Комплексное освоение территорий провозглашено новым подходом к жилищному строительству в России. Методы точечной застройки себя исчерпали, регионы нуждаются в полноценном развитии городов, районов и областей, подразумевающем не только строительство качественного жилья, но и создание современной удобной инфраструктуры: школ, детских садов, магазинов, объектов культуры и образования, железных и автомобильных дорог, наконец, предприятий с гарантированными рабочими местами. Неслучайно за период весенней парламентской сессии 2007 года законодатели выпустили целый ряд документов, направленных на решение этих проблем.
* Постановление Правительства РФ от 5 мая 2007 года № 265 «Об экспериментальных инвестиционных проектах комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства»
В соответствии с этим документом в текущем году было отобрано 22 проекта из 39, представленных на конкурс 24 регионами России. Государство ставит задачу отработать в процессе их воплощения организационные, технологические, правовые и финансовые механизмы комплексного освоения территорий, включающего создание жилья, объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры за счет средств различных источников финансирования.
При реализации проектов может быть предоставлена поддержка из средств федерального бюджета (государственные гарантии РФ по заимствованиям, субсидии бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, субсидии бюджетам субъектов РФ на обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой малоэтажной и многоквартирной застройки).
* Постановление Правительства РФ от 10 мая 2007 года № 277 «О некоторых вопросах предоставления государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям, осуществляемым для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства»
В соответствии с этим постановлением юридическое лицо (застройщик или организация коммунального комплекса), взявшееся за реализацию такого инвестиционного проекта, может получить гарантии в размере до 50 % суммы основного долга по заимствованию в рублях для исполнения своих обязательств.
Рассматриваемым документом также внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 3 июня 2006 года № 351 «О порядке предоставления государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям, осуществляемым для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой и модернизации коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства».
* Постановление Правительства РФ от 28 мая 2007 года № 326 «О порядке получения, использования и предоставления геопространственной информации»
Документ устанавливает порядок работы с геопространственной информацией, переданной средствами дистанционного зондирования Земли из космоса высокого линейного разрешения на местности (точностью более 2 м), а также порядок получения разрешения на проведение геодезических и картографических работ в районах Российской Федерации, в отношении которых вводится ограничение на получение и использование подобной информации. Постановление представляет особую значимость для застройщиков, а также для организаций, занимающихся формирования системы единого кадастрового учета земель.
Особые экономические зоны
В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116 ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» в стране была начата деятельность по созданию образований с особыми экономическими условиями функционирования. Появились два типа особых экономических зон (ОЭЗ): промышленно-производственные и технико-внедренческие. Позднее, с принятием Федерального закона от 3 июня 2006 года № 76-ФЗ, в этот список включили и туристско-рекреационные ОЭЗ. В настоящее время Государственная дума РФ приняла в окончательном, третьем, чтении Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в РФ» и отдельные законодательные акты РФ» в части создания портовых ОЭЗ.
Рядом постановлений Правительства РФ приняты решения о создании следующих ОЭЗ:
* промышленно-производственные — в Республике Татарстан («Алабуга»), в Липецкой области («Липецк»);
* технико-внедренческие — в Зеленограде, в Дубне, в Санкт-Петербурге, в Томске;
* туристско-рекреационные — ОЭЗ «Куршская коса» в Калининградской области (Постановление Правительства РФ от 3.02.07 № 73), ОЭЗ в Краснодарском крае (Постановление Правительства РФ от 3.02.07 № 70), ОЭЗ в Ставропольском крае (Постановление Правительства РФ от 3.02.07 № 71), ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае (Постановление Правительства РФ от 3.02.07 № 69), ОЭЗ в Республике Алтай (Постановление Правительства РФ от 3.02.07 № 67), ОЭЗ «Байкал» в Республике Бурятия (Постановление Правительства РФ от 3.02.07 № 68), ОЭЗ в Иркутской области (Постановление Правительства РФ от 3.02.07 № 72);
* ОЭЗ в Магаданской и Калининградской областях.
