На рынке торговой недвижимости Москвы в первом квартале текущего года были заметны те же тенденции, что и в 2005 году, — данный сегмент все еще далек от насыщения, но темпы роста арендных ставок постепенно замедляются. Новые проекты по‑прежнему растут как грибы после дождя. Обзор актуального состояния рынка торговой недвижимости предлагает компания Becar Commercial Property.
Торговая недвижимость является одним из наиболее инвестиционно привлекательных секторов коммерческой недвижимости, что выражается в сравнительно небольших сроках окупаемости (пять–семь лет) и высоком уровне доходности (в среднем 15 % при строительстве новых торговых центров). Устойчивый рост экономики страны также создает предпосылки для положительной динамики развития внутренних рынков и в том числе рынка торговой недвижимости.
В 2005 году, по данным Becar Commercial Property, объем рынка увеличился почти на 700 тыс. кв. м, из них почти 650 тыс. кв. м приходится на качественные торговые помещения. Для сравнения, в 2003 году объем нового предложения составлял 180 тыс. кв. м, в 2004 году — 500 тыс. кв. м. Общее предложение по итогам прошедшего года достигло 2 460 500 кв. м. Таким образом, обеспеченность торговыми площадями в Москве выросла до 230 кв. м на 1000 человек (170 и 120 кв. м на 1000 человек в 2004 и 2003 годах соответственно).
Несмотря на активное увеличение объемов рынка торговой недвижимости, потенциал его достаточно большой: правительством Москвы принят стандарт обеспеченности населения качественными торговыми площадями на 2008 год — 800 кв. м. Таким образом, можно рассчитывать, что положительная динамика роста рынка сохранится еще в течение двух-трех лет, в том числе и тенденция к повышению качества названных объектов.
В общей сложности в 2005 году введено 649 421 кв. м торговых площадей, из них 339 485 кв. м приходится на магазины окружного масштаба, 245 436 кв. м — на региональные, 32 500 кв. м — на районные и 32 тыс. — на суперрегиональные. Из 649 421 кв. м торговых площадей, введенных в эксплуатацию в прошлом году, 335 300 кв. м (примерно 52 %) — арендопригодны.
Знаковые сделки и расширение сетей
Компания ОАО «Детский мир — Центр» (дочерняя структура АФК «Система») объявила о планах развития сети на 2006 год: намечено открыть около 25 магазинов на территории РФ, инвестировав в проект примерно 30 млн долл. На возведение двух магазинов в Москве — в Строгине и Косине — площадью 6 тыс. кв. м каждый выделят 10 млн долл. Строительство предполагают начать в мае-июне текущего года и завершить в этом же году.
В марте 2006 года состоялась знаковая сделка: один из основателей группы компаний «Виктория» запускает новый проект — сеть магазинов шаговой доступности под брендом «Алми — Экспресс». Площадь каждой торговой точки составит 300–800 кв. м, ассортимент — 6 500 позиций. В нынешнем году намечено открыть первые три магазина в Москве, а в течение следующего — еще восемь. К 2010 году планируют расширить сеть до 47 объектов с оборотом 213 млн. долл.
ТД «Перекресток» приобрел у ГК «Абсолют» участок земли в 10 га в трех километрах от МКАД по Киевскому шоссе.
Стоимость земли оценивают в 400–500 тыс. долл. за гектар. На участке собираются начать строительство торгового комплекса общей площадью 150 тыс. кв. м. Первая очередь предполагает возведение ТЦ в 15 тыс. кв. м, 10 тыс. из которых займет гипермаркет «Перекресток». Объем инвестиций составит около 150 млн долл. Кстати, компания «Перекресток» недавно объявила о своих планах. В 2006 году она наметила открыть в России не менее семи гипермаркетов площадью от 4 до 7 тыс. кв. м. Новый для «Перекрестка» формат был выбран как наиболее успешный для освоения региональных рынков, поскольку позволит снизить издержки логистики по сравнению с классическим для компании форматом «супермаркет». На данный момент сеть «Перекресток» насчитывает 129 магазинов, девять из них работают по франчайзингу.Строительство новых центров
В столице планируют построить и новые центры. На Волгоградском проспекте, вл. 6А, возведут торгово‑деловой комплекс. Право на строительство получит победитель инвестиционного конкурса, который правительство Москвы собирается провести в 2006 году. Функции государственного заказчика на разработку акта разрешенного использования земельного участка на сооружение комплекса на Волгоградском проспекте возложены на Москомархитектуру. Также компания «Седьмой континент» в 2006–2008 годах предполагает построить крупный торгово‑досуговый центр на Ленинском проспекте, вл. 123, корп. 1, для чего заключила долгосрочный договор аренды на участок земли в 1,2 га сроком на 49 лет. Площадь нового комплекса составит более 23 тыс. кв. м.
В Северо-Восточном административном округе Москвы планируют возвести крупный китайский культурно‑деловой центр «Парк Хуамин». Комплекс площадью 200 тыс. кв. м займет участок 8,2 га. Проект будут реализовывать в два этапа. В первую очередь построят гостиничную и офисную части, развлекательный, выставочный и конгресс-центр, центр приема и обслуживания, открытую и подземную парковки. Вторая очередь — это апарт-отель, офисы, культурно-развлекательный и спортивный центры, подсобные помещения, открытая и подземная парковки на 1400 машиномест. Инвестиции составят около 300 млн долл.
