Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Бизнес Недвижимость » Такой неСКЛАДный бизнес

 

Такой неСКЛАДный бизнес

 

 

Предложение складских помещений в столице продолжает оставаться очень ограниченным. Пожалуй, ни в одном другом сегменте рынка коммерческой недвижимости не наблюдается столь острого дефицита площадей. По количеству предлагаемых объектов, особенно класса А, Москва значительно отстает от остальных европейских столиц.

В то же время аналитики отмечают, что складские помещения класса А являются самыми привлекательными для инвесторов: на рынке отсутствуют действительно качественные помещения и постоянно увеличивается спрос на них. Конечно, в Москве и области имеется много разнообразных помещений под хранилища.

загрузка...

 

 

Но, как правило, это постройки 30–40-летней давности — соответственно, очень плохого качества. Примерно 60% из них, по оценкам экспертов, сложно отнести даже к классу С или D. Понятно, что современным компаниям нужны помещения совершенно другого уровня. По разным оценкам, в Москве только около 200–300 тыс. кв. м площадей соответствуют международным стандартам.
Спрос и предложение
К сожалению, в силу ряда причин складской рынок развивается очень медленно. Инвесторы пока предпочитают работать с офисной, жилой и торговой недвижимостью — главным образом, по той причине, что эти три сегмента гарантируют более короткий срок возврата вложенных средств. Складские же помещения класса А окупаются только в течение шести–восьми лет. Однако финансовые и временные затраты на возведение складов гораздо ниже, чем на строительство офисных и торговых помещений.
Кроме того, по-прежнему остаются актуальными две известные проблемы: недостаток земель промышленной категории и сложности при получении согласований и разрешений для смены целевого назначения участка и перевода его в промзоны.
Непрозрачность земельного рынка приводит к тому, что на этапе выбора участка невозможно точно определить бюджет и сроки строительства, к тому же существует постоянный риск срыва сделки. Бумажная волокита может занять год. Фактически в Московской области отсутствуют земельные участки, расположенные на магистралях с интенсивным грузопотоком и подготовленные для складского строительства.
Бюрократические проволочки пугают западных инвесторов, поэтому они ведут себя осторожно и не слишком торопятся вкладывать средства в российский складской рынок. Основной рост рынка обеспечивают российские девелоперы: у них возникает меньше проблем с получением земли, но гораздо больше — с получением финансирования. Возможно, из-за этого максимальный объем площадей большинства проектов российских девелоперов не превышает 20 тыс. кв. м.
Спрос на качественные складские площади значительно обгоняет нынешний объем имеющихся помещений. В 2004 году доля свободных площадей помещений класса А, по данным специалистов компании Blackwood, составляла 0%, класса В — 3% и класса С — не более 25%.
Основными потребителями складов на данный момент являются логистические операторы, производители товаров народного потребления и продуктов питания и ритейлеры. Сегодня спрос на складские помещения специалисты оценивают на уровне 1,5 млн кв. м. В целом, по данным аналитиков компании Knight Frank, объем спроса (с учетом потенциального и скрытого), составляет не менее 4,5 млн кв. м.
Всего качественных площадей в настоящее время насчитывается около 1,5 млн кв. м. Объем предложения складских помещений класса А составил около 700 тыс. кв. м, класса В — 900 тыс. кв. м, класса С — около 200 тыс. кв. м. При этом предложение в 2004 году увеличилось всего лишь на 250–350 тыс. кв. м вместо запланированных 500–600 тыс.

