Чиновники районного масштаба саботируют реформирование ЖКХ уже в открытую. Об этом шел весьма эмоциональный разговор на очередном заседании Координационного совета при правительстве Москвы по развитию самоуправления в жилищной сфере.
Государство и не скрывает, что реформа ЖКХ затеяна ради того, чтобы переложить обслуживание жилого фонда на собственника жилья. Государство можно понять: оно хочет как можно быстрее сбросить с себя бремя по капитальному ремонту и обслуживанию жилфонда, то есть те триллионы рублей долгов, которые аналитики оценивают примерно в два Стабфонда России. Поэтому спешно и суетно создается законодательная база, смысл которой – перевести «стрелки» на тех, кто, приватизировав свои жилплощади, получил ответственность и за их содержание.
А также за содержание подъездов, песочниц, детских площадок и так далее.
Но готовы ли мы к этому? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, что только тот, кто не имеет крыши или хотя бы потолка над головой, незнаком с сюжетом под названием «ЖЭК-потрошитель». Не платил сантехнику за халтурную работу непонятную дань. Для взятки мало, для чаевых – много. А сколько «по закону», не знает почти никто.
До 1 мая 2008 года жильцы многоквартирных домов должны выбрать способ управления своим домом – с помощью создания ТСЖ (товарищество собственников жилья) или непосредственно через управляющую организацию.
Процесс выбора идет крайне медленно – на начало 2006 года определились лишь 11% многоквартирных домов в Москве. В большинстве случаев они выбрали ТСЖ. Остальные обслуживаются «старыми, добрыми» ДЕЗами и ЖЭКами. И если эта ситуация не изменится к указанному сроку, то всем неопределившимся жильцам муниципальные власти просто сверху назначат управляющие организации. В общем, «ЖЭКи-потрошители» станут частными управляющими компаниями, из которых мы, объединившись в товарищества собственников жилья, будем выбирать лучших. Вроде бы все понятно. Но по закону жанра: «чем ближе час, тем жарче страсти».
– Настоящее время характеризуется сильнейшим противостоянием между инициативными группами жильцов и ТСЖ, с одной стороны, и управами районов Москвы с другой, – заявил на заседании начальник Управления координации деятельности по управлению многоквартирными домами и паспортизации жилищного фонда Департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы Виталий Акимкин. – Есть факты прямого противодействия гражданам созданию товариществ собственников жилья.
Чиновники знают, за что воюют, – за наши денежки, которые мы десятилетиями перечисляли на обслуживание своего жилья. Ведь, в сущности, ТСЖ ведут борьбу за то, чтобы получать бюджетные деньги на свой лицевой счет.
Их мысль проста: осуществлять контроль над правильным расходом средств, внесенных за услуги ЖКХ, должны те, кто платит. А, как говорится, нет ТСЖ – нет и лицевого счета. А нет лицевого счета – нет и проблем у тех, кто не хочет терять в буквальном смысле миллионы, которые бесконтрольно тратились десятилетиями.
Борьба за вытеснение ТСЖ ведется широким чиновничьим фронтом. Как отметил председатель Товарищества собственников жилья «Чертаново, 17» Анатолий Иванов, управами районов просто блокируется организационная и информационная поддержка групп граждан, выступающих с инициативой по созданию ТСЖ. Для уже созданных ТСЖ необоснованно завышаются расценки по диспетчерскому обслуживанию, за услуги аварийно-восстановительных служб района, мусоровывозящих и подрядных предприятий. Ресурсоснабжающие организации предъявляют товариществам ТСЖ повышенные требования при заключении договоров на поставку ресурсов, подготовку домов к сезонной эксплуатации. Есть факты отключения ТСЖ от горячего водоснабжения в нарушение закона. Товариществам не предоставляют нежилые помещения, необходимые им для ведения уставной деятельности. Не выполняется порядок предоставления бюджетных средств на содержание и ремонт многоквартирных домов, управляемых ТСЖ. Они должны идти через ДЭЗы и просто не доходят в полном объеме. И так далее. За все восемь лет такой борьбы накоплен опыт.
А тем временем на просторы ЖКХ приходит новый «ЖЭК-потрошитель» – монополист уже с коммерческой хваткой (58% москвичей отмечают, что реформы ЖКХ на данный момент они ощутили только в повышении цен на услуги). Но негорящие лампочки и грязь в подъездах – остаются.
Степан ОРЛОВ, председатель Комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике:
– Некоторые москвичи путают такие понятия, как «управляющая организация» (так записано в Жилищном кодексе) и «управляющая компания». На самом деле это – синонимы. Многоквартирным домом может управлять любое юридическое лицо, выбранное собственниками квартир в соответствии с Жилищным кодексом: ЖСК, ТСЖ, в том числе и ДЕЗ. Главное, чтобы это управление было качественным, обеспечивало правильное содержание и своевременный ремонт дома, снижало цену и поднимало качество коммунальных услуг. В нынешнем году все ДЕЗы будут акционированы. Все 100 процентов их акций будут принадлежать правительству. Сейчас они отчитываются о проделанной работе перед районной управой и правительством города. После акционирования они будут подотчетны только собственникам конкретного дома.
Инна Супрунова Вечерняя Москва
Статья о недвижимости получена: IRN.RU