окупаемостью в строительном секторе, считают, что это слишком долго. Даже западные инвесторы, выходя на наш рынок, ожидают более высоких, чем у себя, доходов. Чтобы сократить срок окупаемости вложений, инвесторы вместо гостиниц строят жилье или офисы. Так, уже задним числом выяснилось, что компания "Сити-отель", специализирующаяся на гостиничном менеджменте, возводит уже не гостиницу, а гостинично-офисный комплекс.
В ходе работы форума было сделано неприятное открытие: иностранцев к нам едет все больше (в 2000 году — 900 тысяч, в 2006-м — 3,5 млн), но не совсем тех, что нужно — все больше деловых и все меньше путешествующих.
— В 2005 году по всем странам, традиционно поставляющим нам туристов, зафиксирован спад посещений на 10—40%, — сокрушается Орджоникидзе. — Речь идет о Германии, Финляндии, Польши, Франции, скандинавских государствах. Что особенно печально — падает интерес со стороны японцев. Одна из главных причин — отсутствие гостиниц туркласса и дороговизна имеющихся. Для сравнения: в Германии в период чемпионата мира по футболу все гостиницы страны заработали денег меньше, чем за тот же период московские отели. Средняя цена стандартного номера у нас достигла 250 долларов. Московские отели с западным менеджментом стоят дороже своих европейских аналогов. Отечественные управляющие компании оценивают свои услуги ненамного дешевле. При этом две трети наших трехзвездных гостиниц не дотягивают до стандарта. А иные трехзвездные отели стоят столько же, сколько пятизвездные. Их владельцам нет никакого смысла вкладывать деньги в развитие, бороться за клиента — он и так платит. Норма прибыли в гостиничном бизнесе должна ограничиваться государством. Другая причина падения интереса со стороны европейских туристов — уходящая натура Москвы. Когда я вижу череду элитных новостроек в историческом центре на маршруте пешеходных прогулок, я считаю, что это преступление.
Беспокойство чиновника, курирующего гостинично-развлекательное хозяйство Москвы, понятно: по прогнозам ВТО оборот туристской инфраструктуры будет ежегодно прирастать на 4% — это одна из самых динамичных отраслей мировой экономии. И Москва хотела бы оказаться в группе лидеров бизнеса на гостеприимстве.
— Гость для нас был, есть и будет источником доходов, — резюмировал Орджоникидзе.
Справка "Известий"
В Москве работают 187 отелей на 68 тысяч мест. Больше всего гостиниц — 33% — находится на территории Центрального округа, включая все пятизвездные и половину четырехзвездных. На втором месте — 18% — Северо-Восточный округ. До конца текущего года в Москве откроются еще 13 отелей на 3212 мест. До конца 2010 года планируется построить 248 отелей на 98 000 мест. Из них 234 уже проектируются.
Юлия Игнатьева Известия
Статья о недвижимости получена: IRN.RU