Правительство Москвы предполагает до конца года реализовать 52 объекта жилого и нежилого назначения через созданную систему конкурсов и аукционов по подбору инвесторов на строительство.
Пожалуй, впервые правительство Москвы «рассекречивает» информацию о проводимых конкурсах по продаже прав на строительство зданий в Москве. До сих пор фактически единственным открытым для инвесторов и СМИ конкурсом с обнародованными результатами было проведение осенью прошлого года аукциона по продаже прав инвестирования и строительства жилых домов. Несмотря на однозначный успех мероприятия — торги принесли в бюджет города более $20 млн дополнительных средств за счет превышения стартовых цен, — продолжения открытых торгов не последовало. Хотя глава московского стройкомплекса Владимир Ресин не раз заявлял о готовности и желании города эти аукционы проводить.
В немалой степени это было обусловлено необходимостью привлечения иностранных инвесторов, которые не раз критиковали московскую систему реализации инвестиционных контрактов через закрытые конкурсы, победить в которых без наличия определенного административного рычага было практически невозможно.
Вообще история с поиском иностранных инвесторов, в частности для проекта «Новое кольцо Москвы», началась в 2003 году, когда столичное правительство решило отстранить от проекта корпорацию «Конти», занимавшуюся разработкой проекта с 1997 года, и самостоятельно курировать строительство высоток. После того как в конце апреля 2003 года президент компании «Конти» Тимур Тимербулатов сложил с себя полномочия генерального директора ОАО «Новое кольцо Москвы», этот пост занял Валерий Жилов. Однако ситуация с поиском инвесторов под строительство московских высоток продолжала оставаться неясной. Кто же будет инвестировать строительство 60 небоскребов между третьим транспортным кольцом и МКАД?
В апреле 2004 года власти предприняли очередные шаги для активизации процесса и объявили о создании Комитета города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов и Единой городской комиссии по подбору инвесторов на реализацию инвестиционных проектов.
Тогда же, в апреле, было обнародовано постановление правительства Москвы «О порядке проведения конкурсов и аукционов по подбору инвесторов на реализацию инвестиционных проектов». Постановление регулировало вопросы подбора инвесторов по строительству и реконструкции объектов на территории Москвы и обещало «оптимизировать этот процесс благодаря созданию системы «одного окна» в Комитете по организации и проведению конкурсов и аукционов».
На прошедшей 12 мая пресс-конференции первый заместитель мэра Москвы Юрий Росляк заметил, что правительство Москвы недовольно инвестиционным рейтингом, присвоенным столице агентством Moody's. По мнению заместителя мэра, инвестиционный рейтинг Москвы выше суверенного на одну ступень: желающих инвестировать строительство какого-либо нового проекта в столице более чем достаточно, что свидетельствует о высокой инвестиционной привлекательности города. Более того, необходимо даже ужесточить систему контрактов с инвесторами, поскольку, по имеющейся информации, ряд проектов реализуется с серьезными нарушениями условий договора. Не говоря уже о том, что все имеющиеся контракты подлежат обязательной и немедленной инвентаризации.
И вот 14 июля председатель Комитета города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов (Тендерного комитета) Геннадий Дегтев заявил о том, что завершается инвентаризация инвестиционных контрактов на строительство и реконструкцию объектов жилого и нежилого назначения, заключенных правительством Москвы или уполномоченными органами с инвесторами в 1992–2003 годах. Как отметил Г. Дегтев, за этот период на территории Москвы было заключено порядка 2,5 тыс. инвестиционных контрактов. Прошедшие инвентаризацию действующие, выполненные и расторгнутые договоры, а также вновь заключаемые будут внесены в формируемый единый реестр контрактов города Москвы. Сейчас из около 1,5 тыс. заключенных контрактов по объектам жилого фонда прошли инвентаризацию около 50%. При этом, как отмечалось, по ним Тендерным комитетом проводилась детальная сверка с префектурами административных округов и с Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города.
По словам Г. Дегтева, на основе создаваемого реестра будет осуществляться централизованный мониторинг контрактов на всех этапах их реализации, прежде всего в части выполнения инвесторами обязательств перед городом. При этом будет вестись учет недобросовестных исполнителей. Как утверждает председатель Тендерного комитета, «с созданием единой базы будет налажена плановая работа по расторжению контрактов с неисполненными обязательствами».
Несколько вопросов, касающихся будущих торгов, по-прежнему не решены. В частности, как разработать критерий проведения конкурсов на строительство гостиниц? На каких условиях на российский рынок будут допускаться иностранцы? На кого ложится инженерное и другое обременение? Кто будет заниматься вопросами собственников? Пока на все эти вопросы четкого ответа нет.
Тем не менее уже 19 августа состоится открытый аукцион по реализации права инвестирования проектирования и строительства в рамках программы «Новое кольцо Москвы» трех многофункциональных высотных комплексов (Алтуфьевское шоссе, вл. 54; Семеновский переулок, вл. 21; проезд Серебрякова, вл. 11–13), на котором впервые предполагается участие иностранных инвесторов, в первую очередь из Германии. Кстати, эти объекты уже выставлялись на торги, которые должны были пройти 11 июня, но из-за отсутствия необходимого количества участников были признаны несостоявшимися.
Все это лишний раз доказало, что московский стройкомплекс испытывает острую необходимость привлечения иностранных инвесторов, особенно актуальную на фоне продолжающегося кризиса в банковской сфере. Организаторы торгов, несмотря на множество проблем, уверены в успешном продвижении проекта «Новое кольцо Москвы» именно за счет иностранных девелоперов. Насколько это верно, станет известно 19 августа.
Анна Рубанова М2 - Квадратный метр
Статья о недвижимости получена: IRN.RU