Эксперты отмечают, что выход кинопрокатных компаний в регионы — закономерная тенденция: московский рынок насыщен, а региональные имеют серьезный потенциал роста.
“Каро Фильм” станет оператором шестизального мультиплекса в самарском ТРЦ “Мегакомплекс на Московском”. Как сообщил вице-президент по коммерции компании “Виктор и Ко “Мегакомплекс на Московском” Андрей Сурков, мультиплекс откроется 16 декабря.
“Каро Фильм” на условиях долгосрочной аренды отдано 2500 кв. м, инвестиции составили около $2 млн. Параллельно в регионе готовятся еще два аналогичных проекта. Весной 2006 г. в тольяттинском ТЦ “Парк-Хаус” откроет шестизальный кинотеатр компания “Инвесткинопроект”. По словам гендиректора компании Андрея Орехова, инвестиции в этот проект составили $11 млн. Летом 2006 г. восьмизальный мультиплекс будет открыт во второй очереди самарского “Парк-Хауса”. Оператором в проекте выступит московская компания “Планета Боулинг”. Как рассказал замдиректора “Планеты Боулинг” Иван Плешивцев, компания решила диверсифицировать бизнес и предполагает самостоятельно управлять всей развлекательной зоной комплекса. По его словам, инвестиции компании в проект составят около $10 млн.
Выходя в регионы, федеральные компании встречают слабую конкуренцию со стороны местных сетей. Например, в Самаре, население которой приближается к 1,3 млн человек, работает всего шесть кинотеатров. Людмила Ловякина, директор компании “ЭНОН” (управляет кинотеатром “Огонек”), считает, что открытие сразу двух комплексов потенциально может отнять часть зрителей у местных компаний, но город может “принять” еще не менее двух подобных проектов.
В “Каро Фильм”, у которой открыто по два мультиплекса в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде, в 2006 г. планируют открыть три многозальника в Петербурге, пятизальный кинотеатр в г. Мытищи и семизальный кинотеатр в одном из торговых центров Калининграда.
Ольга Чирихина, заместитель гендиректора “Райзен стар медиа”, называет выход московских операторов в регионы одной из главных тенденций сегодняшнего дня. Основная причина, по ее мнению, — активный рост региональных рынков. “Если раньше Москва давала около 60% от всего оборота кинопроката, то сейчас до 65% приходится на региональные рынки.
Причем ситуация изменилась буквально за год”, — поясняет она. Компания “Райзен стар медиа”, по ее словам, пока планирует открыть 14-зальный кинотеатр в Санкт-Петербурге, но потенциально ищет площадки и в других регионах.
Самые обширные региональные программы на данный момент у компаний “Синема Парк”, “Киномакс” и “Инвесткинопроект”.
Как рассказал замдиректора “Синема Парк” Кирилл Иванов, компания начала работать в регионах более двух лет назад. В данный момент в различной степени реализации находятся около 10 проектов, идет поиск площадок еще в семи регионах.
Стоимость строительства одного кинотеатра на 8-10 залов он оценивает в $6-10 млн. У “Киномакса”, по данным официального сайта компании, 14 кинотеатров в регионах (в большинстве своем — 1-2-зальных, развивать которые большинство компаний считают сегодня неперспективным).
Андрей Орехов из “Инвесткинопроекта” рассказал, что в 2005 г. руководство компании приняло решение расширять сеть только в регионах. В данный момент у компании есть два кинотеатра в Волгограде и Екатеринбурге. В портфеле — еще пять проектов в регионах.
Оборот российского рынка кинопроката в 2004 г. его участники оценивают в $260 млн, из них на Москву пришлось примерно $110 млн (40%). Динамика роста – 20–30% в год. По данным журнала “Кинобизнес сегодня”, лидерами московского рынка являются “Империя кино”, “Каро Фильм”, “Райзен стар медиа”.
Екатерина Селезнева Ведомости
Статья о недвижимости получена: IRN.RU