Правительственный пакет из 27 законопроектов, призванных создать в России рынок доступного жилья, в среду пропагандировал в Совете федерации министр промышленности и энергетики Виктор Христенко. Озабоченность сенаторов понятна: именно на регионы придется основная нагрузка по воплощению в жизнь задуманных "группой Шувалова" мер. Не все положения законопроектов встречают одобрение.
Никто не собирается выгонять граждан из очередей на бесплатное жилье и загонять их в ипотеку, уверял сенаторов Виктор Христенко: "Ключевая идеология законопроекта - предоставление гражданам максимальной свободы выбора". Министр выступил в среду на "парламентском часе" в Совете федерации, посвященном ситуации на рынке жилья.
Накануне комитет по промышленной политике рассмотрел пакет поправок к законопроектам. А на пленарном заседании СФ перед началом встречи с Христенко сенаторы впервые в истории решили внести свои поправки в законопроекты уже перед вторым чтением - как правило, поправки СФ вносятся при рассмотрении сенаторами уже принятых Госдумой законов.
Тревога сенаторов объясняется просто: основная нагрузка по выполнению правительственных законопроектов, как признал и Христенко, ляжет на региональные и муниципальные власти: "Власти регионов и муниципалитеты должны приложить максимальные усилия по созданию прозрачного и конкурентного жилищного рынка". Если учесть, что, по словам самого министра, в нашей стране 61% семей желают улучшить свои жилищные условия, а 4.5 млн. семей стоят в очереди на квартиры, местным властям не позавидуешь.
Что законопроекты будут приняты, и ударными темпами, ясно было всем присутствующим. "Федеральная власть уже не отступится от своих намерений", - честно предупредил Христенко, аргументируя это тем, что проблемы жилищной политики прозвучали в Послании президента Федеральному собранию. Однако не раз отмечавшаяся "сырость" предлагаемых документов подвигла сенаторов на внесение поправок ко второму чтению в Госдуме. Некоторые из них сенаторы приняли прямо на заседании: это поправки к законопроектам о тарифах ЖКХ, о бюро кредитных историй и к введению налога на недвижимость. А к 7 июля будут подготовлены поправки в Градостроительный и Жилищный кодексы.
Представляя пакет поправок, председатель комитета по промышленной политике Валентин Завадников пояснил, что законопроекты, касающиеся коммунальных тарифов, не учитывают принятых уже законов об электроэнергетике и газовом хозяйстве. "Мы пытаемся гармонизировать эти законодательные акты", - сказал Завадников. Прежде всего сенаторские поправки уточняют, какие уровни власти имеют право устанавливать те или иные тарифы в соответствии с действующим законодательством. Поправки к законопроекту о создании кредитных бюро предполагают, что туда будет поступать и информация о платежах граждан за коммунальные услуги и аренду, а также ужесточают ответственность за неправомерное раскрытие информации. Что касается налога на недвижимость, который предполагается взимать со всех объектов от квартир до гаражей, не входящих в государственную или муниципальную собственность, то его введение сенаторы предлагают отодвинуть на 2010 год.
"Известиям" сообщили и об основных поправках, которые сенаторы готовы внести в Госдуму 7 июля. Суть поправок в Градостроительный кодекс состоит в том, что они приводят его в соответствие с законом о техрегулировании - сейчас законопроект относит к сфере технического регулирования слишком многое. В Жилищный кодекс сенаторы хотят внести поправки, увеличивающие конкуренцию на рынке ЖКХ. В частности, предлагается дать право на оказание услуг ЖКХ предприятиям всех форм собственности, а не только муниципальным, четко разделить естественномонопольные и потенциально конкурентные услуги с тем, чтобы первые жестко регулировало государство, а вторые были отданы на рынок. Предлагают сенаторы и возродить "доходные дома", включив в ЖК право государства и муниципалитетов иметь в собственности и коммерчески использовать жилье. Много поправок, касающихся приведения ЖК в соответствие с Гражданским кодексом и земельным законодательством. Кроме того, сенаторы хотят, чтобы сроки окончания бесплатной приватизации были очерчены более четко.
Основной посыл речи Христенко сводился к тому, что задача сделать жилье доступным - дело рук самих регионов. В первую очередь за счет демонополизации рынка застройщиков. Для этого, в частности, в Градостроительном кодексе предусмотрено получение участков под застройку только на открытых публичных торгах, отметил Христенко. Но муниципалитетам и регионам есть что делать: ведь сегодняшние цены на жилье во многом завышены благодаря неоправданным, по мнению министра, издержкам застройщиков, связанным с административными барьерами, платой за развитие инфраструктуры, "оброком" в виде передаваемого муниципалитетам жилья, доходящего до 40% от построенного, и т.д.
На вопрос зампреда комитета по экономической политике, предпринимательству и собственности Виктора Добросоцкого, как быть с теми регионами, где на жилье нет денег ни у населения, ни у муниципалитетов, Христенко честно ответил, что создающаяся система станет инструментом для тех мест, где есть спрос, сопровождающийся возможностями. А как быть той части России, где большая часть граждан денег не имеет, - не вопрос к законодательству о жилье, а глобальная проблема повышения благосостояния граждан. Ведь чтобы у человека появился интерес к покупке жилья, у него должны быть доходы, а чтобы были доходы - нужна работа. А это уже не вопрос жилищной политики. Так пояснил проблему Христенко. В то же время, отметил он, "работать надо там, где эффективно, а жить там, где комфортно". Например, на Крайнем Севере надо не жилье строить, а налаживать работу вахтовым методом. А для депрессивных регионов - принимать специальные программы по их развитию и увеличению количества рабочих мест.
Татьяна Рыбакова Финансовые известия
Статья о недвижимости получена: IRN.RU