Нередко, воодушевленные утверждениями педагогов-реформаторов, что все дети только и ждут, когда их начнут учить, родители закупают или изготавливают учебные пособия, с энтузиазмом начинают занятия и… Один ребенок выучивается читать по кубикам Зайцева чуть ли не за месяц, а другой и смотреть на них не хочет... Кого-то и учить не приходится, нужно лишь слегка направить, и ребенок незаметно начинает читать сам, а с кем-то родителям приходится провозиться не один год… Кто-то, едва освоив грамоту, начинает читать запоем, а бывает, что малыш вроде бы и умеет складывать буквы в слова, а читать сам все равно не желает, сколько не заставляй…
И вот уже ребенка, который оказался «не таким, как все», непохожим на брата, сестру, родителей или девочку из соседнего подъезда, записывают в «ленивые», «упрямые», а то и вовсе «тупые». А на самом деле «провинился» он всего лишь в том, что у него иной тип восприятия, и способ обучения, который годился, к примеру, для его мамы, брата или одноклассника, ему попросту не подходит.
Причины психологических и поведенческих различий между людьми так глубоки и сложны, что современная наука (психология, нейрофизиология) только-только подбирается к их изучению. Многие из них связаны с тем, какое полушарие мозга является у человека ведущим.
Наш мозг асимметричен, и в коре его полушарий расположены центры, отвечающие за различные функции и виды деятельности. Левое полушарие – «аналитическое», оно дробит целостный образ на знаки, систематизирует их, благодаря чему человек воспринимает мир как совокупность знаковых систем. Правое полушарие – интуитивно-образное, его работа строится иначе: информация поступает сюда нерасчлененной и воспринимается как единое целое. Левое полушарие помогает нам говорить и понимать речь (кроме левшей, у которых центр речи находится в правом полушарии), считать и разбираться в схемах и картах. Благодаря правому, «творческому», полушарию мы способны рисовать и наслаждаться живописью, сочинять и слушать музыку, испытывать озарения и творческие порывы.
У каждого человека доминирует одно из полушарий. У значительной части людей ведущее полушарие – левое (как правило, все они правши), у ярко выраженных левшей доминирующее полушарие – правое, но и среди правшей немало тех, у кого правое полушарие больше влияет на восприятие, чем левое. У таких людей могут быть равно активны обе руки; при ведущей правой руке может доминировать левый глаз или ухо. Иными словами, правое и левое полушарие могут по-разному взаимодействовать друг с другом, а это, в свою очередь, повлияет на то, будет человек «технарем» или «гуманитарием», романтиком или прагматиком.
В зависимости от взаимодействия правого и левого полушарий, и, возможно, еще от каких-то неведомых нам причин, дети по-разному воспринимают информацию, используют для связи с окружающим миром различные каналы. Одним легче выразить себя в слове, для других гораздо важнее цвет, третьи лучше всего воспринимают и выражают информацию с помощью схем и таблиц, стихия четвертых – звук и музыка.
И в зависимости от типа восприятия следует выбирать методику, по которой вы будете учить малыша читать. Более того, дети разного склада предпочитают совсем разные книги, и то, что с восторгом станет слушать или самостоятельно читать один, оставит другого равнодушным или даже вызовет бурный протест. И если вы будете руководствоваться не склонностями и пристрастиями малыша, а лишь модой или общепринятыми правилами, то рискуете привить ему отвращение к чтению, да и вообще к книге.
Конечно, не стоит впихивать ребенка в «прокрустово ложе» сихологической классификации. Да и не так уж часто встречаются «чистые» представители того или иного типа: чаще речь идет лишь о преобладающих, доминирующих чертах характера.
И все же, стоит попытаться понять: а как мне лучше вести себя с малышом, чтобы он меня понял? Что мне нужно знать о нем, чтобы понять его
Итак, можно выделить четыре основных типа восприятия. Конечно, каждый ребенок – уникальная, неповторимая, ни на кого не похожая личность. И все же, давайте попытаемся определить, какой канал восприятия является для малыша ведущим, разберемся, кто он: ребенок слова, ребенок знака, ребенок звука и ребенок цвета.
