В среду в Мосгордуме пытались реанимировать практически умершую систему местного самоуправления в Москве (МСУ): по инициативе депутата от фракции "Яблоко-Объединенные демократы" Сергея Митрохина в повестку заседания был внесен вопрос о возвращении муниципальным собраниям права согласовывать проекты застройки на территории района. Коллеги депутата инициативу провалили - представители парламентского большинства уверены, что ничего важнее заливки катков и организации кружков по интересам МСУ доверить нельзя.
История развития МСУ в Москве оказалась яркой, но недолгой. В становлении важнейшего европейского демократического института в российской столице все было поставлено с ног на голову. Наибольший расцвет МСУ пришелся на середину 90-х годов прошлого века, когда районная власть получила все мыслимые и немыслимые права.
Территориальные общины и местные советы избирались и реально определяли жизнь своих районов. Но свалившаяся на неподготовленных людей власть оказалась по силам далеко не всем: начались массовые случаи злоупотреблений и коррупции. Обнаружив, что местные власти чересчур самостоятельны, малопредсказуемы и вообще неудобны, мэрия в 2003 году начала реформу МСУ. Под лозунгом "долой мелких взяточников и непрофессионалов" районные управы были ликвидированы и заменены на "управы районов", встроенные в структуру мэрии. Муниципальные собрания, избранные в 2004 году, остались практически не у дел: все сколько-нибудь значимые полномочия у них забрали, оставив опеку и попечительство. Недавно, правда, частично вернули - разрешили организовывать детские кружки, заливать катки и проводить районные праздники. Чтобы учились и набирались опыта, начиная с малого.
Право согласовывать проекты застройки - ключевой вопрос, вызывающий народные волнения, - у муниципалитетов отобрали в 2006 году. В среду депутат Митрохин попытался вернуть в закон N 56 "Об организации местного самоуправления в г. Москве" пункт о "согласовании планов и программ развития муниципального образования". Коллеги-депутаты его энтузиазма не оценили: по их мнению, давать право вмешиваться в строительство местным властям нельзя - опасно, поскольку они могут застопорить общегородские проекты. Например, строительство дорог.
- Давать право вето жителям нельзя, - уверен депутат-"единоросс" Михаил Москвин-Тарханов. - То, что жители должны получить право остановить любую стройку, - это первобытное представление о демократии деревенского типа. Дескать, сходом будем все решать, всем миром (кстати, на сходах на Руси умели принимать "правильные" решения - выставляли два ведра водки, и все решали в пользу Митрича, главного мироеда...) Городская среда - территория профессиональной деятельности, и технократический подход является здесь доминирующим. Жители - не профессионалы.
- Муниципальные депутаты и не должны быть профессионалами, их задача другая: защищать интересы жителей района, - аргументирует депутат муниципального собрания района "Левобережный" Елена Гусева. - Когда право регулировать застройку у нас было, застройщики выслушивали наши предложения и две трети из них принимали. И строительных конфликтов тогда было гораздо меньше...
- Депутаты дружно встали на защиту интересов стройкомплекса, - оценил итоги голосования инициатор поправки Сергей Митрохин.
Анна Гараненко Известия
Статья о недвижимости получена: IRN.RU