Классовое неравенство
Любопытно, что на развитом европейском рынке склады вообще не классифицируются. Западные компании подбирают склады, используя простейший критерий: подходит им данное помещение или нет, то есть исходя исключительно из своих потребностей. Стремление российских девелоперов разбить складские помещения по классам в условиях несформировавшегося рынка вполне объяснимо: это позволило бы потребителям, инвесторам и банкам говорить на одном языке. Но до настоящего времени общепризнанная классификация складских помещений, подобная той, которая существует в секторах торговой и офисной недвижимости, не разработана. Поэтому пока каждая компания подразделяет склады на категории по-своему, не всегда эти схемы будут совпадать.
Некоторые специалисты склонны считать, что отсутствием общепринятой классификации обусловлен высокий (по сравнению с другими классами) уровень доли свободных помещений в классе B. В этой категории присутствуют, пожалуй, наиболее разные по качеству помещения: сюда относят и те объекты, которые по каким-либо причинам не дотягивают до высшего класса, и те, качество которых явно выше, чем у складов класса С и D.
Арендные ставки
В настоящее время построенные складские помещения сдаются в аренду еще на этапе строительства, практически на все новые площади уже заключены договора аренды или достигнуты предварительные договоренности об этом.
Увеличение потребительских расходов в России сопровождается взрывным ростом спроса со стороны дистрибьюторских организаций, фирм-производителей и логистических компаний на качественные складские помещения, что приводит к возникновению дисбаланса между спросом и предложением. Этим объясняется 6%-ный рост арендных ставок в течение последних трех лет.
По мнению специалистов рынка, в этом году ставки достигли предела. Наиболее часто запрашиваемая сумма колеблется сейчас от $120 до 130 за 1 кв. м в год. Те же цифры сохранятся и в следующем году. Однако в течение следующих четырех–пяти лет, по мере увеличения предложения на рынке складов, ожидается снижение ставок до $100 за 1 кв. м в год.
По размеру арендуемых площадей наиболее востребованы (более 56% суммарного спроса) складские помещения площадью 1–5 тыс. кв. м. Начинает прослеживаться тенденция увеличения спроса на большие помещения — от 10 тыс. кв. м (около 5% общего спроса).
Цена реализации в текущем году составила $1150–1350 за 1 кв. м. Стоит отметить, что на продажу складские помещения пока выставляются крайне редко: в этом году таких случаев зафиксировано не было, несмотря на устойчивый интерес как со стороны логистических компаний, так и со стороны инвесторов.
В последнее время аналитики наблюдают на рынке складов интересную тенденцию: все более активно арендуют площади логистические операторы, специализирующиеся на предоставлении широкого спектра услуг. Они предоставляют конечной компании-потребителю и место на складе, и разнообразные виды обслуживания.
Следует учесть, что большая часть построенных и еще строящихся объектов представляет собой так называемый сектор build-to-suit, то есть предназначена для нужд владельцев.
Освоение новых территорий
До 95% общего объема спроса приходится на область, ограниченную бетонной кольцевой дорогой A-107, располагающейся на расстоянии 25–45 км от МКАД.
Наиболее востребованными остаются северо-западное и западное направления, являющиеся основными путями, по которым привозятся импортируемые из Европы грузы. Популярностью пользуются также южное и юго-восточное направления (для транспортируемых в регионы России грузов).
По данным экспертов компании Knight Frank, около 90% всех современных складских комплексов находится внутри или в непосредственной близости от «бетонки». Наиболее активно складское ведется строительство по Ленинградскому, Каширскому, Варшавскому, Новорижскому и Новорязанскому шоссе.
Специализированные складские комплексы внутри железнодорожного и третьего транспортного кольца в Москве фактически отсутствуют из-за действующего запрета на движение большегрузного автотранспорта.

Мария МАКАЛКИНА, фото Семена ХОХЛОВА

Роман БУРЦЕВ
Директор отдела индустриальной и складской недвижимости
компании Knight Frank:
— Мы прогнозируем умеренный рост арендных ставок в течение двух лет с последующей стабилизацией. В то же время можно предположить, что текущий уровень ставок является почти предельным для рынка. Хотя как минимум в течение следующих трех лет не ожидается насыщения рынка качественными складскими помещениями.
Высокие арендные ставки и огромная разница между спросом и предложением дают доходность инвестиций в складские проекты от 18 до 21% в год.