Ребенок слова
У большинства детей этого типа ведущим является правое полушарие, то есть, они склонны к целостному, интуитивному, а не аналитическому восприятию мира. Они, как правило, очень рано начинают говорить, причем не пытаются имитировать отдельные слова, а стремятся воспроизвести поток речи, из которого, по мере совершенствования артикуляции, постепенно начинают выделяться слова. Эти дети очень общительны; обладая не по возрасту развитой речью, они стремятся, прежде всего, к общению со взрослыми, но если у них есть братья или сестры погодки (или близнецы), они могут надолго задержаться на стадии «своего» языка, на котором будут вести друг с другом долгие таинственные беседы.
Детям этого типа хорошо подходит система Домана, хотя, как правило, они очень рано начинают читать самостоятельно, даже если их вообще никак не учили, причем читают не по складам, не по буквам, а сразу целыми словами и «блоками». Любые методики, основанные на «расчленении» слова (в том числе и зайцевскую), они не воспринимают. Вообще же, лучший способ научить «ребенка слова» чтению – побольше читать ему вслух: слушая ваше чтение, малыш очень быстро будет запоминать тексты наизусть и очень скоро научится читать сам, соотнося звуковой и зрительный образ слова.
Многие «дети слова» (особенно левши и амбидекстры, которые одинаково свободно владеют обеими руками) обладают «врожденной грамотностью»: они умеют писать без ошибок, без знания правил, и их не надо заставлять заучивать орфограммы и подбирать проверочные слова. Так можно лишь разрушить внутреннее чувство языка, а научить малыша стандартным орфографическим приемам вряд ли удастся. В то же время такие дети, как правило, не очень хорошо усваивают грамматику, могут испытывать трудности при определении падежей, разборе предложений..
У «детей слова» великолепно развито текстовое мышление, и лучший метод обучения для них - самостоятельная работа с книгой, в том числе с научной и справочной литературой. В написании различных сочинений, эссе, рефератов и статей им обычно нет равных.
Настоящий «ребенок слова» в отношении чтения абсолютно всеяден, и, если под рукой у него не окажется детской книги, будет читать все, что попадется на глаза, от словаря иностранных слов до программы телепередач. Поэтому следите, чтобы ему в руки не попало что-то уж явно не подходящее для детского чтения и вообще старайтесь, чтобы круг его чтения более или менее соответствовал возрасту: даже самому развитому десятилетке не пойдет на пользу чтение романов Булгакова или Бальзака.
Постоянно погруженные в чтение «дети слова» нередко перестают разграничивать реальный и вымышленный мир, начинают всерьез отождествлять себя с любимыми героями. Не стоит пугаться этого и думать, что у ребенка что-то не в порядке с психикой, но стоит попытаться увлечь его еще чем-то, кроме чтения.
Как правило, «дети слова» мечтают заниматься в жизни тем, о чем они в данный момент читают в книге, поэтому нужно понемногу помогать им выборе профессии. Вообще, не стоит думать, что из «ребенка слова» может выйти только гуманитарий. Под влиянием личности талантливого учителя или интересных книг он может стать прекрасным биологом, психологом, врачом. Благодаря своей общительности, «дети слова» обычно преуспевают в профессиях, связанных с интенсивным общением.
«Ребенок слова» обычно очень доверчив: слово для него настолько весомо, что он не может заподозрить, что ему говорят неправду. Малыш будет до последнего верить в Деда Мороза, волшебную палочку или аиста, приносящего младенцев, если вы убедите его в их существовании. С другой стороны, среди таких детишек встречаются виртуозные врунишки, рассказывающие настолько увлекательные истории из собственной жизни и жизни своих близких, что им наивно верят даже искушенные взрослые. Но такое вранье абсолютно невинно и бескорыстно. Застуканный с поличным, малыш совершенно искренне скажет, что он не врал, а фантазировал или что пока рассказывал, ему и самому казалось, что так оно и было. Если ребенок счастлив, у него есть друзья и возможность заниматься творчеством, «вранье» пройдет само собой.
Если вашему ребенку посчастливится, и он найдет себе приятеля такого же склада характера, они с наслаждением будут предаваться длинным уединенным беседам, играть в хитроумные «словесные» игры с продолжением, сочинять захватывающие истории, издавать рукописные журналы.
