От Царицына до Волгограда
Первое упоминание о городе, который тогда носил имя Царицын, относится к 1589 году. Свое название он получил от речки Царицы, впадающей в Волгу. Русское поселение с деревянной крепостью первоначально служило для обороны волжского пути от степных кочевников. Позже Петр I задумал использовать город как перевалочный пункт для военных кораблей при переходе из Волги в Дон. Тогда даже попытались построить канал, однако идея так и не была реализована.
В конце XVIII века Нижнее Поволжье утратило свое пограничное значение. Царицын лишился статуса важной военной крепости и стал обычным уездным городом Саратовской губернии. Однако после реформы 1861 года он превратился в мощный транспортный, промышленный и торговый центр Нижнего Поволжья. В 1880 году вступил в строй нефтеперерабатывающий комплекс фирмы «Нобель», были построены крупнейшие в России нефтехранилища, стали развиваться судостроение, деревообрабатывающая промышленность. В начале XX столетия в городе действовали уже свыше 230 фабрик и заводов, банки, банкирские конторы, телефонная станция.
В 1925 году Царицын переименовали в Сталинград, в это время в городе происходил бурный рост населения, вызвавший строительный бум. Сталинград по праву считался крупным индустриальным центром страны. В 30‑е годы рядом с градообразующими предприятиями — Тракторным заводом, заводами «Красный Октябрь», «Судоверфь» — возвели поселки. Дальнейшее развитие прервала война.
В ходе шестимесячной битвы за Сталинград оказалось сожжено и разрушено более 90% жилого фонда. Сохранившиеся здания можно было пересчитать по пальцам. Но сразу же после войны началось массовое движение за создание строительных бригад, и в свободное от работы время жители своими руками восстанавливали город.
На характере реконструкции сказалось отсутствие сколько-нибудь значимых памятников архитектуры, которые послужили бы опорными сооружениями при выборе вариантов планировки. Поэтому градостроители ориентировались прежде всего на промышленные комплексы: заводы Тракторный, «Баррикады», «Красный Октябрь». Учитывая большую протяженность города, особое внимание архитекторы уделили созданию главных продольных магистралей. Помимо этого, в их задачу входило не просто восстановить Сталинград, но и улучшить его облик, а также увековечить память легендарной битвы. Поэтому в центре сосредоточили монументальную архитектуру, призванную подчеркнуть великую военную историю города.
В 1961 году Сталинград был переименован в Волгоград. К этому времени жилой фонд в 2,2 раза превысил довоенный показатель.
Современный город на Волге
Сегодня Волгоград обладает значительным промышленным и культурным потенциалом, благодаря чему выполняет важные стратегические функции в социально-экономическом развитии Юга России. На его долю приходится около 11% объема промышленного производства Южного федерального округа.
Волгоград сохранил исторически сложившуюся линейную систему планировки. К числу главных задач градостроительного развития относятся вопросы транспортной инфраструктуры, в частности завершение строительства моста через Волгу, Третьей продольной магистрали, берегоукрепительных работ, а также сооружение рокадной дороги вдоль берега реки, международного аэропорта и других транспортных объектов.
Значимой остается тема высвобождения ценных городских приречных территорий и выноса с них промышленных предприятий. Для ее решения архитекторы разрабатывают программу «Волгоград выходит к Волге». С помощью набережных, обращенных к реке, фасадов и панорам жилой застройки они хотят создать новый привлекательный архитектурный образ Волгограда, вместе с тем предполагая развивать и заложенную в предыдущих Генпланах градостроительную идею композиции городской ткани.
Волгоградцы нуждаются в новом жилье
В последнее время в Волгограде идет активное возведение жилых домов. Новостройки занимают примерно половину общего прироста предложения за последние два года (150 тыс. кв. м из 300 тыс.), однако пока этого объема явно недостаточно для насыщения существующего спроса. В течение 2007 года запланировано ввести в эксплуатацию около 400 тыс. кв. м жилья.
Специалисты шутят, что город увлекся строительством элитных многоквартирных домов. В каждом районе найдется как минимум две такие готовые новостройки и столько же находятся в процессе возведения. Почти каждая волгоградская строительная компания имеет три-четыре проекта в элитном сегменте, а некоторые из них и вовсе делают ставку на дорогую по местным меркам недвижимость. За квадратный метр в подобном доме придется заплатить около 66 тыс. руб. Стоимость квадрата в сегменте бизнес-класса находится в пределах 39 тыс. руб. Метр в квартире в так называемом доме повышенной комфортности обойдется в среднем в 29 тыс. руб., а в Центральном районе города — 31 тыс. руб. В жилье экономкласса цена одного квадрата составляет около 25 тыс. руб.
