Москвичи обеспокоены регулярно появляющимися в прессе сообщениями о том, что столицу «возьмут в кольцо» новые промышленные зоны. Источник паники — сообщения столичного правительства о выводе предприятий из центра города в специально создаваемые за третьим транспортным кольцом резервации. Чего только не предрекают в связи с этим — и экологическую катастрофу, и падение цен на жилье в прилегающих к промзонам районах.
За разъяснениями мы обратились к автору и куратору проекта «ПромСити», депутату Московской городской думы Ирине Рукиной.
— Для чего создан проект «ПромСити»?
— Последняя промышленная планировка в Москве была сделана почти 30 лет назад. Сейчас в городе немалую часть территорий занимают огромные промышленные комплексы. Например, район Магистральных улиц в Северном округе, промзона Калошино на востоке Москвы, Котляково в Южном округе и многие другие. Всего таких зон в черте города — 21. Однако на сегодняшний день они уже во многом утратили свои первоначальные функции и значение.
Задача проекта «ПромСити» имеет два направления. Первое — это обследование существующих промышленных зон для выявления свободных от производства территорий и более рациональное их использование. А второе — создание новых промышленных зон и нового облика города. Москва должна переходить к производствам высоких технологий. Правда, надо понимать, что за короткие сроки это сделать не удастся.
— Насколько я понимаю, интенсификация существующих промзон предполагает развитие производства на их территории. Но ведь есть программа вывода промышленных предприятий за черту города. Не вступают ли эти два плана в противоречие?
— Раньше, в 1998 году, в название этой программы входили слова «реорганизация, ликвидация и перебазирование». Но сейчас этот документ переориентирован на то, что никакой ликвидации быть не должно, только реорганизация и перебазирование. Убыточные заводы ликвидируются сами, но те предприятия, которые продолжают работать, потерять нельзя. Ведь промышленность дает городу огромную долю налогов и немалое число рабочих мест. Поэтому там, где это выгодно, предприятия будут сохраняться.
Вместе с тем под существующую промышленность не нужны те 17–20 тыс. га, которые сегодня занимают в Москве промзоны. На меньших территориях можно получить гораздо большую прибыль, если заставить работать каждый квадратный метр. Для этого надо оптимизировать промышленность с точки зрения территорий и выпускаемой продукции. А на освобожденных территориях можно будет строить столь необходимое городу жилье, административные, офисные, гостиничные комплексы и т. п.
— Какая судьба ждет предприятия, расположенные в «старых» промзонах?
— Мы консультировались с руководителями предприятий, интересовались их планами, взглядом на проблему и нашли множество разных вариантов. Например, предприятие, которое занимает хороший, дорогой участок земли, может подписать договор с городом, освободить территорию, получить участок в новой промзоне и, таким образом, сохранить производство. По договоренности город может предоставить часть освобожденной предприятием земли в его собственность. Предприятие сможет сдать ее в аренду и на эти средства компенсировать создание нового производства.
Заводы, которые не хотят оставаться на прежнем месте и заниматься прежним делом, могут получить компенсацию за освобожденную землю и создать на эти средства что-то принципиально новое. Либо предприятие становится участником программы, получает часть земли на прежнем месте под выгодное строительство и инвестирует средства в наш проект.
В любом случае никто никого насильно выгонять и отбирать землю не будет, все будет решаться только путем переговоров.
— Как реагируют на ваши замыслы те, кого они коснутся самым непосредственным образом, — предприятия и потенциальные инвесторы?
— Со стороны предприятий отрицательной реакции нет совсем. Есть огромный интерес к проекту, ожидание и нетерпение, все ждут, когда начнется его реализация.
Очень велик интерес и у потенциальных инвесторов. Учитывая разницу стоимости земли в центре и на окраинах, проект представляется очень выгодным, а если мы дадим инвесторам еще и какие-то преференции, подкрепим привлекательность проекта законодательно, интерес еще больше возрастет. Проектом уже заинтересовались не только московские и российские компании, но и иностранные инвесторы.
— В СМИ появились сообщения, что Москву «возьмут в кольцо» из девяти новых промышленных территорий…
— Это не так. Я реально вижу только три большие площадки, которые не годятся под другую застройку, кроме промышленной. Например, район Молжаниново, где будет реализован пилотный проект «ПромСитиСевер». Над этой территорией заходят на посадку самолеты, следующие в аэропорт «Шереметьево», а под землей проложены трубопроводы высокого давления. Там, на площади 108 га, будет построена промзона «Планерная», и постановление об этом уже подписано.
Определенный интерес в плане промышленного развития представляет южная зона Зеленограда. Нами рассматривалась также территория Щербинки, но правительство города приняло решение строить там жилье. Хотя первоначально необходимо вывести оттуда военный аэродром, судьба которого пока не решена. Если аэродром будет перемещен, в этом районе построят жилые дома. Если же он останется на прежнем месте, то территория площадью около 50 га будет по-прежнему непригодна для жилищного строительства, и там можно будет создать промзону.
— На каком этапе находится сейчас разработка проекта?
— Проект уже получил определенный статус. Все члены правительства Москвы в один голос заявляют, что альтернативы ему нет. По поручению мэра создана рабочая группа, которую я возглавляю.
Технико-экономическое обоснование будет готово к середине мая. Мы должны все просчитать и создать мотивацию для потенциальных инвесторов.
Для реализации проекта создана новая структура — ООО «ПромСити». Одновременно формируется открытое акционерное общество, 100% акций которого будут принадлежать правительству Москвы. Для того чтобы проект заработал, надо создать коммуникации, транспортную инфраструктуру, инженерные сооружения, систему автономной энергетики.
— Сколько времени займет реализация проекта «ПромСити»?
— Пилотный проект — промзону «Планерная», которая будет строиться практически с нуля, планируется полностью завершить минимум через 5–6 лет, а всю реорганизацию промышленных территорий Москвы — к 2020 году. Есть мысль создать на месте новой промзоны технологическую деревню. Построить два-три доходных дома, где будут сдаваться в аренду дешевые квартиры. Таким образом, мы надеемся подойти к решению и кадровых проблем, и демографических.
— Создание новых промзон неизбежно скажется на экологической обстановке…
— Никаких «грязных» производств там не будет. Никто не позволит сейчас создавать в Москве экологически неблагополучные предприятия, а через несколько лет таких в городе вообще не останется.
Забота об экологии входит в концепцию «ПромСити». Все необходимые средства для экологических мероприятий обязательно будут заложены в смету проекта.
А по поводу первой промзоны «Планерная» могу сказать, что там предполагается разместить промышленность высоких технологий и научные центры, которые в принципе не могут представлять никакой экологической опасности.
— Кто финансирует проект?
— Обязательно будет задействован фондовый рынок, кредиты коммерческих банков с погашением части процентной ставки из бюджета города, гарантии правительства под привлекаемые инвестиции, механизм залога земли. Общая стоимость всего проекта «ПромСити» составит более $11 млрд.
Елена Мамонова М2 - Квадратный метр
Статья о недвижимости получена: IRN.RU