В течение ближайших трех лет правительство Москвы сохранит статус одного из самых крупных инвесторов столичного региона. Суммарный объем капиталовложений в развитие всех секторов городской экономики в 2008—2010 годах превысит один триллион рублей. Особое место в структуре бюджетных расходов займет строительство жилья, объектов дорожно-транспортной инфраструктуры и социального назначения. Поадресная инвестиционная программа впервые принимается не на один год, а сразу на три, что, во-первых, соответствует новым федеральным стандартам среднесрочного планирования, а во-вторых, позволит горадминистрации более эффективно заниматься реализацией крупных проектов типа Четвертого транспортного кольца и Царицына.
В следующем году на строительство объектов городского заказа планируется направить 413 млрд.
рублей, что составляет примерно 40% расходной части бюджета. На Тверской, 13, отмечают, что по сравнению с 2007 годом объем капитальных вложений вырос более чем на 140% и обещают сохранить ударные показатели в течение всей трехлетки. В 2009 году на финансирование адресной инвестиционной программы планируется направить 335,2 млрд. руб., в 2010-м — 403,2 млрд. Итого за три года — 1,151 трлн. руб.! Конечно, не всем отраслям перепадет одинаково. Например, расходы на жилищное и дорожно-мостовое строительство вырастут существенно, чего нельзя сказать об объектах культуры, финансирование которых к 2009 году скатится аж до 4 млрд. руб.!
Главным направлением инвестиционной деятельности города остается строительство муниципального жилья.
Реализация национального жилищного проекта не дает чиновникам расслабиться, даже несмотря на огромный дефицит свободных земельных участков. Еще пару лет назад в городе по различным соцпрограммам вводилось не более 1,5—1,6 млн. кв. м жилья. В этом году будет построено более 2 млн. кв. м. А с 2008-го по конец 2010-го суммарный объем муниципальной застройки составит 7,2 млн. кв. м. Расходы бюджета на эти цели в перспективе превысят 80 млрд. руб. в год.
В горадминистрации не скрывают, что с каждым годом муниципальное жилье обходится все дороже. Если раньше 1 кв. м с учетом всех обременений стоил бюджету менее $1 тыс., то в 2007 году, по расчетам Департамента экономической политики и развития (ДЭПР), показатель стоимости единицы площади возрастет до $3,2 тыс. “В прежние времена подрядчик выходил на пустую площадку и строил. А теперь более 60% стоимости квадратного метра составляют затраты на освобождение земельных участков, вывод правообладателей и прокладку инженерных сетей”, — пояснили “ЭВ” сотрудники департамента. Они не скрывают, что массовое строительство жилья на территории бывших промышленных и коммунальных зон, запланированное на 2008—2010 годы, будет стоить еще дороже, а значит, слух о грядущем снижении цен на столичные новостройки до 2,5—3 тыс. у.е. за метр можно смело выбросить из головы.
Выполнение городских жилищных программ невозможно осуществить без опережающей инженерной подготовки участков, поэтому объемы капитальных вложений по статье “Коммунальное строительство” за три года, на которые рассчитана инвестпрограмма, превысят 100 млрд. руб. По словам руководителя ДЭПРа Марины Оглоблиной, большая часть этих средств будет направлена на инженерное обеспечение районов массовой жилой застройки (например, Некрасовки, поселка Северный и Бутова), а также кварталов в сложившейся части города, в которых намечается комплексная реконструкция (Кунцево, Фили-Давыдково, Северное Тушино, Новые Черемушки).
Еще одна важная статья расходов — дорожно-мостовое строительство. В горадминистрации с гордостью говорят, что затраты на сооружение объектов транспортной инфраструктуры в 2008—2010 годах вырастут почти в 2 раза и составят в общей сложности почти 264 млрд. руб. Правда, большая часть этой суммы пойдет на завершение ранее начатых объектов — Ленинградки, Дмитровки, Звенигородского шоссе, а также магистрали Вешняки—Люберцы. Кроме того, столичные власти обещают форсировать строительство Четвертого транспортного кольца. Работы на первом участке ЧТК от Щелковского шоссе до шоссе Энтузиастов начнутся уже в текущем году. Деньги на строительство трассы поступили из тех же источников, что ранее направлялись в дорожный фонд — налог на пользователей автомобильных дорог, 1% налога на прибыль и часть акциза на нефтепродукты.
Также в 2008—2010 годах власти намерены вплотную заняться вопросами транспортного обеспечения ММДЦ “Москва-Сити”. Будет построен съезд со Звенигородского проспекта к деловому центру, окружающие небоскребы улицы расширены, а Краснопресненская набережная продлена в сторону Карамышевской. В бюджете также зарезервированы средства на строительство давно обещанного москвичам и инвесторам ММДЦ дублера Кутузовского проспекта в объеме 15 млрд. руб. Однако проектная документация по этой трассе пока не готова и о конкретных сроках начала работ говорить пока рано.
Строительство объектов образования и здравоохранения в 2008—2010 годах обойдется бюджету в 120 млрд. руб. А вот финансирование культуры не превысит 26 млрд. руб., основные инвестиции отложены на конец трехлетки.
В горадминистрации признают наличие приоритетов, но утверждают, что дисбаланс между отраслями выравнивается при помощи городских целевых программ. Например, в следующем году на все объекты культуры вместе взятые запланировано израсходовать 8,4 млрд. руб., в 2009-м — всего 4 млрд. руб. При этом перспективное развитие одного только музея-заповедника “Царицыно” обойдется городу в 3,5 млрд. руб. за те же два года. Хотя, конечно, проблемы с финансированием культуры есть. Так, в ближайшей перспективе деньги найдутся только на реконструкцию Музея космонавтики, картинной галереи Нестеренко, расширение музея ВМФ и начало строительства передвижного комплекса для Вячеслава Полунина. Старейшим московским театрам — оперетты, им. Маяковского, им. Гоголя и МТЮЗу — свой очереди у городской “кассы” придется дожидаться до 2010 года. Впрочем, по сравнению с двадцатью годами в очереди за жильем это сущие пустяки, уверены столичные чиновники.
Елена Егорова Московский Комсомолец
Статья о недвижимости получена: IRN.RU