Советским зданиям придают современный вид: блочные башни покрывают настенной живописью, кирпичные пятиэтажки надстраивают, а НИИ обшивают стеклянными панелями.
Раньше Светлана Белкина из подмосковного Раменского расстраивалась, что у нас нет, как в Европе, ярких и жизнерадостных, будто из детского конструктора собранных домов. А четыре года назад серые многоэтажки на соседней улице вдруг преобразились: на них появились радуга с бабочками, воздушный шар и синее море с красной ладьей. Теперь у шестилетней дочери Белкиной появилась забава — угадывать, что рисуют на следующем доме.
Розовые грызуны и разноцветные женщины, глаза в два этажа и абстрактные разводы кислотных тонов — на этой неделе картины покрыли стены «хрущевок» на окраине Москвы.
В отличие от Раменского столичный проект разовый, в рамках фестиваля уличной культуры Rozamira. Домов-участников всего 12 (в Раменском уже более 30) в одном квартале Лосиноостровского района, да и разрисованы лишь торцы многоподъездных пятиэтажек. Зато творить тут пригласили художников из разных стран. А краску в баллончиках закупили такого качества, чтоб держалась, пока стена стоит. «Наша концепция в том, чтобы создать у людей праздничное настроение, как в театре, то есть превратить уличные стены в декорации, которые в принципе можно поменять, — говорит главный архитектор Раменского Юрий Лотарев. — А в Москве, похоже, пятиэтажки выступают в роли Берлинской стены: раскрасить символ эпохи, а потом разрушить». Такое вывод он сделал, узнав, что план реконструкции раскрашенного микрорайона еще не утвержден: по словам главы управы Лосиноостровского района Виктора Крамара, дома 1962-65 гг. застройки вполне могут быть снесены после 2010 года.
Как бы то ни было, эта настенная живопись — одна из многих реализованных в последнее время в столице попыток придать современный вид домам советской застройки. Причем интересные архитектурно-дизайнерские проекты появляются при обновлении не только жилых домов, реконструкция которых входит в градостроительные программы, но и нежилых строений. По словам старшего консультанта компании Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko Елены Алпатовой, последние год-два столичные девелоперы не жалеют времени и денег на уникальные архитектурно-дизайнерские проекты реконструируемых под офисные центры зданий: спрос на них в Москве растет.
Из динамиков звучит цифра: на баллончики с краской для каждого дома ушло около 10 тысяч спонсорских долларов
И жить веселее
Две старушки с Изумрудной улицы наблюдают, как небритые голландцы в приспущенных потертых джинсах рисуют черные глаза на ярко-желтом доме. Они слушают, как организаторы фестиваля с небольшой сцены благодарят жителей за то, что те не противились идее сделать унылую городскую среду ярче. Когда же из динамиков звучит цифра — на баллончики с краской для каждого дома ушло около 10 000 спонсорских долларов, — обе старушки возмущаются. «Сначала на капитальный ремонт нужно было деньги тратить», — говорит одна из них, Тамара Ильинична. Глава управы Виктор Крамар понимает пенсионерок.
Любая пятиэтажка здесь изношена на 40%, а денег на капитальный ремонт город выделяет в среднем на один-два дома в год. В Лосиноостровском сейчас ремонтируют панельные дома: кроме «начинки» меняют и внешний вид, обшивают утепляющими плитами — в основном просто белыми, чтобы аккуратно смотрелись. «Это не значит, что вне программы фестиваля такой яркий по цветовой гамме проект не прошел бы согласование», — говорит Крамар. Но инженер компании «Комплекс поддержки проектного инвестирования» Сергей Кочетов практически уверен в обратном. Он специализируется на получении так называемого колористического паспорта — этот документ должен быть у каждого здания. В нем содержится техническое описание внешнего вида строения. «Я не видел, чтобы в паспорте было больше четырех цветов, — говорит Сергей. — Обычно два-три, причем пастельных тонов». По его словам, примерно в 20% случаев приходится сразу советовать заказчику изменить цвета на более нежные, иначе проект не пройдет согласование. «В центре Москвы, на главных магистралях, у заказчика уже несколько лет нет шанса придать строящемуся или реконструируемому зданию яркую расцветку, — говорит Кочетов. — Такое возможно в промзонах или спальных районах».
И действительно, оригинальные цветовые решения появляются на улицах Москвы достаточно редко, но обращают на себя внимание — к примеру, причудливо раскрашенные две белые панельные 12-этажки в начале проспекта 60-летия Октября. «Я сначала решила, что это новые здания, — описывает впечатления москвичка, менеджер по рекламе Анна Строкова, — потому что из-за яркого орнамента они перестали казаться убогими коробками. А вот 8-этажка на пересечении Ленинского и Ломоносовского проспектов после штукатурки и покраски в бледно-коричневый цвет совершенно потеряла вид добротного кирпичного дома».
Архитектор Михаил Хазанов, руководитель мастерской института «Курортпроект», считает, что Москва может быть цветной и яркой, поскольку по сути это эклектичный пестрый город. «Один храм Василия Блаженного чего стоит! — говорит Хазанов. — Этот взрыв цвета на главной площади столицы. Если же относиться всерьез к эмоциям, настроению горожан, образу города, то московскую унылую погоду и однообразие массовой застройки просто необходимо наполнить цветом». Тем не менее «Курортпроект» разработал концепцию реконструкции «хрущевок» в Левобережном районе, интересный с архитектурной точки зрения, а вовсе не с цветовой.
Он предложил расширить площадь существующих квартир с помощью внешних пристроек (субструкций), которые должны поддерживать еще несколько верхних этажей коммерческого жилья (у каждого подъезда своя высота). Верхние этажи должны отличаться от реконструированных и планировкой квартир, и высотой потолков, и даже отделкой фасада. Но, к удивлению авторов проекта, оказалось, что покупателей на коммерческое жилье найти не так легко: люди, способные платить за такие квартиры, оказались не готовы жить в одном подъезде с коренными обитателями «хрущевок».
Более дешевые проекты других архитекторов — с пристройкой одного-двух этажей на металлическом каркасе, покрытых недорогой оцинкованной сталью, или с небольшими субструкциями для пары новых этажей — нашли своих покупателей и реализовались в нескольких районах Москвы. По данным директора департамента элитной недвижимости компании «МИЭЛЬ-Новостройки» Кайдо Каарма, с 2004 года реализовано не более 12 проектов реконструкции старых зданий, жилье в которых впоследствии появилось на рынке.
Адрес не перепутаешь
Реконструкция нежилых помещений в Москве более заметна. Один из проектов, который осуществляется по концепции «Курортпроекта», — реконструкция здания клуба «На Брестской». Его поместят под стеклянный колпак, будет надстроено несколько этажей. «Одно из достоинств современной архитектуры, — говорит Хазанов, — ее пластичность, изменяемость — качества, позволяющие гибко реагировать на окружающую среду, на градостроительный контекст, тем самым оставить городу всю его историю, все культурные слои».
«Сохранение архитектурных особенностей при реконструкции здания под нужды современного офиса, — говорит Елена Алпатова из компании Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko, — повышает стоимость аренды. Клиенты в Москве уже готовы переплачивать за внешний вид здания, чтобы не сидеть в стандартной “коробке”. Яркий пример — реконструкция проекта “Луч” на Малой Пироговской улице, где арендные ставки офисов класса “Б” сейчас такие же, как обычно класса “А” — от 1000 долларов за метр в год».
По мнению управляющего директора по России и СНГ консалтинговой компании Jones Lang LaSalle Марка Джаггера, при нехватке качественных офисных площадей в Москве и постоянно растущем спросе на них пока архитектура здания играет гораздо меньшее значение, чем на более конкурентных рынках, к примеру, в европейских странах. Тем не менее Джаггер отмечает появление в Москве успешных вариантов реконструкций даже, казалось бы, изначально малопривлекательных проектов 1960-70-х гг.: «Недавнюю реконструкцию здания на Новом Арбате вполне можно принять за новое строительство, особенно благодаря соседству стилистически похожего на него торгового центра Lotte Plaza».
Еще одним успешным проектом реконструкции считается «Туполев Плаза» архитектора Дмитрия Бархина: в комплекс офисов из стекла 1980- х гг. он встроил классицистическую виллу, из-за чего возникло ощущение, будто это усадьбу переделали под офисный центр.
Архитектор Сергей Чобан, реконструировавший здания в Берлине и Санкт-Петербурге, говорит, что требования заказчиков в России сейчас примерно такие же, как в Европе: помимо улучшения качества жилья всегда востребована оригинальная и современная подача фасадных решений. «Их стоимость несколько выше по сравнению с типовыми фасадами из стекла, — говорит Чобан. — Зато здание приобретает имидж, адрес, узнаваемость, что повышает спрос на него».
Художественное обновление
Германия
Необходимость обновления жилых микрорайонов 60-80-х годов наиболее остро стала ощущаться после объединения Германии. Практически все города ГДР застраивались однотипными панельными домами. После объединения страны бывшие гэдээровские спальные районы начали пустеть — более благополучные жители переезжали в центр города или на Запад. Особенно остро эта проблема стала ощущаться в окраинных районах восточного Берлина — Хеллерсдорфе и Марцане, и в крупных индустриальных городах, таких, как, например, Росток. Необходимо было не только улучшить качество жилья (капитальный ремонт подъездов и лифтов, теплоизоляционная облицовка фасадов, смена окон, застекление лоджий и балконов и пр.), но и изменить саму атмосферу в этих абсолютно бездушных и безликих, похожих друг на друга микрорайонах. Разнообразие достигалось с помощью цветовых решений, новых балконных парапетов, оформления входов в подъезды. За счет новых облицовочных материалов, цвета, иногда надстроенного мансардного этажа или новых навесных балконов зданиям удалось придать индивидуальный облик.
Франция
Если в Германии жилые дома 60-80-х годов обновляют скорее косметическими методами, то во Франции применяется более радикальный подход: новые фасады не накладываются на уже существующие, а полностью заменяют старые. Здание расчищается до каркаса и получает не только новую оболочку, но зачастую и другую планировку. Примером может служить одноподъездная 17-этажная башня Тур-Буа-ле-Претр в пригороде Парижа Порт Пуше. В 2005 году был проведен конкурс на ее реконструкцию и победил проект, предполагавший расчистку здания до каркаса, создание просторных квартир-студий с большими застекленными лоджиями, опоясывающими весь дом. Модернизация квартала «Набережная Роан» в промышленном городе Лориан была осуществлена в 1988-96 годах.
В процессе реконструкции здание со 160-метровым фасадом было разделено на два, проведена перепланировка квартир (вместо четырех типов сделано пятьдесят два). Фасады раскрасили, а также добавили создающие объем элементы: балконы, эркеры, галереи, карнизы.
Швейцария
Включение зданий 50-60-х годов в новые комплексы — частая практика в европейской архитектуре последнего десятилетия. Примером может служить офис страховой компании SUVA в Базеле — в комплекс входит скромное здание, построенное в 50-е годы. В процессе реконструкции оно получило дополнительный навесной стеклянный фасад, который не только улучшает его внешний вид, но и служит защитой от шума, и регулирует климатический режим в здании.
Ирина Шипова Ведомости
Статья о недвижимости получена: IRN.RU