Олимпиада в Сочи
* Постановление Правительства РФ № 224 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006–2014 годы)» от 11 апреля 2007 года
Изменениями предусмотрены дополнительные мероприятия, которые были обусловлены потребностями заявочного процесса и направлены на обеспечение выдвижения Сочи в качестве столицы XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года.
Дорожное строительство
* Федеральный закон № 132-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2007 год» от 17 июля 2007 года
Этим документом было установлено, что в текущем году часть неналоговых доходов, поступающих в федеральный бюджет, будет направлена Федеральному дорожному агентству для предоставления субсидий бюджетам субъектов РФ на развитие улично-дорожной сети в городах (поселках городского типа) в сумме 20 млрд руб., на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования в сумме 7,782 млрд руб., на строительство и реконструкцию автомобильных дорог федерального значения в сумме 2,218 млрд руб.
Кроме того, часть средств поступит в Министерство финансов РФ для предоставления субсидий бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда в сумме 10 млрд руб. Эти дополнительные денежные вливания в дорожное строительство и капитальный ремонт зданий должны сыграть позитивную роль.
* Постановление Правительства РФ № 233 «О порядке установления и использования полос отвода федеральных автомобильных дорог» от 14 апреля 2007 года
Документ детализирует нормы Земельного кодекса РФ. Под полосой отвода понимается совокупность участков, предоставленных для размещения конструктивных элементов и инженерных сооружений автомобильной дороги, а также зданий, строений, сооружений, защитных и декоративных лесонасаждений и устройств, других объектов, имеющих специальное назначение по обслуживанию указанной трассы и являющихся ее неотъемлемой технологической частью. Границы полосы отвода определяются в установленном Министерством транспорта РФ порядке норм отвода земель для автодорог в России. В соответствии с Постановлением в пределах полосы отвода (за исключением случаев, связанных с производством работ по обеспечению безопасности дорожного движения, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания федеральной автомобильной дороги) запрещаются:
* строительство жилых и общественных зданий, складов;
* размещение зданий, строений, сооружений, устройств и объектов, не связанных с обслуживанием федеральной автомобильной дороги, ее строительством, реконструкцией, ремонтом, содержанием и эксплуатацией;
* распашка земельных участков;
* установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технического регламента и нормативных актов и т. д.
Эти меры должны предотвратить строительство жилых кварталов вдоль шумных магистралей.
* Постановление Правительства РФ № 242 «Об утверждении Правил распределения и предоставления в 2007 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой малоэтажной и многоквартирной застройки» от 19 апреля 2007 года
Правила устанавливают порядок распределения и предоставления в текущем году из федерального бюджета средств на софинансирование проектов строительства автотрасс общего пользования в микрорайонах массовой застройки, реализуемых (планируемых к реализации) органами исполнительной власти субъектов РФ или местного самоуправления.
Субсидию предоставляют бюджету субъекта РФ при соблюдении следующих условий:
* наличия утвержденной проектной документации;
* финансирования проектов за счет средств бюджета субъекта РФ и (или) местных бюджетов в объемах, достаточных для реализации проектов с учетом субсидии.
Учитывая, что Постановление было принято только в апреле 2007 года, едва ли предусмотренные субсидии будут в полном объеме освоены субъектами РФ.
* Постановление Правительства РФ № 358 «Об утверждении Правил предоставления в 2007 году субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на строительство и модернизацию автомобильных дорог общего пользования, в том числе автомобильных дорог в поселениях (за исключением автомобильных дорог федерального значения)» от 9 июня 2007 года
Речь идет о субсидиях, которые предоставляет Федеральное дорожное агентство на основании соглашения, заключенного с органом государственной власти субъекта РФ. Если получателем субсидии является муниципальное образование, то перечисление средств в местный бюджет осуществляется из бюджета субъекта РФ на основании соглашения, заключаемого между субъектом РФ и муниципальным образованием. Субсидии используются в первую очередь в отношении объектов, строительство или модернизация которых начаты до 1 января 2007 года.
Рубрику ведет Валентина ПАВЛОВА, консультант аппарата Комитета СФ по финансовым рынкам и денежному обращению.
Недвижимость и цены
Статья о недвижимости получена: IRN.RU