Алексей ГРИШКО
Начальник отдела складской недвижимости компании Jones Lang LaSalle:
— Пока остаются нерешенными земельные вопросы. Если они станут более прозрачными и понятными, то это будет способствовать массовому выбросу объектов на рынок. В следующем году должно появиться порядка 400 тыс. кв. м новых площадей. Правда, в России существуют высокие ценовые риски, и можно ожидать, что многие из запланированных проектов так и не будут реализованы: слишком нестабилен рынок.

Михаил ГЕЦ
Руководитель департамента коммерческой недвижимости компании Blackwood:
— Строительство складов увеличивается небольшими темпами, и в 2005 году ситуация вряд ли изменится. Если пройдет какая-то позитивная информация или правительство Московской области предпримет какие-нибудь действия, например, упростит процедуру перевода земель или создаст специальную комиссию для возведения складских комплексов, тогда процесс пойдет быстрее. В этом случае есть вероятность, что в 2006 году большой спрос, который сейчас наблюдается, несколько уменьшится. Ожидается, что в ближайшие пять лет предложение на рынке складской недвижимости будет расти ежегодно на 350–450 тыс. кв. м за счет нового строительства. Кроме того, ожидается появление больших терминалов площадью 200–300 тыс. кв. м.


Мария Макалкина М2 - Квадратный метр
Статья о недвижимости получена: IRN.RU
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Такой неСКЛАДный бизнес":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Chevrolet запускает в производство новый седан бизнес-класса Malibu

Компания Chevrolet анонсировала новое поколение седана бизнес-класса Malibu, которое появится в шоу-румах дилеров весной 2007 года. Новинка построена на общей платформе концерна General Motors под названием «Epsilon», длина колесной базы которой составляет 2845 мм. На этой же платформе построен и еще один новый автомобиль концерна – Saturn Aura, однако он позиционируется как более престижный и мощный, и оснащается исключительно двигателями V6.

» Американскии автомобили - 2808 - читать


Выбираем ценности. Бизнесмены не всегда понимают, что такое организационная культура

Странная новость на рынке консультационных услуг: быстро растет спрос на развитие организационной культуры. То, что еще совсем недавно наши клиенты воспринимали с кислой ухмылкой (мы, дескать, материалисты!), теперь вызывает живейший интерес. Хоть в столице, хоть на окраинах.

» Бизнес идеи - 2763 - читать


Так ли проста упрощенка для малого бизнеса?

ToT / 6 мая 2002 г. Госдумой принят в первом чтении Правительственный проект главы 262 "Упрощенная система налогообложения для субЪектов малого предпринимательства". Практически каждый россиянин уже знает, что на сегодняшний день основным ограничением для применения такого специального налогового режима является лимит по доходам от реализации для организаций и по доходам, полученным от предпринимательской деятельности для индивидуальных предпринимателей в размере 7,5 млн. ( ...

» Бухгалтерия и аудит - 1984 - читать


Так ли проста упрощенка для малого бизнеса?

ToT / 6 мая 2002 г. Госдумой принят в первом чтении Правительственный проект главы 262 "Упрощенная система налогообложения для субЪектов малого предпринимательства". Практически каждый россиянин уже знает, что на сегодняшний день основным ограничением для применения такого специального налогового режима является лимит по доходам от реализации для организаций и по доходам, полученным от предпринимательской деятельности для индивидуальных предпринимателей в размере 7,5 млн. ( ...

» Бухгалтерия и аудит - 0 - читать


Что такое бизнес-план

Мы сталкиваемся с планированием во многих аспектах жизни. В бизнесе же план - это основа основ. Внешнее планирование, внутреннее планирование - всегда нужна "дорожная" карта.

» Управление и менеджмент - 5911 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Бизнес Недвижимость » Такой неСКЛАДный бизнес

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru