Вчера в Комитете Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам депутаты обсуждали вопросы инвестирования в ипотечные ценные бумаги. Между тем, и правительство на днях планирует обсудить вопросы развития ипотечного кредитования в России.
Тема доступного жилья сейчас одна из самых модных в высоких кабинетах. Не так давно тема ипотеки обсуждалась на одном из заседаний Госсовета, а в послании президента получила статус приоритетного национального проекта. Речь идет о грандиозном проекте, реализация которого может изменить к лучшему всю нашу скособоченную на сырье экономику.
Большой проект, большие деньги и большие проблемы. По сведениям президента Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегина Тосуняна, на сегодняшний день емкость рынка ипотечного кредитования в России составляет 50 миллиардов долларов. Объем средств, полученных за счет выдачи кредитов на ипотеку на начало 2005 года, составил 1 миллиард долларов, тогда как в США за этот период было выдано на эти цели 4,1 триллиона долларов.
По данным АРБ, в настоящее время по ипотечной схеме приобретается всего 1,5 процента, в то время как 75 процентов граждан нуждаются в улучшении жилищных условий.
Власти приняли ряд законов, регулирующих отношения заемщиков и кредиторов. Последний из них, Закон "О кредитных историях", вступил в силу на прошлой неделе, но особого оживления на рынке ипотеки пока не наблюдается.
Аналитики выделяют три экономические причины, тормозящие развитие ипотеки в России. Первая - это необоснованно высокие цены на жилье.
Высокий спрос на квартиры в последние годы вызвал бурный рост цен, с некоторых пор спрос падает, а цены по инерции удерживаются на высоте. В рекламных роликах риэлтерские агентства все время утверждают, что цены росли, растут и будут расти. На самом деле это, конечно, не так: риэлтеры боятся открыто снижать цены, но охотно идут на всякие скидки. Но несмотря на это, цены пока совершенно неподъемны для большинства граждан даже с учетом выгодного ипотечного кредита.
Вторая причина заключается в том, что банки требуют от клиентов высокие (до трети или даже до половины суммы стоимости) первоначальные взносы за квартиру. Выложить такую сумму сразу большинство россиян пока позволить себе не могут.
Третья беда ипотеки - слишком высокие процентные ставки. Из-за них купленная в кредит квартира в конечном счете обходится клиенту едва ли не на четверть дороже первоначальной стоимости.
Так что о массовой ипотеке в России говорить рано - доля ипотечного кредитования в ВВП пока не превышает 1 процент (для сравнения: в Великобритании она составляет 62 процента, в США - 55 процентов, в континентальных странах Евросоюза - более 30 процентов). Ипотека вроде бы не должна быть чем-то необычным в России, но и массовой ее пока, увы, не назовешь.
По данным Банка России, в 2004 году на ипотеку пришлось лишь 1,52 процента всех кредитов, выданных частным лицам. Росстрой подсчитал, что за это время в России пока выдано лишь 46 тысяч ипотечных кредитов. Для того чтобы выполнить наказ президента и обеспечить увеличение этой цифры до миллиона максимум к 2012 году, ее ежегодный прирост должен составлять не менее 47 процентов.
Сегодня же, по данным Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), текущие темпы прироста объемов выдаваемых кредитов составляют 10 процентов в месяц. В агентстве отмечают и рост средней суммы, выдаваемой заемщику, - на 1 сентября 2004 года она составляла 364 тысячи рублей, а на 1 апреля 2005 года - уже 397 тысяч. Кроме того, ипотека постепенно "удлиняется" - если раньше сложно было взять взаймы более чем на 10 лет, то сейчас максимальный срок кредитования составляет 27 лет (программа АИЖК), а ряд банков планирует увеличить его до 30 лет. В результате кредиты становятся более доступными: снижаются размер ежемесячного платежа и как следствие требования к доходу заемщика. Однако сохранение столь впечатляющей динамики на годы - большой вопрос. Для его решения нужно будет справиться с целым рядом остро обозначившихся проблем ипотечного рынка.
Главная проблема здесь - это низкий уровень развития российских банков, что, кстати, признают и сами банкиры. Многолетние ипотечные кредиты остаются для банков весьма рискованными, а высокий риск всегда означает высокий процент. Правда, банки планируют добиться сокращения ставок за счет выпуска ипотечных облигаций под государственные гарантии.
В преддверии позитивных перемен на рынке ипотечного кредитования произошли приятные изменения, которые носят скорее демонстративный характер: некоторые банки снизили ставки по кредитам до 9-10 процентов в валюте, уменьшили первоначальный взнос до 10-15 процентов от стоимости жилья и стали активнее работать с новостройками. Таким образом, ипотечные кредиты стали выгоднее и привлекательнее.
