По прогнозам экспертов, к 2010 году величина городского автопарка может достигнуть 4 млн транспортных средств, а к 2015 году - 5 млн. И это официальные данные - по неофициальным количество машин в городе растет еще быстрее. В такой ситуации проблема парковочных мест становится очень острой.
Центральный округ столицы хуже всего обеспечен парковками - здесь находится лишь четверть необходимых округу машино-мест. Самый высокий показатель на северо-западе столицы - 47%.
Всего же в Москве насчитывается чуть менее 1 млн парковочных мест - это лишь 38% от необходимого.
В последние годы строительство парковок рядом с новыми домами стимулируется административными мерами. Еще в 2000 году были утверждены "Нормы и правила проектирования и застройки Москвы", согласно которым в перечень "обязательных элементов придомовой территории" входят гостевые автостоянки. В домах эконом-класса одно машино-место должно приходиться на 5-6 квартир, в домах повышенной комфортности - на 0,75-1 квартиру.
Застройщики говорят, что правило это в целом выполняется. В домах бизнес-класса и элитных строятся подземные парковки, иногда даже из расчета две машины на семью. В панельных домах подземные гаражи не строятся, но, как правило, на придомовой территории тот же застройщик строит наземные крытые автостоянки из быстровозводимых конструкций. Это полноценные автостоянки с крышей, въездом и выездом, охраной.
Инвесторы заинтересованы в увеличении количества машино-мест - гаражи повышают спрос на жилье. Однако построить желаемое количество стоянок удается не всегда. Причина этого - ограниченная территория застройки. В правительстве Москвы признают, что нехватка парковочных мест связана с дефицитом земельных участков. Ситуация осложняется тем, что московские дворы оказались неприспособленными к тому, чтобы принять большое количество автомобилей. Проблему усугубляют вездесущие "пеналы" и "ракушки". Изобретение удобное и недорогое, но сегодня "ракушки" так расплодились, что блокируют движение во дворах.
Новые паркинги будут в любом случае дороже, чем "ракушки", но другого выхода нет - в городе не хватит земли, чтобы предоставить каждому по недорогому гаражу, да еще рядом с домом. Постепенно все "ракушки" в городе будут ликвидированы. Уже сегодня право их установки предоставляется лишь гражданам льготных категорий.
Власти делают ставку на строительство так называемых народных гаражей - современных многоуровневых комплексов, которые должны прийти на смену уродцам-"ракушкам". Программа "Народный гараж" существует довольно давно - москвичам предоставляется возможность самим профинансировать строительство многоэтажных гаражей. Город обязуется найти автовладельцам подходящий земельный участок, а также берет на себя затраты на разработку проектно-сметной документации.
Сейчас в Москве выделено 100 земельных участков для строительства гаражей-стоянок по данной программе. К концу года в центре Москвы планируется построить 5 "народных" гаражей, и они уже раскуплены. Под дальнейшее развитие программы в центре подобрано еще 28 участков.
Город делает все возможное, чтобы снизить стоимость машино-места в "народном" гараже - сейчас она на 30-40% ниже рыночной, то есть такой гараж продается фактически по себестоимости. Планируется, что к 2010 году каждое третье машино-место в городе будет построено в рамках программы "Народный гараж". Отказ от прибыли в рамках программы был принципиальной позицией московских властей. Правда, на некоторые обстоятельства не может повлиять даже городское правительство - например, на тот факт, что земля в столице очень дорогая, что и определяет во многом итоговую стоимость парковочных мест.
Сегодня город ищет любую возможность снизить себестоимость машино-места: в частности, внедряет новые технологии - смартпаркинги. По расчетам департамента транспорта и связи, в городе необходимо построить таких модульных вертикальных конструкций на 120-130 тысяч машино-мест. Диковинные на вид парковки уже стали появляться в некоторых районах Москвы.
Валентина Копылова Известия
Статья о недвижимости получена: IRN.RU