Гаражей в Москве не хватает — это аксиома. Сегодня в городе зарегистрировано более 3 млн автомобилей. Ежегодно их количество увеличивается на шестизначное число. По одной версии, на 150 тыс., по другой — на 250 тыс. Между тем мест «организованного хранения автомобилей» в столице всего около 900 тыс., или, как изящно выразился прошлым летом первый заместитель руководителя Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции Москвы Константин Королевский, «чуть менее 1 млн».
Из чего следует, что город обеспечен гаражами менее чем на треть.
Если в столице исчезает дешевое жилье, магазины, услуги, учреждения культуры, то почему, собственно, в ней должно оставаться место для дешевых автомобилей и недорогих паркингов для них?
Сезонное обострение борьбы с «ракушками»
Идеальный по своей простоте вариант — снести «ракушки», а за парковку во дворах и других не предназначенных для этого местах жестко штрафовать силами участковых. Оба предложения с нарастающей частотой звучат в Мосгордуме и правительстве.
За время существования «ракушек» (с начала 1990-х годов), московские власти то разрешали их, то запрещали, то вводили плату, то отменяли. На данный момент в городе установлено от 350 тыс. до 700 тыс. «ракушек» и «пеналов», из которых зарегистрировано только несколько десятков тысяч. Попробуйте выяснить ситуацию с этими «легкими металлоконструкциями» хотя бы в одной районной управе, вспомните, что этих управ в Москве добрая сотня, и вы простите автору эту приблизительность. Следует признать, что некоторые аргументы властей звучат убедительно. «Ракушки» действительно уродуют внешний вид дворов, нарушают принцип справедливости, равных прав жильцов дома на пользование придомовой территорией, нарушают законодательство в области противопожарной безопасности, перекрывая подъезды к дому.
И будто бы на этот раз власти взялись за дело всерьез. Мэр приказал создать в управах специальные «инвентаризационные группы», которым поручат выявлять «незаконные гаражи». Вероятно, эти группы существуют еще только на бумаге, а у соседа как-то утром сердце прихватило: увидел на своем гараже подозрительный крестик. Оказалось, дети в «казаков-разбойников» играли.
Настоящих буйных мало —вот и нету вожаков
Понятно, кавалерийским наскоком «ракушку» не своротить — здесь без многоходовой комбинации не обойтись.
Можно пофантазировать на тему обновленного Жилищного кодекса и преимуществ независимых товариществ собственников жилья. О том, что когда-нибудь власти все-таки разграничат придомовые территории, отдадут землю жильцам в «вечное и безвозмездное» пользование. Тогда-то чувство хозяина свое и возьмет: общее собрание жильцов разберется, где детишкам играть, где собакам гулять, где «железным коням» стоять. А власти станут деликатно все это подталкивать в европейском направлении.
Но можно на эту тему и не фантазировать. Даже тем ТСЖ, что уже созданы, в очереди на размежевание придомовой территории стоять лет 20. Реально и без очереди, но это уже совершенно не наша тема. Впрочем, давно слежу за одним товариществом: счастливчики, они не только размежевались, но и оформляют разрешительные документы на оборудование автостоянки. Уже четвертый год. Обещали позвонить, когда закончат.
Московские власти пошли другим путем: в 2004 году они выдвинули программу строительства «народных гаражей».
Организуйтесь, складывайтесь, создавайте юридическое лицо, нанимайте подрядчика, стройте и сыпьте в шапку бумажки с номерами — чьей машине стоять ближе к въезду. Иначе как вбросом идеи эту программу назвать трудно: она не предложила ничего такого, чего заинтересованные граждане не могли бы сделать раньше.
Но как вы себе представляете процесс «организации» граждан? Я — следующим образом. Весна. Гражданин любовно подновляет свою «ракушку». Подходят двое: «Здорово, сосед! Давай с нами народный гараж строить. Всего по пять штук баксов с носа. Вот он, его Колян зовут, будет председателем правления. А то смотри, подгонят кран — и нет твоей «ракушки». Гражданин оглядывает двор, прислушивается — тихо. «Не-а», — отвечает и макает кисточку в краску.
Правительственный народный гараж
«Ну, как хотите! — обиделось столичное правительство через год, не дождавшись вала заявок от населения. — Для вас же старались». И обновило программу. Теперь оно, правительство, само станет строить народные гаражи и продавать желающим. Далее начинается нечто непонятное.
На последней пресс-конференции К. Королевский привел много впечатляющих показателей. Беда в том, что они плохо согласуются друг с другом. В рамках целевой программы на 2005–2007 годы в столице намечено ввести в эксплуатацию 330 тыс. машиномест. По словам заместителя главы Департамента градостроительной политики, на сегодня в работе 100 земельных участков, по 43 из них разработан акт разрешенного использования. По 33 объектам проведены конкурсы и определены подрядные организации, 20 из них предполагается сдать в эксплуатацию к концу 2007 года. «Это порядка 5 тыс. машиномест, но они — только первый шаг», — сообщил К. Королевский, умолчав о том, когда город сделает еще 65 шагов, построив все 330 тыс. машиномест.
Звучали и более внятные сведения о гаражах: 87 тыс. машиномест в 2006 году, 135 тыс. — в 2007-м. Но где тут «народное», а где — не совсем, понять решительно невозможно.
