Москва - огромный индустриальный центр. Промышленные зоны занимают более 20 тысяч гектаров земли - от 20 до 25 процентов всей территории столицы в пределах МКАД. Такая концентрация промышленности городу и горожанам безусловно на пользу. Реальное производство - это бизнес, налоги, рабочие места, заработная плата, внутрикорпоративные социальные программы, нужная продукция и ценовая конкуренция. Но все эти бесспорные блага может дать только действительно реальное, эффективное, высокотехнологичное и современное производство.
К сожалению, многие столичные предприятия и даже целые промзоны по сути являются настоящим балластом для города: они либо "коптят небо" в ущерб экологии, либо просто сдают в аренду дефицитные территории и производственные площади. Согласно Генеральному плану развития Москвы до 2020 года значительная часть таких зон подлежит реформированию с использованием высвобождающихся территорий в качестве земельного резерва для жилищного строительства.
В этом году мы уже рассказывали о деятельности ГУП "Московский центр освоения резервных территорий", являющегося органом возглавляемой В.И.Ресиным Городской комиссии по перебазированию, переформированию, ликвидации предприятий и организаций. За сравнительно недолгий период деятельности ГУП "МЦОРТ", выполняя функции единого заказчика по обследованию предприятий и разработке предпроектной и конкурсной документации по реорганизации производственных территорий Москвы за исключением Центрального административного округа, проделало большой объем работы. Постановлением Правительства Москвы №1065 от 24 декабря 2002 года "О первоочередных мероприятиях по совершенствованию механизма реорганизации производственных территорий города Москвы" утвержден подготовленный специалистами ГУП "МЦОРТ" базовый адресный перечень городских промзон, предназначенных для обследования и первоочередной разработки предпроектной и конкурсной документации на 2003 год.
Весь текущий год велась работа по выполнению этого постановления, предусматривающего обследование 419 предприятий в 18 промышленно-коммунальных зонах, занимающих площадь 1404 гектара. Отведенный постановлением срок еще не истек, но, по словам генерального директора ГУП "МЦОРТ" А.М.Бакуничева, обследование всех 18 промзон практически завершено, хотя базирующихся там предприятий оказалось даже больше, чем предполагалось, - около 600. Излишек образовался за счет почти полулегальных предприятий, которые не оформляли никаких разрешительных документов, не вносили арендной платы. На сегодняшний день есть полная ясность по всем промзонам. По каждому расположенному в них предприятию подготовлено заключение об уровне его рентабельности, степени необходимости для города, эффективности использования территорий и производственных площадей, экологической безопасности. На основании этих заключений определены предприятия, которые будут продолжать работу на прежнем месте в полном объеме или подлежат перебазированию либо реформированию. Выявлены и недееспособные или просто недобросовестные фирмы, дальнейшее существование которых нецелесообразно.
Технология обследования предполагает довольно кропотливую работу. Сначала предприятиям раздаются подробные опросные листы и градостроительные паспорта. После заполнения в них отражается исчерпывающая информация о предприятии: правоустановочные документы, количество работников, номенклатура выпускаемой продукции, детальное описание всего имущественного комплекса, перечень проведенных экологических мероприятий, уровень рентабельности и многое другое. Данные опросов подкрепляются, дополняются и проверяются запросами, направленными в Комитет по делам о несостоятельности, Москомприроду, Департамент имущества, Москомзем, Комитет по реформированию оборонных предприятий, вышестоящие отраслевые организации, например в Управление транспорта и другие организации.
Результаты обследований передаются в НИиПИ Генплана, где на их основе создается реальная картина возможностей застройки с учетом остающихся и выводимых предприятий, обременений для инвесторов, экологического состояния территорий и других факторов.
Завершив в целом обследование входящих в базовый перечень промзон, ГУП "МЦОРТ" начинает работу по практическому освобождению территорий. В этих целях в ГУПе создается еще одно Управление, которое будет выполнять функции технического заказчика по подготовке передачи под застройку ликвидируемых промзон. МЦОРТ, занимавшийся до этого исследовательской аналитической работой главным образом в сфере экономических расчетов, приступает к решению технических задач. В силу того, что не менее половины предназначенных к выводу предприятий (а таких более 300) намерены и в дальнейшем продолжать свою производственную деятельность, приходится искать и предлагать им новые площадки и производственные помещения, оформлять на них необходимую исходно-разрешительную документацию. В Москве пригодных для этих целей свободных земель ощутимо не хватает, а вывод работающих предприятий в область столичная власть не приветствует - вместе с ними в другой субъект федерации уходят рабочие места и налоги. Площадки для перебазирования нужно искать в Москве, в том числе и на вторичном рынке. Поэтому в ГУП "МЦОРТ" создается отдел, который будет заниматься, по сути, риэлторской деятельностью по поиску продавцов производственных площадей.
В Москве вообще довольно сложно найти свободную площадку для создания новых производственных площадей. Еще труднее удовлетворить при этом все пожелания перебазируемых предприятий. Например, при освобождении площадки под строительство магазина Metro Cash and Carry ЗАО "Моспромстрой" выдвинуло требование, чтобы все 5 находившихся там строительных управлений были перебазированы на одну территорию. В итоге моспромстроевцы согласились только на 18-й вариант, предложенный ГУП "МЦОРТ". Подобное случается сплошь и рядом, ведь МЦОРТ не имеет права навязывать площадки добросовестным, не имеющим серьезных нарушений и нареканий предприятиям. Как правило, соглашения достигаются путем переговоров на основе экономической заинтересованности. Переезд предприятия на новую площадку осуществляется за счет инвестора, который определяется городом на тендерной основе. Конкурсную документацию для тендеров на право застройки освобожденных участков тоже готовит ГУП "МЦОРТ".
ГУП "МЦОРТ" занимается не только "расчисткой" промышленных зон путем вывода одних и ликвидации других, недобросовестных или нефункционирующих предприятий. Некоторые малопригодные для жилищного строительства промзоны с достаточным числом эффективно работающих и необходимых городу предприятий нужно, наоборот, уплотнять. Туда перевозятся подлежащие перебазированию рентабельные производства из предназначенных к ликвидации промзон.
Основная теперь уже практическая работа как по освобождению, так и по уплотнению промышленных зон, включенных в базовый адресный перечень постановления №1065, еще впереди. Параллельно будет вестись масштабное обследование новых промзон. По поручению Правительства Москвы ГУП "МЦОРТ" совместно с префектурами и НИиПИ Генплана разработана и уже согласована с Городской комиссией по перебазированию, реформированию и ликвидации предприятий целевая программа реорганизации производственных территорий на 2004 - 2006 годы. В соответствии с этой программой в работу по обследованию ежегодно будет включаться по 1,5 тысячи гектаров производственных земель, или 400 - 450 производственных предприятий. Как показал опыт этого, еще не закончившегося года, с такими объемами ГУП "МЦОРТ" вполне справляется. На очереди - разработка концепции реорганизации промзон на период до 2010 года. Всего же Генеральный план развития Москвы до 2020 года предусматривает уменьшение территорий производственного назначения с 10,5 до 15 тысяч гектаров, ликвидацию 16 и частичное сокращение 20 из 66 городских промзон.
Александр Сорокалетов Московская правда
Статья о недвижимости получена: IRN.RU