Надо сказать, что такие дети, как правило, начисто лишены азарта, поэтому редко добиваются спортивных успехов и почти не интересуются играми, построенными на соревновании. Зато часто они способны сидеть, подолгу глядя в одну точку, а на возмущенные вопли родителей «Почему ты ничего не делаешь?» отвечают: «Ты что, не видишь, я же играю!»
Ребенок знака
Это полная противоположность «ребенку слова». В основном у детей этого типа доминирует левое полушарие: это аналитики и изобретатели. Такие дети обычно не торопятся с речью: помалкивая до поры до времени, они накапливают информацию о языке, зато потом почти сразу начинают говорить длинными фразами и целыми периодами. Нередко такой малыш, заговорив в два, а то и три года, первым делом рассказывает наизусть «Доктора Айболита», которого вы читали ему год назад. Поэтому старайтесь побольше читать молчунам: им нужно основательно изучить язык, прежде, чем они начнут говорить.
Дети этого типа редко испытывают трудности при обучении чтению, но им, как правило, нужно объяснить логику превращения букв в звуки. Для них замечательно подходят те методики, в которых есть внутренняя логика и четкий алгоритм. Лучше всего такие дети обучаются читать по системе Зайцева.
«Аналитики» обожают сказки с закрученным сюжетом, приключенческие и фантастические истории, детективы, увлекаются литературными парадоксами в духе Льюиса Кэролла, Алана Милна, Спайка Миллигана. В детстве они редко любят поэзию, но в отроческие годы, заинтересовавшись основами стихосложения, часто начинают не только с увлечением читать, но и писать неплохие стихи. Практически все дети этого типа увлекаются чтением энциклопедий и научно-популярных книжек. Само по себе это неплохо, но нужно следить, чтобы они полностью не заменили малышу художественную литературу, не лишили его волшебного мира сказки, не помешали его эмоциональному развитию.
Стихия «детей знака» – это карты и таблицы. Лучший способ научить их чему-либо – это составить вместе с ними толковую схему. Правда, будучи рационалистами, они вряд ли согласятся добровольно заучивать наизусть даже таблицу умножения – «зачем, если есть справочник»– поэтому, несмотря на блестящие способности к точным наукам, у них часто бывают ошибки в вычислениях, они могут получить плохую оценку из-за незнания формул и т.д
Если в вашем доме поселился «ребенок знака», то, скорее всего, в его детской не будет ни одной не развороченной игрушки, под ногами у вас вечно будут кишеть клубки проводов и хрустеть микросхемы, вы на долгие годы обречены вздрагивать от химических взрывов и выслушивать доклады о рационализаторских усовершенствованиях, которые, пока вы ходили в магазин, были внесены в работу вашей стиральной машины или микроволновой печи. «Дети знака» – прирожденные изобретатели, и для них нет большего счастья, чем копаться в розетке или паять микросхемы. Чтобы избежать непоправимых разрушений и несчастных случаев, лучше всего определите их как можно раньше в кружок юных техников.
Из «детей знака» вовсе не всегда получаются лишь «технари». Нередко они становятся блестящими лингвистами. «Людьми знака» явно были многие композиторы, например, Бах, Шостакович. Словом, они могут преуспеть в любом деле, в котором необходима логика и четкое видение внутренней структуры того или иного явления
«Дети знака» обожают придумывать свои тайные государства с тщательно нарисованными географическими картами, разработанным языком и законодательством, им нравятся сложные логические игры. Научите своего «умника» играть в шахматы или бридж, и, пока вы не перестанете интересовать его в качестве противника, у вас будет прекрасный повод для регулярного общения с чадом. Дети этого типа крайне азартны, поэтому их особенно следует оберегать от излишне тесного общения с компьютером: они больше всех других детей склонны просиживать перед экраном по много часов подряд.
Не надо думать, что «дети знака» – законченные прагматики. Многие из них невероятно романтичны, мечтают о далеких путешествиях, полетах в иные миры, исследованиях морского дна. За неимением лучшего, отправляются «исследовать» окрестные чердаки и подвалы и чаще других детей становятся клиентами детской комнаты милиции. Примирить их с действительностью может геологический кружок или туристическая секция. Кроме того, благодаря азарту и воле к победе, ребята этого типа могут стать отличными спортсменами.
