Такой формат жилья, как апартаменты, еще не получил распространения на российском рынке недвижимости. Что это за жилье, нуждается ли в нем потребитель и будет ли оно пользоваться спросом в России?
Подмена понятий
Апартаменты – формат для России относительно новый – давно существуют на Западе и широко распространены там. В то время как у нас пока отсутствует даже четкое понимание того, о чем идет речь. «На российском рынке еще не очень устоялась терминология, поэтому иногда в интервью или статьях возникают разночтения и путаница, в том числе и с таким понятием, как "апартаменты"», – рассказывает Глеб Власенко, директор по маркетингу компании «Калинка-риэлти».
Поясняем: классические апартаменты – это гостиничный номер из двух и более комнат, имеющий кухонное оборудование, рассчитанный на временное, хотя и довольно длительное, проживание. В качестве примера таких апартаментов Власенко приводит номера в известной башне «Федерация» (в комплексе «Москва-Сити») с обслуживанием от гостиничной сети «Хаятт».
Вопреки распространенному заблуждению, апартаменты вполне могут быть приобретены в собственность. Главное же отличие их от просто квартиры заключается в невозможности прописки. Но если учесть, что покупатели апартаментов, как правило, уже имеют свое жилье, то вопрос прописки теряет актуальность. В отличие от преимуществ, которые дают апартаменты: жильцы на постоянной основе получают полный гостиничный сервис и весь спектр коммунальных услуг (ремонт общих помещений, коммуникаций, инженерных систем), осуществлять которые будет управляющая компания. «Традиционно апартаменты располагаются в бизнес-центрах или офисных комплексах и используются, как правило, в качестве квартир для работающих там же менеджеров высокого ранга, в качестве переговорных либо для временного проживания гостей и партнеров компаний», – поясняет Глеб Власенко.
Шансы есть
Такой формат недвижимости получил развитие и на базе подмосковных поселков, рассчитанных на отдых состоятельных граждан. Судите сами – на содержание коттеджа требуются силы и время. А жить постоянно в загородных апартаментах удобно и практично: желающие получают в свое распоряжение загородное жилье, при этом избавляясь от всех хлопот по уходу и содержанию дома.
Вопрос, будут ли пользоваться спросом апартаменты, сейчас активно обсуждается экспертами в связи с планами крупнейшей сингапурской компании по строительству и обслуживанию апартаментов Ascott Group и российской Amtel Properties Development. Они собираются построить в Москве и Санкт-Петербурге 1000 домов с апартаментами.
Эксперты уверены, что в сегменте дорогой недвижимости апартаменты найдут своих покупателей. «Спрос на апартаменты есть, – уверен директор отделения управления новостроек холдинга «МИЭЛЬ-Недвижимость» Кайдо Каарма. – Термин клиента не отталкивает и никаких негативных эмоций не вызывает». Спрос прогнозируется со стороны топ-менеджеров иностранных компаний, а также российских бизнесменов. Сходной точки зрения придерживается и директор по развитию компании Welhome Александр Дьяченко: «Думаю, данный вид жилья будет пользоваться популярностью у покупателей. Мне кажется, традиционные форматы вроде клубных домов в большой степени приелись, поэтому новая концепция будет встречена благосклонно».
«На сегодняшний день подобные предложения в Москве, безусловно, востребованы и имеют очень хорошие перспективы, – соглашается Глеб Власенко. – Об этом мы можем судить хотя бы по тому, что уже сейчас, до окончания строительства, лимит предложения апартаментов в башне «Федерация» фактически исчерпан, и даже появились вторичные продажи». И добавляет: «Однако в целом, с нашей точки зрения, всерьез оценивать долгосрочные перспективы этого класса недвижимости пока сложно: апартаменты проходят этап становления, и рынок данного предложения пока находится в стадии формирования».
Еще о нетипичных
Эксперты единодушны также и в том, что апартаменты далеко не единственный формат, не представленный в достаточной мере на столичном рынке и имеющий хорошие перспективы. «В первую очередь, это лофты, – считает Александр Дьяченко. – К сожалению, на сегодняшний день подобные предложения единичны. Тому есть несколько причин, главная из которых – экономика подобных проектов не слишком выгодна. Лофт – это квартира в реконструированном здании, а сегодня гораздо выгоднее сносить и строить новое, чем реконструировать».
Один из самых ярких примеров московских лофтов – завод «Арма», где расположена, например, мастерская модельера Дениса Симачева. Сюда же можно отнести и еще один громкий столичный проект – перепрофилирование «Красного Октября». «Другим редким форматом жилья являются особняки в пределах города. Каждый из подобных объектов пользуется большим спросом и является эксклюзивным предложением», – дополняет Дьяченко. Кроме того, «спорным» с точки зрения перспектив форматом недвижимости на столичном рынке можно считать так называемые доходные дома. Впрочем, в силу своей принадлежности к жилью скорее эконом-класса, такая недвижимость – тема, достойная отдельной публикации.
Наталья Сафонова Собственник
Статья о недвижимости получена: IRN.RU