Стоимость недвижимости на вторичном рынке, как правило, зависит от местоположения. Самыми дорогими районами Волгограда считаются Центральный, Ворошиловский и Дзержинский. По высокой цене выставляют на продажу квартиры в жилом комплексе на Тулака (Советский район). Чуть дешевле можно купить жилье в Краснооктябрьском, Советском (за Тулака), Тракторозаводском, Кировском и Красноармейском районах. В Центральном районе квадратный метр вторички стоит в среднем от 39 до 53 тыс. руб., в Ворошиловском — от 31 до 36 тыс. руб., в Тракторозаводском и Краснооктябрьском районах города — 27–30 тыс.
Вместе с тем в одном и том же районе Волгограда квартиры с одинаковыми характеристиками могут предлагать по различной стоимости. Все зависит от конкретного местоположения дома (в центре района или на окраине), немалое значение имеет и экологический фактор. Так, находящийся поблизости промышленный объект, как правило, ощутимо сбивает цену. Например, трехкомнатная квартира в сталинке в центре Кировского района стоит 1 млн 300 тыс. руб., а на его окраине — от 800 тыс. до 1 млн. Приблизительно та же ситуация и в Краснооктябрьском районе. Здесь на стоимость жилой недвижимости в немалой степени влияют местные заводы — «Красный Октябрь» и «Баррикады». Если раньше на соседство с производством практически не обращали внимания, то сегодня для потенциальных покупателей это существенный момент. Тем не менее даже в самых непривлекательных районах вторичную однокомнатную квартиру дешевле 500–600 тыс. руб. не купить.
В прошлом году цены на первичном рынке Волгограда повысились в среднем на 50, а на вторичном — на 60%. Как полагают специалисты, рост, хотя и не такой значительный, будет продолжаться и в нынешнем году. Для этого, по их мнению, есть все основания, в том числе набирающее в регионе обороты ипотечное кредитование и реально существующий дефицит первичного жилья.
Елена Черневич, специалист по рекламе и PR ООО «Пересвет-Регион» (входит в ГК «Пересвет-Групп»)
Сегодня в Волгограде появляется все больше новостроек, действительно отвечающих стандартам элитного жилья. Прошли времена серых панельных девятиэтажек, современные дома возводят по индивидуальным проектам, а потому заметно улучшился и внешний вид зданий, и планировочные решения, а также увеличились площади квартир.
Волгоград — крупный промышленный город с быстрорастущей экономикой. Увеличивающиеся доходы населения делают возможным развитие ипотечного кредитования, поэтому многие жители региона, покупая квартиру, не просто решают свои жилищные проблемы, а приобретают новое качество жизни.
Естественно, цена жилья в волгоградских новостройках зависит от района города. Сегодня на вторичке хрущевка с видом на Волгу может быть приравнена к сталинке с видом на заводские трубы. Поэтому компания «Пересвет-Регион» стремится выбирать площадки для строительства своих объектов в экологически чистых районах, вдали от промышленных зон.
Примером служат наши проекты в расположенном недалеко от центра Ворошиловском районе. Экологическая обстановка здесь благоприятная, транспортное сообщение удобное. До Волги прогулочным шагом — 5–7 мин. Мы завершаем тут возведение 17‑этажного кирпичного дома и уже в ближайшее время приступим к сооружению нескольких социально значимых объектов.
Другой наш проект в Волгограде — «Царицын остров». Комплекс относится к классу элитных и представляет собой шесть монолитно-кирпичных жилых зданий разной этажности. Его поместят на огромной платформе в виде острова, приподнятой над поймой реки и повторяющей рельеф местности.
Инфраструктура объекта будет включать подземную автостоянку, закрытую охраняемую территорию, детские и спортивные площадки, теннисный корт, картинговый и велосипедный треки, фитнес-центр с тренажерным залом, бассейном и солярием, кафе и рестораны, обширную развлекательную зону. В помещениях коммерческого этажа разместят магазины и службы быта. ЖК «Царицын остров» — градоформирующий проект с оригинальными фасадными и планировочными решениями.
И в дальнейших планах компании «Пересвет-Регион» фигурирует комплексная застройка. Только так можно адекватно задействовать все возможности территории.
Олег Михеев, генеральный директор треста «Диамант-Волгоградстрой»
Существующие темпы строительства явно не удовлетворяют потребностей волгоградцев в жилье. В российской экономике наступает период стабильности, с каждым годом становятся все доступнее ипотечные кредиты.
Но пока квартир строят мало, и волгоградцы все активнее приобретают их на вторичном рынке. Поэтому цены на новостройки практически сравнялись со стоимостью квадратного метра на вторичном рынке.
Спрос на жилье сильно превышает предложение, и стоимость квадратного метра стремительно идет вверх. Выход один: надо строить больше, чтобы уравнять спрос и предложение. Только так удастся остановить рост цен и, возможно, даже снизить их.
В ближайшие пять лет «Диамант» намерен довести показатель введенного в эксплуатацию жилья до показателей советских времен — полмиллиона квадратных метров в год.
Агаев Станислав Недвижимость и цены
Статья о недвижимости получена: IRN.RU