В отличие от «детей слова», «дети знака» не склонны ничего принимать на веру, здравый смысл не позволяет им слишком долго верить в волшебство, и не удивляйтесь, если, получив от вас «авторитетный» ответ на свой вопрос, чадо тут же отправится сверять сведения с энциклопедией.
Хотя их комнаты и письменные столы часто выглядят как вулканы после извержения, в этом хаосе, скорее всего, есть тщательно продуманная закономерность, и нет худшего наказания для малыша, чем заставить его «разложить все по местам» или, тем более, «выбросить сейчас же всю эту дрянь». «Дети знака» безумно любят органайзеры, расписания уроков, схемы метрополитена, копилки, коробочки с секциями - все то, что помогает структурировать пространство и время.
Вообще «дети знака» обычно очень педантичны, честны, обязательны и пунктуальны. Они абсолютно буквально понимают все, что им говорят (ведь каждое слово для них – знак), поэтому будьте крайне сдержанны при их критике, ругайте коротко и по делу, старайтесь не давать волю эмоциональным оценкам.
Ребенок звука
Это абсолютно особый мир. Едва появившись на свет, «дитя звука» заявляет о своей артистичности и неординарности: обладая великолепным слухом, малыш еще в колыбели может начать воспроизводить различные звуки – от жужжания кофемолки до концертов Вивальди. Будучи лицедеем по натуре, он стремится произвести надлежащее впечатление на окружающих, причем с мамой может играть одну роль, с папой – другую, а для приходящей бабушки приберечь что-нибудь особенное. Поэтому никогда не забывайте старую, как театр, истину, что короля играет свита. Это поможет вам скорректировать довольно сложное поведение малыша. И не давайте себя провести, если сегодня ваше сокровище вошло в образ кошмарного злодея, а назавтра ему захотелось поиграть в ангела, или, чего доброго, искусно разыграть комедию «Мнимый больной».
«Ребенок звука», как правило, рано начинает говорить, но обычно не слишком заботится о качестве речи, может долго «сюсюкать» и коверкать слова, такие дети часто нуждаются в помощи логопеда. «Детям звука» обычно очень нравится, когда им читают вслух, они обожают слушать кассеты с литературными спектаклями и детскими песнями, но, как правило, не очень рано начинают читать сами: для них гораздо важнее звучащее слово, чем написанное.
Процесс перевода букв в звуки и звуков в буквы может вызвать у них затруднения. Чтобы в дальнейшем у малыша не было трудностей с чтением и письмом, с ним можно позаниматься по кубикам Зайцева. «Ребенка звука» может привлечь то, что при занятиях по этой системе буквы и склады пропеваются на различные мелодии. Но иногда «дети звука» категорически отказываются изучать какие бы то ни было схемы и таблицы (а они очень важны при занятиях по этой методике). В этом случае лучше не настаивать: ведь все равно рано или поздно малыш научится читать – хотя, может, и несколько позже других детей. Насилие же абсолютно неприемлемо в общении с чувствительными и ранимыми «детьми звука».
Если «ребенку звука» с трудом дается чтение, побольше читайте ему сами, ставьте аудиозаписи с детскими стихами и сказками. Чтобы поощрить малыша читать самостоятельно, воспользуйтесь его страстью к лицедейству. Например, предложите выбрать пьесу для домашнего спектакля, распределить роли, подобрать песенки для музыкального сопровождения представления.
Благодаря хрупкой, тонко организованной нервной системе, «дети звука» нередко бывают крайне консервативны. Малыш может десятки раз перечитывать одну и ту же книгу, отказываясь послушать что-нибудь новенькое. Как правило, «дети звука» не любят «ужастики» и захватывающие приключения, им больше по душе «просто книжки про детей, с которыми ничего не случается» (типа «Малыша и Карлсона» или «Денискиных рассказов»). Зато именно такой ребенок способен наслаждаться сказками Пушкина, тонко понимать и чувствовать поэзию. Не стоит форсировать события: в свое время и ваш ребенок одолеет «Остров сокровищ» и «Трех мушкетеров».
Вообще, обладая богатым и ярким внутренним миром, «ребенок звука» может несколько запаздывать в интеллектуальном развитии: образное мышление у него явно доминирует над аналитическим, и в занятиях, требующих смекалки, логики, активной словесной деятельности он может отставать от сверстников. Не расстраивайтесь. Если вы не дадите сформировать у малыша комплекс неудачника, к старшим классам он нагонит, а может и перегнать одноклассников, а зато у него уже в раннем детстве есть такие дарования, которые даны не многим.
В школе «ребенок звука» может с легкостью схватывать объяснения учителя и при этом испытывать трудности при самостоятельной работе с текстом. Совсем маленьким можно помогать дома. Например, читать условие задачи вслух. (Иногда этого бывает достаточно, чтобы малыш понял, как решать «трудную» задачку). Но нельзя превращать это в систему. Нужно потихоньку, по мере возможностей прививать малышу навыки самостоятельной работы с текстом.
«Ребенок звука» необычайно музыкален и артистичен. У него могут быть великолепные вокальные данные, и он легко научится играть на любом музыкальном инструменте, а то и на нескольких. Как правило, таких детей с распростертыми объятиями встречают в музыкальных и танцевальных школах, хоровых студиях. Но будьте бдительны. Беда российских музыкальных школ – ранний профессионализм. Даже усредненная программа требует огромных усилий, а одаренного ребенка учитель, желая сделать из него звезду, будет гнать вперед без меры.
Если малыш жить не может без музыки, запишите его лучше в хоровую студию (там, как правило, нет таких жестких требований), отдайте заниматься танцами по системе Айседоры Дункан, отведите в детский музыкальный театр. Если вам повезло и, и вы знаете, где занимаются с маленькими детьми музыкой по системе Судзуки, идите с крохой туда (здесь можно учиться играть на скрипке или флейте начиная с полутора лет). Прекрасно подойдет и фольклорный коллектив.
Маленькие лицедеи обожают играть в театр. Чаще всего это будет «театр одного актера», который одновременно будет и танцором, и певцом, и режиссером. Малыш может выдумывать сюжеты, а может разыгрывать любимые книги, мультики, дорогие бабушкиному сердцу сериалы. У «детей звука» великолепная слуховая память, они могут помнить наизусть десятки стихотворений и песенок, а также абсолютно не предназначенных для них историй и с огромным удовольствием демонстрируют свои таланты всем и каждому. И девочки, и мальчики этого типа любят играть в куклы. Если кукол не окажется под рукой, они быстренько разыграют целое представление, актерами в котором будут фломастеры, пузырьки, бельевые прищепки. К логическим играм (типа никитинского «Уникуба»), конструкторам и техническим игрушкам эти дети, как правило, абсолютно равнодушны.
Обычно ярко одаренные «дети звука» посвящают свою жизнь сцене. Но они могут преуспеть и в любой профессии, требующей артистизма: стать хорошими педагогами, адвокатами, журналистами, политиками. Нужно только, чтобы в раннем детстве им не привили отвращения к школе, тогда в старших классах они начинают неплохо учиться и могут прекрасно закончить школу, но именно им прежде всего необходима поддержка и понимание родителей, которые будут снисходительно относиться к их неудачам и стараться адаптировать школьную программу к их нестандартному мышлению.
Ребенок цвета
Он, кажется, рождается уже с карандашом в руках и, за неимением мольберта, начинают покрывать шедеврами все доступное пространство: обои, пол, бабушкин сервант, собственное пузо …
По правде говоря, хорошо рисуют абсолютно все дети (потом их, правда, быстренько отучают от этого заботливые воспитатели и школьные учителя). Но для «ребенка цвета» рисование – главный и самодостаточный канал связи с миром. Он не создает иллюстрации к своим литературным произведениям, не делает декораций к спектаклям, не рисует схемы изобретений и наглядные пособия. Он просто живет цветом, линией, объемом.
