Попробуйте сыграть в несложную игру. Спросите у друзей, какие, по их мнению, претензии предъявляют современные подростки своим родителям.
Слишком большая строгость, излишняя опека, недостаточная свобода, чрезмерная занятость родителей, частое их отсутствие, недостаточное внимание с их стороны? Угадайте! А ответ таков: большинство подростков хотели бы чаще беседовать с родителями и в первую очередь сожалеют о том, что не могут свободно поговорить с ними обо всем. Таким образом, подростки ставят на первое место не только свободу, а и необходимость более тесного общения с родителями. Самое непосредственное отношение это имеет и к детям до 4 лет. Потребность в общении - жизненная необходимость, она рождается вместе с человеком. О ней уже столько говорилось, что неловко лишний раз повторять, тем не менее, приходится, поскольку эта банальная истина известна еще не всем. Ребенку необходимо, чтобы с ним разговаривали с первых часов его жизни, в 2 года, в 10 лет, в 15, всегда; конечно, разговаривать надо по-разному, с учетом возраста, но всегда. И ему также необходимо, чтобы его слушали.
В педагогической практике беседу обычно используют при изучении индивидуальных особенностей личности ребенка. При неадекватных поведенческих реакциях рекомендуется беседа, направленная на выявление причин такой реакции, на организацию и мобилизацию защитных механизмов психики для нейтрализации психических травм и внутренних конфликтов. Беседа также способствует усвоению знаний и действий ребенка, его ориентации в различных жизненных ситуациях. Она обобщает жизненный опыт ребенка, создает возможность выбора правильных решений и действий в общении с другими людьми.
Родители часто бывают разочарованы разговорами с детьми. Бесконечные "почему?" раздражают их. Подобный разговор с детьми кажется им изнурительным и бесконечным. Дети также часто избегают разговоров с родителями. Им не нравятся наставления и укоры. Конечно, такие диалоги происходят не от недостатка любви, а от непонимания родителями ребенка.
Говорите с малышом. Ведь постоянные диалоги с ним учат ребенка мыслить, сравнивать информацию, обобщать ее. Ребенок познает мир. У него формируется система знаний. И в этом поможет малышу взрослый, который знакомит его, прежде всего, с тем, что ребенку положено знать. Все это преподносится в доступной для ребенка форме и от простого к сложному. Говорите с ребенком о людях, о природе, о животных. В процессе изучения окружающей действительности у малыша формируется опыт поведения в кругу сверстников, в кругу взрослых.
Помогите ребенку научиться наблюдать, анализировать характер деятельности людей (труд, творчество, повседневный быт). Поговорите о предметах, применяемых в трудовой деятельности человека. Малышу будет интересно узнать о результатах труда человека (работа на огороде - овощи, фрукты, озеленение парков и т.д.).
Заинтересует ребенка и тема "человек и животный мир". Побеседуйте о домашних животных, о том, что человек получает от них (от коровы - молоко, от овцы - шерсть, от курицы - яйцо). О жизни диких животных дети знают из сказок. Расскажите им о настоящих диких животных, их повадках. Попросите ребенка вспомнить о внешнем виде животных, как домашних, так и диких. Понаблюдайте с ребенком за жизнью птиц, насекомых в парке.
Ему интересно будет узнать о временах года. Лучше это делать во время прогулки. Показать, как меняется природа с наступлением очередного времени года. И даже если ребенок что-то знает об этом, вы найдете какие-то тайны у природы и расскажете ему (о животных, насекомых зимой, например).
Много поводов поговорить с малышом найдется и дома. Пусть он будет помощником в ваших делах. Обсудите с ним проблемы чистоты в доме, и он расскажет о предметах ухода за чистотой. Дайте ему посильную работу (например, подмести пол). И даже если вас будет раздражать его неумение держать щетку или веник, потерпите, покажите, как это делается. Пусть он попробует, а затем переключите его внимание на какое-то другое дело. Общение, участие в важном домашнем деле еще больше сблизит вас и вашего ребенка. В игре моделируйте ситуации и явления окружающей жизни (жизнь в городе: магазины, транспорт, светофор, перевозка грузов). Если ребенок играет с животными, то обсудите, что едят эти животные, где живут.
В процессе бесед развивайте способность детей понимать речь окружающих, воспитывайте внимание ребенка к окружающему миру, постарайтесь в доступной для понимания ребенка форме устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями.
Говорите с малышом, побуждайте его к высказыванию своих мыслей, задавайте ему вопросы и учите отвечать на них. Почитайте ему сказку, стихи, обсудите их. А если вы посетили с малышом зоопарк или просто в парке покормили белочку, поговорите о животных. Посмотрели в театре сказку, побеседуйте, пусть малыш расскажет, какие герои ему особенно понравились.
Постепенно ребенок станет более любознательным. И вы приятно удивитесь тому, какие вопросы он будет вам задавать, и тому объему знаний, который он усвоил. Беседовать с ребенком - не означает, что нужно делать это с утра до вечера. На прогулке, по дороге из детского сада, во время совместных домашних дел, во время игры - все это время необходимо использовать, чтобы поговорить с ребенком. И он будет счастлив от общения с родителями, будет спокойнее и счастливее от сознания того, что родители его любят. Ничто не заменит тепло матери и внимание отца.
Статья получена: www.Mamochka.kz