Удивительным образом чиновник описал площадь машиномест: «Это не гараж 3х6 м, это порядка 40 кв. м». Чудесно, но, еще раз уточнив, что планируется ввести 330 тыс. машиномест, чиновник подытожил: «Это 6,7 млн кв. м площадей». Но если 6,7 млн разделить на 330 тыс., то площадь среднего гаража окажется вдвое меньше обещанной — 20,3 кв. м.
Когда я слышу слово «народный»…
Но поразительнее цифр отдельные формулировки. Если объединиться для возведения «неправительственного» народного гаража могли все, кому не лень, и на равных условиях, то место в «правительственном» народном гараже на льготных условиях дадут только жильцам неприватизированного жилья. Видимо, столичные чиновники решили больше не путать людей разными формулировками понятия «малоимущий» и нашли идеальную: неприватизированная квартира — народ, приватизированная — олигарх.
Но и это еще не все. Приобретать машиноместа «практически по себестоимости» позволят только жильцам близлежащих домов. Остальным придется выкладывать рыночную стоимость. Помнится, несколько лет назад один гаражный застройщик уже «шутил эту шутку». Финал выглядел примерно так:
— Здравствуйте, я пришел покупать машиноместо по «твердой» цене, как вы обещали, когда сносили наши гаражи.
— Извините, уважаемый, по «твердой» — только жильцам близлежащих домов, а ваш дом во второй линии, значит, удаленный. Извольте по рыночной.
— Как по рыночной? Как удаленный? Я эту «хрущевку» за полторы минуты обхожу, у меня здесь гараж 15 лет стоял! Да эта первая линия у вас и двух машиномест не купит!
— Знать, не судьба... А вы извольте по рыночной.
Перефразируя слова одного нехорошего человека, хочется сказать: «Когда я слышу слова «доступный», «народный» и «ниже рыночных», рука тянется к пистолету».
Ничего себе стоимость!
Неясного много. По словам К. Королевского, в цену реализации машиноместа — от $5 тыс. и выше — войдет только себестоимость строительства плюс не более 10%, включающих оплату услуг заказчика. Кто согласится строить на таких условиях и что? В лучшем случае это будет бетонная «винтушка» («болт») с сеткой-рабицей вместо стен. Правда, часть мест станут продавать по рыночной цене, но появляются новые вопросы.
Что значит себестоимость? Из чего она складывается? Кто ее определяет?
Можете ли вы уверенно сказать, насколько превысит заявленные $5 тыс. стоимость машиномест в «народных гаражах» к началу продаж? Сегодня чаще звучит цифра $7 тыс.
Другое дело — рыночные цены. Выяснил, как идут продажи у конкурентов, накинул 10–20%, объявил, что 70% машиномест (квартир, офисов) распродано, и ждешь. Если товар уходит плохо, устанавливаешь другие цены. Если хорошо — третьи. На то они и рыночные. А рынок у нас своеобразный. Мест дешевле, чем за $20 тыс., в подземных гаражах новостроек или приличных наземных многоэтажных паркингах уже не найти. Если же вы хотите место с краю (ближе к въезду) или у стены (чтобы было куда «запаски» прислонить), то выложить придется больше.
Так складывается, что стоимость гаража в многоквартирном доме составляет примерно треть цены авто. Другие предложения вызовут у новосела подозрение или раздражение. У нас цена машиноместа и машины один к одному — почти счастье.
Игра на повышение
Итак, декларируемые объемы ввода машиномест (87 тыс. в 2006 году, 135 тыс. — в 2007-м) вдвое меньше ежегодного прироста автомобилей в столице. Совсем недавно, в апреле этого года, издано постановление правительства Москвы, предписывающее обязательно предусматривать подземные гаражи в муниципальных домах.
В таких условиях малейшее покушение на «ракушки» вызовет не только социальный взрыв, но и резкий скачок цен на машиноместа в «народных» гаражах. От $5–7 тыс. не останется и следа. Нет, до $30 тыс. не дойдет: большинство «ракушечников» скорее откажутся от автомобилей. Но это пессимистический и, прямо скажем, маловероятный сценарий.
Оптимистический вариант развития событий таков: разговоры о скором сносе «ракушек» — игра мэрии на повышение привлекательности проекта «народных гаражей». Игра вовсе не опасная. Это где-нибудь на Западе одно неосторожное слово политика выводит на улицы сотни тысяч разгневанных граждан. У нас слова и дела живут сами по себе. У нас все «по факту». Вот въедет кран во двор, тогда и думать станем.
Есть третий, сугубо административный сценарий. Поверим, что он возможен, если инвентаризационные группы управ смогут, наконец, нанести на карты районов все гаражи. Давление на «ракушки» будет нарастать, они начнут «вымываться». В первую очередь из тех районов, где предполагается возводить относительно дешевые гаражи («народные», «подэстакадные» и пр.). Будут способствовать этому и административные заслоны на пути установки новых «ракушек», и ужесточение правил регистрации (и перерегистрации) гаражей, требований к их состоянию и содержанию.
Словом, хвост собираются рубить постепенно. «Ракушки» станут умирать и естественной смертью, вместе с автомобилями и самими дворами реконструируемых кварталов. А когда в общественном сознании «ракушки» из массового явления успеют превратиться в досадный пережиток, будет принято окончательное решение.
Альберт Акопян М2 - Квадратный метр
Статья о недвижимости получена: IRN.RU