Уже сегодня банки, чтобы привлечь клиента, увеличивают сроки погашения кредита до 20 лет, отказываются от штрафных санкций за досрочную выплату, не требуют официального подтверждения всей суммы дохода заемщика и поручителей. Правда, у подобной лояльности есть и оборотная сторона. В обмен на то, что банк не будет интересоваться происхождением средств, он может выдать кредит под более высокий процент. Или повысит первоначальный взнос чуть ли не до половины стоимости квартиры. А вот за слишком низкой процентной ставкой часто скрывается высокая комиссия за открытие и ведение ссудного счета.
Сегодня на рынке наблюдается некоторый перекос системы ипотечного кредитования в пользу крупнейших участников рынка: хотя номинально на рынке присутствуют более 200 банков, 50 процентов выданных кредитов приходится на Сбербанк, а доля пяти ведущих операторов, по данным Ассоциации российских банков, превышает 70 процентов.
Такое положение объясняется тем, что для выдачи дешевых долгосрочных кредитов нужны длинные ресурсы, которых у негосударственных российских банков нет и пока быть не может. Предельный срок по привлекаемым средствам составляет 3-5 лет, поэтому и ставки по ипотечным кредитам столь высоки (15-19 процентов годовых в рублях и 10-15 процентов в валюте). Для их снижения требуется качественный скачок - например, снятие ограничений на доступ банков к пенсионным и бюджетным средствам, средствам социальных фондов, создание системы вкладов без права досрочного изъятия. Возможно, некоторому удешевлению ипотечных кредитов будет способствовать и появление на российском рынке крупных западных игроков.
Неподготовленность банковской системы - не единственная проблема российской ипотеки. В России очень низка платежеспособность населения, средний доход россиянина в конце 2004 года не превышал 5500 рублей, в то время как средний размер платежа, по данным АИЖК, составлял 5800 рублей.
Что касается законодательства, то оно в принципе готово к "большому скачку". Решен ряд вопросов, связанных с возможностью обращения взыскания на заложенное жилье, отменено требование об обязательном нотариальном удостоверении договора, улучшены условия по предоставлению налоговых вычетов.
Наиболее спорный из принятых документов - Закон о долевом строительстве, механизмы практической реализации которого пока не вполне понятны. В своих комментариях к этому документу многие крупные девелоперы неоднократно отмечали, что в новых условиях мелким и средним застройщикам будет очень тяжело выживать и многие из них просто покинут рынок. Скорей всего, однако, этого не произойдет.
Решить проблему длинных ресурсов, столь необходимых российскому банковскому сектору для организации полноценной системы кредитования, призван в первую очередь Закон об ипотечных ценных бумагах. Несмотря на то что ему уже больше года, до сих пор не зарегистрировано ни одного выпуска ипотечных облигаций, на которые так рассчитывают участники рынка. Основная проблема заключается в отсутствии нормативных документов, полный пакет которых будет принят лишь к концу года. Кроме того, одной из целей закона было обеспечение вложений пенсионных резервов в ипотечные ценные бумаги. Реализация этого положения невозможна без внесения изменений в пенсионное законодательство.
Из 210 подзаконных актов, которые должны были дать жизнь пакету жилищных законов, правительство приняло лишь один.
Не торопясь работают ведомства, которым поручено решать жилищную проблему. Руководство Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) признает, что подготовило лишь два положения о жилищных кооперативах (об отчетности и нормативах финансовой устойчивости кооперативов) и несколько документов, которые касаются долевого строительства. Да и те пока не успело даже показать участникам рынка. У ФСФР нет в штате достаточно сотрудников, особенно в регионах, чтобы контролировать процесс.
Глава Экспертного управления президента Аркадий Дворкович считает, что правительство недостаточно работает над решением жилищного вопроса. Впрочем, не только правительство следует винить за то, что не работает жилищный пакет. Сейчас в Думе лежат поправки к нему, которые должны были быть приняты в весеннюю сессию. К примеру, в них корректируются нормы залога при предоставлении кредита застройщику: ему будет разрешено "закладывать" в банке права на ту часть дома, в которой квартиры еще не распроданы потенциальным дольщикам, - чтобы дольщики и банк выступали в качестве кредиторов одной очереди. Отложены в долгий ящик и законы, которые были "изъяты" депутатами из пакета в прошлом году.
Так что основной движущей силой развития ипотеки в нашей стране пока остаются лозунги и призывы.
Андрей Евпланов Российская газета
Статья о недвижимости получена: IRN.RU