Под поступком можно понимать действие человека вместе с результатом этого действия и его моральной оценкой (совершено благодеяние или злодеяние).
Разделение на отрицательные и положительные категории происходит именно в моральном плане и может не совпадать с “полезностью” (в общепринятом понимании) достигнутого результата. Так, в процессе передачи знаний от родителей к ребенку часто допускается насилие. Благодаря тому, что при этом не совершается потакание и попустительство, результат “воспитания” может быть достигнут, но моральная его сторона будет отрицательна, так как ребенок запомнит, что через насилие над другим человеком можно учить его чему-то хорошему. А это – заблуждение, приводящее к цепочке ошибок, причём передающееся, как правило, из поколения в поколение.
Многократное совершение одного и того же проступка приводит к формированию привычки поступать в подобных условиях именно так, а не иначе. О вредных привычках знают все. А вот бывают ли “хорошие” привычки? Возможно, они могли бы существовать, если бы жизнь стояла на месте. Тогда человек, как заводная игрушка, должен был бы механически выполнять одни и те же действия, следуя раз и навсегда усвоенным правилам. Но ситуации, в которые мы попадаем, люди, с которыми имеем дело, отличаются друг от друга, поэтому поступки человека будут полностью адекватными, только если мы будем совершать их обдуманно, а не автоматически, как привыкли. Следование привычкам упрощает жизнь человека, но одновременно тормозит его развитие. Он испытывает затруднения, попадая в “непривычные” обстоятельства, перед необходимостью решить нетривиальную задачу. Именно при решении таких задач идёт реализация способностей человека. Во всех своих делах осознанно выбирая мир с другими людьми, помощь, созидание, пользу для всех, кто рядом, а не только для себя, человек формирует свои положительные качества, или добродетели.
Вся совокупность поступков, способностей, навыков и привычек человека входит в его характер. Можно сказать, что отдельные привычки и добродетели являются чертами характера человека. Если черты характера приобретают сознательную мотивацию, то они преобразуются в моральные мировоззренческие принципы, которые и диктуют человеку, как ему поступать в тех или иных условиях.
Черты характера могут быть положительными и отрицательными, моральные принципы истинными или ложными. Руководствуясь ложными моральными принципами, человек может добиться определенного результата, как в случае с передачей знаний, его действия могут выглядеть вполне правильными, но из-за неверной мотивации поступок будет отрицательным. Разберем два примера.
1. Человек руководствуется в жизни принципом карьеризма. Его “помощь” начальнику исходит не из пожелания добра, а из используемого для карьеры лицемерия и подхалимства.
2. Тщеславный человек оплачивает свой проезд в общественном транспорте, руководствуясь не сознанием своего долга, а чувством страха перед возможным контролером: “не ударить в грязь лицом”.
В первом случае универсальным положительным выходом является сознательное руководство правилом – "всегда поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой" и отказ от карьеризма. Разрешение второй ситуации – в понимании сути и принятии существующих законов. Страх блокирует разумное восприятие действительности, а наши действия должны иметь разумный, а не автоматический характер.
Действие, доведенное до автоматизма, часто приводит человека в тупиковую ситуацию. Если, не оценив изменившихся условий, человек продолжает совершать действия по накатанному алгоритму, то он все дальше и дальше отходит от намеченного результата, цели или пути. Когда это расхождение становится заметным, человек приходит в недоумение – как же так, я все делал правильно, как всегда, а у меня ничего не получилось, или получилось не то, что хотелось. Вывод простой – необходимо вовремя корректировать свои действия, гибко реагируя на изменение обстановки.
После всего сказанного можно перейти к пониманию судьбы. Что это? Рок, который повсюду преследует человека от рождения до его смерти или предписанная, предопределенная последовательность событий, данная человеку свыше? Астрологи считают, что все, включая будущий характер человека, определяет положение звезд в момент и в месте рождения человека, исходя из чего, составляется общий и частные астрологические прогнозы. Так ли это? Корни астрологии лежат в глубокой древности, когда люди считали созвездия богами, способными управлять их жизнью, и поклонялись им. На самом же деле, не судьба однозначно определяет характер человека, а характер формирует то, что можно назвать судьбой. Какие черты характера воспитает, взрастит в себе человек, таких результатов он и добьется в своей жизни.
Известно, что любое текущее состояние человека, его дел и здоровья имеет свои причины, которые лежат в области его поведения и убеждений. Конечно, не исключено влияние и внешних причин на любого из нас. Но их отрицательного воздействия возможно избежать или уменьшить его, учась правильно реагировать: не отвечать злом на зло, не замыкаться в себе, отзываться на призыв о помощи. Причиной проблем могут являться как отдельные негативные поступки, так и их совокупность в виде привычек или черт характера, а также принятие ошибочных принципов или заблуждений. У человека всегда есть возможность узнать, что именно является корнем той или иной сложной ситуации, в которую он попал. Для этого необходимо и достаточно научиться быть честным с самим собой – не строить иллюзий на свой счёт, не оправдываться, не искать виноватых. Есть ли смысл скрывать свои промахи и недостатки, продолжая страдать от них? Человек скрывает недостатки потому, что не верит и иногда даже не задумывается, что от них можно избавиться. А такая возможность всегда есть.
Часто ли мы прислушиваемся к совести? Ведь, как правило, в момент совершения любого действия человеку приходит в голову его моральная оценка. И потом, после совершенного проступка, он может испытывать дисгармонию от того, что совершил “что-то не то”. Это внутренний призыв к изменению себя, осознанию своих ошибок. Человек, исправляя свое поведение и отношение к миру, все более отчетливо начинает воспринимать призывы и пожелания совести и становится способным бескорыстно помогать другим людям, т.е. в нужное время и в нужном месте делать то, что необходимо. Под помощью людям подразумевается не попустительство, не попытка удовлетворить чьи-то прихоти, не создание тепличных условий, и не поучение, как надо жить правильно. Это совместный поиск, и не только знаний, необходимых для полноценной жизни, но и путей их применения на практике.
Изменение к лучшему - это путь к единомыслию, взаимопониманию и мирному взаимодействию со всеми людьми.