Машин в столице становится все больше - представители среднего класса имеют нередко уже по две-три машины на семью. Город оказался не готов к бурному размножению личных средств передвижения и задыхается от автотранспорта. Хронические пробки в центре и на основных магистралях давно стали привычным явлением для москвичей. Однако пробки - далеко не единственная проблема, порождаемая катастрофическим расширением автопарка Москвы. Еще более серьезная проблема - гаражная.
Ее столичные власти надеются решить с помощью программы "Народный гараж" - недавно ее условия изменились.
Найти подходящее "стойло" для четырехколесного "коня" в главном российском мегаполисе — задача не из легких. Поиск места для парковки, особенно вечером, когда большинство соседей возвращается с работы, — проблема, до боли знакомая любому столичному автолюбителю.
Многие предпочитают оставлять машины во дворе дома. Но плотность застройки в столице достаточно велика, а размеры дворов весьма скромные. Порой для того, чтобы хоть как-то пристроить свой автомобиль, водителям не хватает даже пешеходных тротуаров, и местом дислокации машин становятся газоны, детские площадки и другие территории, вовсе для этого не предназначенные. А какие жаркие схватки разгораются иногда, когда кто-то по ошибке или намеренно займет чужую "делянку"!
Одно из наиболее популярных средств ограничить от посягательств приглянувшийся кусочек столичной земли — установить на нем "ракушку". С точки зрения владельца автомобиля такое решение вопроса хранения машины наименее затратно. Однако пригодных для установки легких гаражных конструкций территорий не так уж много. Кроме того, чтобы получить место для размещения тента, надо оформить специальное разрешение и заплатить. Не все владельцы "ракушек" идут по законному пути, предпочитая устанавливать тенты без разрешений. Не так давно городские власти объявили войну стихийному гаражному строительству. В столице ведется инвентаризация всех гаражей типа "ракушка" и "пенал". Планируется выявить незаконно установленные тенты с целью их сноса. Стоит отметить, что демонтаж несанкционированных "ракушек" будет производиться только по решению суда.
Столичное правительство прекрасно понимает, что одними только карательными мерами проблемы не решишь. Если не предложить автовладельцам альтернативы, незаконные "ракушки" будут появляться снова и снова. Поэтому была разработана специальная программа строительства доступных гаражей "Народный гараж", реализация которой началась в прошлом году. Ее суть заключается в том, чтобы за минимальные деньги предложить москвичам удобные паркинги возле дома, одновременно облагородив внешний вид города. По данным мэрии, порядка 90% всех гаражей в столице возводится на инвестиционной основе. Парковочное место в таком комплексе стоит недешево, и большинство столичных жителей не готовы платить эти деньги. А цена "народного" гаража будет практически равна себестоимости строительства, то есть он будет на 30—40% дешевле, чем предлагают инвесторы.
Первоначально предполагалось, что автолюбители будут сами финансировать строительство паркингов. Для этого предусматривалось создание инициативных групп граждан, желающих принять участие в программе. После создания инициативной группы граждане должны были инвестировать в строительство гаража собственные средства. Однако эта модель работает не слишком хорошо — возможно, напуганные историями с обманутыми дольщиками жилищного строительства москвичи опасаются вкладывать деньги в строительные начинания. Да и собраться вместе, чтобы создать инициативную группу, владельцам авто не так-то просто — у всех работа, семья, неотложные дела.
Для того чтобы ускорить решение гаражной проблемы в Москве, городские власти решили изменить схему реализации программы "Народный гараж". Теперь финансированием строительства паркингов будут заниматься не сами москвичи, а городские власти. Принято решение о том, что управление гаражного строительства станет за счет собственных и привлеченных средств осуществлять строительство и реализовывать машино-места в "народных" паркингах. На строительство "народных" гаражей планируется направить все 600 миллионов рублей, которые Москва рассчитывает заработать на инвестиционных гаражах в 2006 году.
2006 год станет знаковым для программы "Народный гараж" — до конца года в каждом из административных округов Москвы появится как минимум 10 участков под их строительство. Впрочем, их может быть и значительно больше, так как в основе программы будет лежать инициатива самих автовладельцев — любой москвич, желающий обзавестись гаражом, может подать заявление в районную управу на участие в программе. Уже подготовлено 42 комплекта исходно-разрешительных документов. По 33 объектам проведены конкурсы и определены подрядные организации, в четвертом квартале текущего года начнется их строительство. 20 объектов планируется ввести в строй в будущем году.
Всего же по целевой городской программе "Народный гараж" на 2005—2007 годы в Москве будет построено 330 тысяч машино-мест, или 6—7 миллионов квадратных метров площадей. Это в полтора раза больше, чем по аналогичной программе на 2002—2004 годы, которая предусматривала строительство 210 тысяч машино-мест. Таким образом, в 2006 году будет построено 111 тысяч мест для хранения автомобилей, а в 2007-м — уже 133 тысячи.
Сергей Стеблов Известия
Статья о недвижимости получена: IRN.RU