Как ни странно, именно про этих детей чаще всего говорят, что они плохо рисуют: живописный и графический образ для них настолько самодостаточен, что они не стремятся его конкретизировать, не торопятся научиться передавать сходство с реальным предметом. Если им не мешать, они долго остаются «абстракционистами», но у них, как правило, с самого раннего детства великолепно развито чувство цвета и композиции. Позже они обычно с легкостью овладевают художественной техникой.
«Ребенок цвета» обычно молчалив и не очень рано начинает говорить просто из-за того, что речь для него – не самый важный канал связи. Но постоянная работа карандашом или кистью, возня с пластилином прекрасно развивают мелкую моторику, что, в свою очередь оказывает благотворное влияние на формирование тех отделов мозга ( в основном, в левом полушарии), которые отвечают за речевую деятельность. Поэтому у много рисующих детей, как правило, не бывает серьезных логопедических дефектов (если речь не идет, конечно, о грубой врожденной патологии), они легко овладевают чтением по любой достаточно наглядной системе и без проблем учатся письму. Выучить азбуку «ребенку цвета» помогут любые методики, где буква соотносится с каким-то изображением (как, например. в книге Г. Юдина «Букваренок»)
«Дети цвета» не очень хорошо воспринимают материал на слух, но обладают великолепной зрительной памятью. Поэтому им, как никому другому, необходимы красочные словари и атласы, качественные наглядные пособия. «Ребенок цвета» не приемлет готовых схем, сухой логики, ему необходима яркая, образная подача материала, эмпирические наблюдения, опыты, работа с муляжами, гербариями, препаратами, хорошие учебные фильмы. Детям этого типа хорошо даются предметы, требующие пространственного воображения: геометрия, черчение, география, биология, они могут неплохо успевать и по гуманитарным предметам, но все это только если повезет с учителями.
Хотя «ребенок цвета» может много и с увлечением читать, чтение для него – не самодостаточное занятие, а скорее материал для дальнейшего творчества, источник вдохновения. Поэтому старайтесь особое внимание уделять иллюстрациям и вообще качеству детских книг. Вашему малышу будет очень интересно и полезно рассматривать иллюстрации разных художников к одной и той же сказке. Нередко юный художник считает, что книга недостаточно красочно оформлена и начинает ее «иллюстрировать» самостоятельно. не ругайте малыша за испорченную книгу. Лучше предложите ему в нужных местах вклеить в нее чистые листы и нарисовать, что захочет.
Такие дети обычно обожают мастерить и в самые немыслимые предметы и материалы ухитряются вдохнуть жизнь и превратить их в произведение искусства. Так что родителям совершенно необходимо суметь увидеть этот шедевр и восхиться им, как бы сильно не отличалась инсталляция вашего чада от общепринятых представлений о прекрасном. И уже тем более ни в коем случае нельзя требовать, чтобы дитя «не захламляло квартиру всякой дрянью».
Конечно, в природе почти невозможно встретить ребенка, которого строго и безоговорочно можно было бы отнести к тому или иному типу. Речь идет, скорее, о том, какой канал восприятия и выражения является для малыша доминирующим, определяющим тип его личности. Но и остальные он будет, конечно, развивать и использовать для достижения своих целей. Так, например, «ребенок слова», потерпев в раннем детстве фиаско на ниве музыкального образования, в отроческие годы, увлекшись роком или авторской песней может освоить гитару, всерьез заинтересоваться джазом или оперой. А «дети знака» часто пишут увлекательные фантастические и приключенческие романы, наполняя их бесконечными скрупулезными описаниями устройства звездолетов и подробными географическими картами; рисуют великолепные модели кораблей, автомобилей или самолетов.
Встречаются иногда и люди, у которых одинаково развито несколько каналов выражения и восприятия, и они используют их в своем творчестве. Это те, кого мы обычно называем гениями. Среди таких универсалов-энциклопедистов были Ньютон, Леонардо да Винчи, Гете.
Может случиться и так, что вы найдете в своем малыше отдельные черты разных типов или окажется, что он не похож ни на один из них.
Что ж, это еще раз подтвердит, что каждая личность неповторима и уникальна и не укладывается на самом деле ни в какие схемы. И достаточно внимательно и с любовью понаблюдать за ним и попытаться понять, какой он и что мы в силах сделать, чтобы он смог состояться как полноценная, творческая, счастливая личность.