Новые проекты в сфере торговой недвижимости намечено реализовать и в других районах города. Так, недалеко от станции метро «Динамо» летом текущего года откроют крупный торговый центр литовского концерна Vikonda площадью более 15 тыс. кв. м. Магазин будет специализироваться на торговле товарами литовских производителей. На месте обрушившегося Басманного рынка возведут многофункциональный комплекс с офисной и торговой частями, а также гостиницей на 70 номеров. Кроме того, площадку для строительства нового комплекса расширят за счет сноса находящейся рядом гостиницы, где останавливались работники рынка, а также поврежденного жилого дома.
На территории производственного комплекса фабрики «Новая Заря» в Южном административном округе на ул. Павла Андреева появится многофункциональный центр с офисными, торговыми, гостиничными и выставочными площадями. Основным инвестором проекта станет сама фабрика, а в качестве соинвесторов выступят французские компании.
Инженерные коммуникации предполагают проводить за счет городского бюджета, в результате столице отойдет часть готовых площадей. А вот девелоперская группа «Ташир» планирует строить сеть гипермаркетов товаров для дома под брендом «Наш дом», они станут якорными арендаторами в ее собственных торговых центрах. Первый магазин сети откроется в принадлежащем ГК «Ташир» ТРЦ «РИО» в начале марта, а всего к 2007 году начнут работу 10 подобных гипермаркетов. Кстати, недавно группа открыла один из самых крупных в Москве гипермаркетов товаров для дома — «Наш дом», его площадь составляет около 7 тыс. кв. м. Новый торговый центр действует в составе ТРЦ «РИО». Он расположен на Севастопольском проспекте в непосредственной близости от Третьего транспортного кольца. В ближайшее время ГК «Ташир» наметила открыть еще один ТЦ «Наш дом» площадью 15 тыс. кв. м на Дмитровском шоссе. Кроме того, компания также решила развивать формат DIY в регионах — Санкт-Петербурге, Брянске, Иваново и Ярославле.
Также фирма Spar в рамках инвестиционного договора с правительством Московской области в ближайшие два года построит в Подмосковье 15 одноименных торговых центров — по два-три в крупных городах. Инвестиции составят около 50 млн. долл.
На Ленинградском шоссе, вл. 16, на участке в 10,6 га возведут крупный многофункциональный комплекс, включающий торгово‑развлекательный центр, а также административные здания и многоуровневую парковку. Общая площадь сооружения составит 311 950 кв. м, из которых 241 550 кв. м — наземная часть и 70 400 кв. м — подземная.
Проекты сферы общепита
В ближайшее время в Москве стартует сетевой ресторанный проект: ресторатор Аркадий Новиков совместно с производителем мясных продуктов Вадимом Дымовым запускают сеть пивных заведений под маркой «Дымов». Первый ресторан будет на Софийской набережной на месте закрытого недавно клуба First. Планы развития новой сети предполагают открытие 15 таких заведений в текущем году и еще 15 в дальнейшем. Ориентировочно средний чек в ресторанах «Дымов» составит 70 долл.
Сеть кофеен «Шоколадница» в 2006 году планирует открыть 40 новых объектов, 20 из которых — в Московском регионе. Инвестиции в развитие составят около 10–12 млн. долл. На данный момент сеть «Шоколадница» включает в себя 38 кофеен в столице и две в Казани.
На московский рынок выходит новый игрок — российский холдинг Prime Group, специализирующийся на страховой деятельности и операциях с недвижимостью в Латвии. Он планирует создать в Москве сеть ресторанов и ночной клуб. В ближайшие несколько лет дочерняя структура Prime Development откроет шесть ресторанов по маркой «Под зонтом» на Бульварном кольце (средняя площадь 300–400 кв. м) и станет совладельцем ночного клуба площадью 1,5 тыс. кв. м на Петровке. Объем инвестиций составит 50 млн. долл.
Реорганизация и реконцепция
Греческая компания ООО «Фармэллинрус» предполагает реорганизовать занимаемую ею производственную территорию в САО по адресу ул. Академика Ильюшина, вл. 21, стр. 1–4, и возвести за счет собственных средств многофункциональный офисный комплекс и ТЦ «Эллада». Объекты намечено построить в рамках программы сотрудничества между Москвой и Афинами.
По некоторым данным ТЦ «Столица» в подмосковном Солнцеве подвергнется реконцепции, которой будет заниматься профессиональная консалтинговая компания. Нынешнюю площадь объекта — 5,7 тыс. кв. м — увеличат почти в полтора раза. Также намечено скорректировать концепцию торгового центра с учетом конкурентной ситуации.
Сеть обувных дискаунтеров «Ж» закрывается — ее владельцы перепрофилируют бизнес. На месте торговых точек появятся моно- и мультибрендовые бутики российских модельеров — Евгении Островской, Султанны Французовой, Людмилы Доброхотовой и Ольги Солдатовой. В данный момент в Москве уже работают восемь магазинов Султанны Французовой и еще столько же готовятся к открытию в текущем году. Перепрофилирование бизнеса и уход с рынка обувных дискаунтеров владельцы сети объясняют насыщением последнего и ростом спроса на товары среднеценового сегмента.
Недвижимость и цены
Статья о недвижимости получена: IRN.RU