Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Бизнес Недвижимость » "Метрополь", который мы можем потерять

 

"Метрополь", который мы можем потерять

 

 

Московский отель с большим историческим прошлым разменивает свою вторую сотню в тревожной обстановке - очень скоро к реконструированному на излете перестройки зданию со всех сторон подступят новые стройки, в том числе подземные: восстанавливаемой гостиницы "Москва", реконструируемых ЦУМа и "Детского мира". Они, по мнению экспертов, способны серьезно омрачить будущее отеля, первым в постсоветской России получившего международную категорию "пять звезд". Устоит ли под натиском нового времени пятизвездочная легенда, или Москва может ее потерять, как совсем недавно потеряла вдруг в одночасье ставший "аварийным" Военторг, а чуть позже и образец сталинского ампира гостиницу "Москва"?

Вообще-то роскошный отель в трех минутах ходьбы от Кремля в декабре 2001 года уже неплохо попраздновал по случаю столетия со дня своего открытия. Только юбиляры умолчали о том, что гостиница очень быстро сгорела - в одной из незаконченных частей здания начался пожар, два дня его пытались тушить, были даже жертвы среди пожарных, но здание все равно практически полностью выгорело.

загрузка...

 

 

А новых постояльцев "Метрополь" принял только 20 февраля 1905 года, каковую дату московские справочники и называют днем хоть и повторного, но самого что ни на есть настоящего рождения отеля.

Неюбилейные мысли

О проблемах в гостинице предпочитают не говорить, особенно с журналистами. Корреспонденту " Известий" так и не удалось встретиться с генеральным директором отеля Юрием Матковым - он был занят другими, более важными делами. Но проблемы очевидны. Стоит взглянуть из окон "Метрополя" на гостиницу "Москва" - точнее, на строительный забор ростом в три этажа, которым окружено сегодня место, где она стояла. Еще недавно столичные власти как будто засомневались, стоит ли застраивать новую площадь, образовавшуюся после сноса грозного шедевра сталинского монументализма. Но сегодня уже ясно, что новую "Москву" строить будут, как и планировалось, - и вверх, и вниз.

Что значит "строить вниз", "Метрополь" хорошо помнит. Когда в 30-е внизу прокладывали метро, наверху у исторических зданий трещали стены. Конечно, серьезная реконструкция отеля, начатая в 1986-м и поразительным образом совпавшая по времени с процессом преобразования России по имени перестройка (завершилась она как раз в год отставки Горбачева), отелю сильно помогла. Возрождали его с помощью финских строителей, те пригласили укреплять фундаменты австрийскую фирму.

До сих пор в "Метрополе" вспоминают о забитых под отелем суперсваях и особой системе заморозки, примененной для укрепления почв. Хотя больше похоже на правду такое свидетельство заставших реконструкцию: австрийцы пробурили огромное количество скважин большого диаметра и под давлением закачали в них раствор. В любом случае реконструкция пошла на пользу гостинице, уже немолодой и построенной к тому же в проблемном месте, на берегу реки Неглинки. После этого даже строительство подземного торгового комплекса на Манежной площади, как утверждают в инженерной службе отеля, зданию ничуть не повредило. На стенах и фундаментах первое время установили специальные маячки, за их состоянием следили специалисты, но никаких подвижек не происходило, и маячки вскоре убрали.

Но торговый комплекс на Манежной все-таки довольно далеко от "Метрополя". Новые подземные стройки грозят приблизиться к нему намного ближе.

В кольце подземелий

Например, строители новой "Москвы" собираются залезть прямо под Театральную площадь. Планируется, что новое подземное пространство пройдет под памятником Марксу, дойдет до "Метрополя" и соединится с комплексом на Манежной. При том что по трассе этой стройки как раз и текла в прошлом река Неглинка. И хотя она давно уже спрятана в трубу, гидрогеология этого участка, как признают многие специалисты, исключительно сложная. В этой части Москвы под землю вообще лучше не лезть. Именно такой совет дала московским властям австрийская фирма, которой в 70-е годы доверили "усилить" фундамент гостиницы "Националь".

Строительство нового гиганта на месте снесенной "Москвы" и без всякой подземной части гарантирует головную боль всем окружающим зданиям, особенно тем, кому за сто, - из-за нагрузок на почву, вибрации.

А тут еще и "Детский мир", до которого от "Метрополя" тоже рукой подать, задумал масштабную реконструкцию. К пяти существующим этажам планируется пристроить еще три. В планах - подземный двухъярусный гараж.

Соседний ЦУМ тоже готовится к большой перестройке, опять-таки с модным нынче "углублением".

Ни одного из этих проектов в службах, отвечающих за состояние здания "Метрополя", по нашим сведениям, в глаза не видели. На обсуждения их не приглашали. Будет ли в связи с новыми стройками проводиться обследование фундаментов гостиницы? Застрахуют ли строители уникальное здание с его не менее уникальным содержимым от строительных рисков? Самое удивительное, что этих вопросов, по-видимому, никто и не задает. Начнутся проблемы - будем думать. Похоже, именно так рассуждают сегодня и в "Метрополе", и в мэрии. И это тем более странно, что речь идет не просто об одном из отелей Москвы. Речь - о национальном достоянии. О целом веке нашей странной и неповторимой истории.

"Метрополь", который нельзя потерять

Главный вестибюль построили финны в ходе той самой перестроечной реконструкции. Следующий вестибюль (он ведет к лифту) сохранился от старого "Метрополя". Сам лифт, правда, заменили, но мозаики над входом прежние. Недавно, рассказывает Екатерина Егорова, менеджер "Метрополя" по связям с общественностью (эта должность появилась в отеле как раз после перестройки), у них останавливался английский искусствовед. Целыми днями бродил по этому вестибюлю и площадке первого этажа, а потом признался, что он много лет изучал творчество Казимира Малевича и теперь твердо уверен, что как раз и этот вестибюль, и площадку художник изобразил на своей ранней картине "Жизнь в большой гостинице" (на ней музыкант с гитарой бредет через холл). Еще у себя в Англии г-н Гринфелд, как звали англичанина, выяснил, что в 10-е годы прошлого века в Москве было только три первоклассных отеля. Но ни один из них не был так красив и роскошен - на здание, украшенное керамическими картинами, башенками и лепниной, ходили смотреть как на чудо, его даже прозвали Вавилонской башней ХХ века. Ни один, кроме "Метрополя", не поражал воображение современников последними техническими новшествами вроде лифтов, холодильников, телефонов и прочего, к чему был так неравнодушен популярный и очень дорогой нынче на Западе русский художник.

"У нас были все"

Заглядываем в так называемый президентский номер 2264. Во времена, когда после победоносной пролетарской революции элитарный отель заполонили люди в кожаных тужурках, в этих трех комнатах принимал посетителей и жил народный комиссар иностранных дел Георгий Чичерин. Выходец из знаменитого дворянского рода не промахнулся, выбрал себе один из самых красивых, со вкусом обставленных антикварной мебелью номеров. Здесь все почти так же, как было при нем, - диван с резными львами на подлокотниках, старинный рояль, венецианское кресло, сделанное век назад по образцам XVII века, роспись на стенах и потолках. Вот только смущает телефон в туалете - неужели при народном комиссаре он здесь был?

Кто жил здесь после г-на Чичерина? Да кто только не жил. Ну, например, король Испании Хуан Карлос. Если бы всех желающих пускали в холл одного из этажей, увешанный фотографиями известных постояльцев, многие лица вы узнали бы с первого взгляда.

"У нас были все", - говорят в "Метрополе". Даже северокорейский лидер Ким Чен Ир. Правда, останавливался инкогнито (в четырехкомнатном президентском номере он больше всего оценил сауну). Между прочим, оба президентских номера выходят на Лубянку, хотя здесь уже и не стоит грозная железная фигура "первого чекиста". Говорят, один из Рокфеллеров, останавливавшихся в отеле, этим фактом очень возмущался. А вот Ким Чен Ира вид из окна вполне устроил.

Дом советов и любви

Кстати, коллеги г-на Чичерина оставили своеобразный след в истории отеля. Они не только на несколько лет превратили "Метрополь" в большое партийное общежитие, дав ему новое имя - Второй Дом Советов. Они сделали его приютом любви. Именно здесь 45-летняя дворянка, дочь генерала, ярая проповедница свободной любви и будущий посол Советского Союза Александра Коллонтай встречалась со своим "милым голубем", 28-летним председателем Центробалта Павлом Дыбенко. Под крышей "Метрополя" расцвела любовь юной Ани Лариной, жившей в номере 3340 с родителями-большевиками, и любимца партии Николая Бухарина (обитал этажом ниже, в номере 2240), так страстно любившего все живое, что на охоте он разную живность подстреливал, а потом приносил домой лечить - в номере у него жил медвежонок, летали птицы.

Ошибка леди Астор

В 30-е годы "Метрополь" из большого партийного общежития вновь превратился в роскошный отель для избранных, причем, в отличие от дореволюционных времен, преимущественно иностранного происхождения. Из всех легенд, связанных с зарубежными постояльцами, особенно трогательна история леди Астор (чета английских аристократов Асторов сопровождала знаменитого писателя Бернарда Шоу, когда он в 1931 году приезжал в Россию). Так вот, в "Метрополь" леди Астор привезла с собой из Англии двухнедельный запас продуктов. Видимо, английская леди плохо представляла себе и то, в какую страну приехала (с продовольствием, конечно, была беда, но ведь не для доверенных иностранных гостей, в которых заинтересован сам Сталин ), и в какой гостинице ее поселили. В общем, перед отъездом домой она раздавала горничным консервы - им-то они точно пригодились.

Интерьеры истории

Понятно, почему в "Метрополе" так любят снимать кинофильмы. Одним из последних снимал великий поляк Кшиштоф Занусси, главную роль у него играл Никита Михалков. Что говорить - не покидая этих стен и ничуть не греша против исторической правды, можно было бы снять такую "Московскую сагу", с такими героями!

Чего стоит один отец-основатель "Метрополя", тот, кто все это затеял, - Савва Мамонтов, потомственный купец, меценат, прозванный современниками Саввой Великолепным. Так высоко начать - с мечты о культурном центре, какого не знала Москва, - с театром размерами больше Венской оперы, гостиницей, рестораном, катком, залами для выставок, зимним садом (под эту мечту акционерное общество "Санкт- Петербургское общество страхования", главным пайщиком которого и был Савва Мамонтов, арендовало целый квартал в Москве, провело конкурс на проект фасадов нового сооружения, в котором приняли участие больше 20 архитекторов, лучшие из лучших)... И так трагически закончить - обвинением в растрате, препровождением в наручниках в Таганскую тюрьму... Его защищал знаменитый Плевако, он был оправдан судом присяжных, но акционеры достроили "Метрополь" уже без Саввы.

А в итоге вместо культурного центра в Москве появился первоклассный - по нынешней терминологии пятизвездочный - отель с тремя ресторанами (за прошедший век московская традиция подобных превращений чисто культурных проектов в доходные мало изменилась).

В общем, следует признать, что судьба "Метрополя" в первый век его существования, как, впрочем, и жизнь породившего его человека, не была простой. В этом смысле начало второго века его истории не сулит ничего нового.

"Подземные работы гостинице не угрожают"

- Подземные работы, ведущиеся вокруг "Метрополя", гостинице не угрожают, - рассказал "Известиям" известный гидрогеолог, профессор кафедры инженерной геологии Московского государственного геолого-разведочного университета академик Евгений ПАШКИН. - Конечно, гидрогеологическая обстановка в этом районе не простая, но она находится под контролем, мы владеем современными технологиями. К тому же проектируемые подземные гаражи под ЦУМом и "Детским миром" находятся за коллектором, по которому течет Неглинка. В Москве первый подземный гараж был построен 40 лет назад в Брюсовом переулке, где когда-то протекал Успенский ручей. И ничего - гараж стоит. Причем, насколько мне известно, находится в хорошем состоянии. Все мировые столицы постепенно "уходят под землю" - ведь в центрах городов давно нет места для стоянок автомобилей.

$2000 за ночь в президентском номере

Здание "Метрополя" находится в собственности правительства Москвы. Столичным властям принадлежит и 30-процентный пакет акций гостиницы, который, как утверждают московские чиновники, приносит неплохие дивиденды. Кому принадлежат остальные 70%, ни в мэрии, ни в самом "Метрополе" не говорят. Скорее всего, им владеют частные инвесторы, которые по какой-то причине хотят сохранить свое инкогнито.

Также в столичном депарменте имущества отказались сообщить "Известиям", какую прибыль приносит городу "Метрополь", сообщив лишь, что претензий к отелю у них нет. Официально базовая стоимость одноместного номера в гостинице составляет 300 долларов за ночь, стандартного - 350 долларов. За номер класса супериор придется заплатить 400 долларов, за полулюкс - 500 долларов, а за люкс - 800 долларов. Ночь в апартаментах будет стоить 1500 долларов. На 100 долларов больше - номер бизнес-люкс. Самый дорогой - номер президентский. Ночь в нем стоить 2000 тыс. долларов. Их в "Метрополе" два. Впрочем, возможны скидки.

"Центральнее нас только Красная площадь и Кремль"

Если бы в "Метрополь" можно было ходить как в музей, желающих было бы предостаточно. Для самых именитых постояльцев экскурсии устраивают сотрудники отеля. Олег Кривалев проработал здесь 22 года: сначала - начальником службы режима, потом - ведущим инспектором по антиквариату.

известия: Это правда, что на последнюю реставрацию антикварных предметов было потрачено 35 кг золота?

Олег Кривалев: Очень сильное преувеличение.

известия: Сравнение отеля с музеем - тоже преувеличение?

Кривалев: Почему же? У нас в гостинице б ольше 800 единиц антиквариата. Недавно я был в гостинице "Астория", так у них всего 50.

известия: Одну из ваших антикварных вещиц, лампу с медведем, хотел купить Майкл Джексон, когда останавливался здесь в 1993 году, но вы ему ее не продали...

Кривалев: Лампа ему действительно понравилась. Она стояла у него в номере. Но всю эту историю журналисты раздули. Майкл Джексон вел себя прилично. Мы, когда готовились его встречать, продумали три варианта входа в гостиницу. А когда его секьюрити приехали, выбрали четвертый вариант - через служебный вход. Прямо туда его длинные лимузины и подъехали. Помню, тогда у нас впервые дежурили 40 милиционеров, перекрывали подступы к гостинице - ведь впервые поп-звезда такого уровня приезжала в Россию.

известия: На некоторых предметах интерьера у вас установлена сигнализация, прямо как в музеях. Неужели постояльцы покушались?

Кривалев: Вот когда я работал в гостинице "Европейская" в Ленинграде, был случай, когда подвыпивший гость из Москвы забрал с собой антикварную вещь, привез ее на вокзал, спрятал там в камере хранения, а потом опомнился и сел ждать, когда за ним приедет милиция. В "Метрополе" я таких случаев не помню.

известия: Зачем тогда нужна сигнализация?

Кривалев: У нас, конечно, нет Рафаэля, но ценные картины есть, и их необходимо охранять.

известия: А как сохранить произведения искусства? Вот в президентских номерах есть, например, сауны?

Кривалев: Увы, тут многое зависит не только от нас, но и от гостей. Был у нас случай, когда одна очень известная дама в антикварной вазе начала ножки парить. Сработала сигнализация, и к ней тут же пришли, предупредили.

известия: Вы застали реконструкцию "Метрополя". Как это выглядело?

Кривалев: У меня осталось два десятка фотографий гостиницы в ходе реконструкции. Если вам их показать, вы "Метрополя" не узнаете. Не руины, конечно, стены оставались, но ведь заменены были все перекрытия, перегородки.

известия: В конце 80-х много писали о том, что реконструкция разрушает интерьеры "Метрополя".

Кривалев: В отеле тогда появились центральное лобби, конференц-зал, увеличили кухню. У нас располагался первый в Москве двухзальный кинотеатр, после реконструкции его не стало. Но интерьеры номеров, фасады восстанавливались по старым чертежам.

известия: То, что происходит сегодня вокруг "Метрополя", я имею в виду стройки, которые начались или скоро начнутся, вас не настораживает? Они не подкосят "Метрополь"? Историю со сносом "Москвы" на себя не примеряли?

Кривалев: Когда я говорю, что работаю в "Метрополе", то объясняю, что центральнее нас только Красная площадь и Кремль. Я не верю в то, что "Метрополь" могут вскоре закрыть на реконструкцию или кто-то примет решение уничтожить его, а на его месте построить новый отель. Эта гостиница вошла в историю как ни одна другая.


Наталья Давыдова Известия
Статья о недвижимости получена: IRN.RU
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью ""Метрополь", который мы можем потерять":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Toyota Camry: Бедная родственница, которая ничего не просит

В тесте участвуют автомобили: Toyota Camry Посмотреть другие фото (1) На фоне чопорных европейских одноклассников предыдущая «Кэмри» выглядит бедной родственницей. У нее нет ни благородной внешности, ни отточенных ездовых качеств, ни обязательного для бизнес-класса престижа.

» Японские автомобили - 2622 - читать


Toyota Yaris: Малыш, который живет на крыше

В тесте участвуют автомобили: Toyota Yaris Четыре года его не было в России. И вот наконец самую маленькую из «тойот» снова можно купить. «Ярис» вернулся!

» Японские автомобили - 5309 - читать


Mazda 5, Opel Zafira: Отличницы, с которыми весело

В тесте участвуют автомобили: Mazda 5, Opel Zafira Посмотреть другие фото (3) Таланты именно этой парочки способны растопить лед недоверия наших соотечественников к компактвэнам. Редкие птицы Лично у меня слово «отличник» не вызывает восторга еще со школьной поры.

» Японские автомобили - 2981 - читать


Mitsubishi Carisma: Предложение, от которого трудно отказаться

В тесте участвуют автомобили: Mitsubishi Carisma Посмотреть другие фото (13) "Мицубиси-Каризма" - это очень выгодное соотношение цены и количества хорошего автомобиля. Выгодная сделка Автомобили престижных марок, как правило, имеют круг преданных почитателей.

» Немецкие автомобили - 4067 - читать


Ferrari - автомобиль, который возбуждает

Ferrari. Это слово надо произносить с мечтательно-задумчивой интонацией в голосе и с небольшим придыханием. И действительно, такие спортивные машины, как Ferrari, навсегда войдут в историю автомобилестроения.

» Разное - 1834 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Бизнес Недвижимость » "Метрополь", который мы можем потерять

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru