Хорошо жить за городом большой семьей. Дети, смех, уют, большая и чистая любовь и много счастья. А если нет? Если временно или «принципиально» холост? Специфические черты потенциального покупателя именно этого социального статуса все чаще оказываются в центре внимания застройщиков.
И вместе с общими понятиями — «большой дом у воды, леса… в живописных окрестностях» и т.д. — формируются продукты, узко ориентированные на частные нужды клиентов. «Плавающий дом», «родовое имение», «дом-галерея», «community-поселок» (то есть поселок, в котором живут люди близких интересов). Один из самых необычных трендов последнего времени — «дом для холостяка».
Одинокий быт: варианты по применению
Благосостояние российских граждан растет, количество разводов – еще более. Жилищный вопрос вновь и вновь маячит на периферии внимания преуспевающих покупателей. Освободившись от уз Гименея, частенько хочется «закрутить по полной». Радикально изменить свой быт и пожить в свое сугубо личное удовольствие. Чаще всего именно эти посылы лежат в основе спроса на «дома одиноких сердец».
И рынку есть что предложить в этом сегменте. Например, недвижимость, привязанную к определенному роду увлечений. Домик около яхт-клуба, рыбацкая хижина, охотничий особняк. Отдельно расположенный объект, архитектура и интерьер которого обустроены в строго определенном хобби-формате. Хозяин появляется здесь набегами, чаще всего в шумной компании друзей. Это, естественно, далеко не первое его жилье, использует он его в свободные от работы дни – во время праздников и отпусков. Все остальное время оно греет душу и самолюбие.
Не стоит думать, что это сугубо мужская недвижимость. Дамам тоже есть из чего выбрать: например, дом-галерея, особняк-студия. Утонченная архитектура, не испорченная брутальными мужскими идеями, приятные интерьеры, помещения, приспособленные для занятия музыкой, изобразительным искусством, дизайном и пр. Согласитесь, весьма актуально для творческих экзерсисов на природе.
Из той же категории – entertainment house. Дом для тусовок и развлечений. Отличительных особенностей – две. Во-первых, очень необычная архитектура и интерьеры (нацеленные на то, чтобы поразить воображение гостей). Во-вторых, развитая внутренняя инфраструктура. Прозрачный пол на втором этаже, каскад скал и водопадов в холле, коллекция актуальных (и далеко не дешевых картин), дискотечная комната, кинозал, собственная парикмахерская, студия, непременно бассейн, несколько видов саун, зоопарк с экзотическими животными и птицами и куча всего другого. Главное в этом случае – решить проблему с соседями. Шумные посиделки, как правило, чреваты недовольством и жалобами соседей. Выход – высокий забор и уединенное место.
Еще один «одинокий» вариант – покупка квартиры. Малоэтажные жилые комплексы активно появляются за городом, в том числе и на престижных направлениях. Петр Кирилловский, директор по маркетингу коттеджного поселка «Величъ», видит в этом сегменте тот самый продукт, ориентированный исключительно на «молодую, активную, несемейную аудиторию»: «Это связано в первую очередь с попыткой изменить формат престижной Рублевки, сделав ее не просто загородным направлением, а загородным направлением с оттенком мегаполиса. Сюда переносится традиционная городская активность – офисы, магазины, клубы, рестораны. Именно здесь-то и собираются холостяцкие тусовки…»
Но все это для граждан гиперактивных, холостяцкий статус которых не обременение, а сплошное удовольствие. Требования к жилью другой части одинокого загородного населения куда более скромные. «Это «холостяк-отшельник», который ищет дом с возможностью уединиться, отдохнуть от офиса, шумного города. Это жилье должно быть расположено рядом с Москвой, в 20–25 километрах, чтобы было удобно ездить на работу», – рассказывает Андрей Уфимцев, директор по продажам агентства элитной недвижимости «Новое Качество». Для этих целей вовсе не обязательно покупать загородный дом. Гораздо экономнее и проще его арендовать, поселившись в уже сформированном поселке. Это достаточно распространенное решение, удобное для мобильного (не обремененного семьей) человека.
Особенности свободного статуса
«Холостяцкие» покупки элитной загородной недвижимости в общей структуре сделок пока незначительны – не более 10–15%. Но риэлторы предсказывают возможный рост сегмента.
Как правило, покупатели данной категории – люди смелые, решительные и креативные. По словам Елены Земцовой, управляющего партнера компании Delta estate, «в большинстве случаев это представители «золотой молодежи», богема шоу-бизнеса, известные представители свободных профессий. Поэтому они предпочитают приобретать земельные участки без подряда и сооружать на них то, что, по их мнению, соответствует внутреннему содержанию хозяина. Готовые дома «одиночками» покупаются редко. Мне известен только один случай в нашей практике, когда человек хотел купить дом «под себя» по следующим критериям: удобный, светлый, в котором хотелось бы жить и работать. Первый показ оказался решающим».
Кстати, о том, что работать с холостяками гораздо проще и удобнее, говорят многие риэлторы. Решения принимают быстро (нет необходимости устраивать продолжительные семейные советы). Руководствуются больше рациональными соображениями, а не эмоциями. Имеют четкие и внятные представления об искомом жилье. Несемейные люди – более мобильны, потому чаще пользуются риэлторскими услугами. Любые изменения в личных отношениях сразу же вызывают изменения в жилищном вопросе. В общем, клиенты немногочисленные, но желанные.
Относительно более подробных характеристик жилья «свободные покупатели» имеют схожие представления. Как говорит Тимур Сайфутдинов, генеральный директор компании «ТЕРРА-недвижимость», «дома холостяков расположены недалеко от города, их площадь не больше 400–500 кв.м. Для таких покупателей не так критичен фактор – охраняем ли поселок. Во-первых, они уверены в своих силах, во-вторых, дом может пустовать несколько дней кряду – хозяин остается либо в московской квартире, либо ездит по командировкам. Инфраструктура в поселке или в окрестностях также не столь важна, всем необходимым холостяк может воспользоваться во время постоянных выездов в город, где он проводит большую часть жизни».
Шанс на возвращение
Холостяки – аудитория неоднородная. Можно выделить несколько групп, ощутимо различающихся в своих пристрастиях. Компания SESEGAR Group предлагает свою оригинальную классификацию. Молодые и успешные мужчины до 35 лет, наследники «семейных денег» или самостоятельно заработавшие себе на хлеб с маслом, не особенно торопятся обзавестись загородным домом. Потому как желанные гости в семейном особняке, где проживают родители. Если недвижимость все же покупают, то чаще всего «про запас». В поселке, где инфраструктура и местоположение связаны с очередным хобби или пристрастием владельца – яхты, лыжи и пр.
Другая подгруппа представляет собой граждан между 35–45, которые освободили себя от уз первого брака, но не дошли до второго. Недвижимость они охотно покупают, так как привычка к семейной жизни на даче или в загородном доме выработалась за годы первого брака. Да и деток тоже неплохо принимать летом на даче, а не в пыльном городе. «Воскресные» родители предпочитают поселки с насыщенной «детской» инфраструктурой.
Третья часть – это либо застарелые холостяки, либо те, кто обрел свободу после второго-третьего брака, или вдовцы. И те и другие, хоть возрастная группа крайне обширна (от 50 до 70 лет), предпочитают наличие пешеходных зон, близость поликлиники Управделами и отсутствие шумных соседей поблизости. Они тяготеют к поселкам, построенным в «стародачном» стиле или в стародачном месте со звучным названием времен номенклатурной молодости – Арахангельское, Загорянка, Малаховка.
Но, несмотря на разность вкусов, все подмосковные холостяки схожи в одном: проживая за городом, они рискуют обрести семейное счастье. Это и понятно. Воздух пронизан любовными флюидами, очаровательные дамы на природе выглядят особенно хорошо, толпа симпатичных ребятишек вызывает нежные отцовские чувства… Разве есть шанс удержаться!
Елена Карпова Мир и Дом
Статья о недвижимости получена: IRN.RU