В некоторых случаях, кормя грудью подрастающего малыша, современные мамы начинают испытывать различные трудности, появление которых сами мамы и окружающие их люди связывают именно с тем, что ребенок кормиться грудью, и из-за этого слишком привязан к матери, или слишком избалован. Например, ребенку уже полтора года, а он требует сосания чуть ли не чаще новорожденного, усаживает маму на диван, расстегивает на ней одежду... Мама в растерянности, поведение ребенка с возрастом не меняется. Он, становясь старше, не сосет меньше. Маме уже кажется, что потребность в прикладываниях к груди увеличивается!
Почему мама и малыш попадают в эту ситуацию? Многим мамам она кажется безвыходной. Мама в ловушке: с одной стороны она не хочет прекращать кормить не готового к отлучению от груди малыша, с другой стороны она понимает, что ее жизнь больше похожа на существование, она попадает в зависимость от настроения и поведения малыша. Как мама, я побывала в такой ситуации. Став консультантом по вопросам, связанным с грудным вскармливанием, я узнала о причинах возникновения подобных ситуаций, узнала, как их предотвратить и помогла многим мамам с такими проблемами справиться…
Причина. Устранить бы ее и проблемы бы не стало, но в нашем случае, к сожалению, устранить причину почти невозможно. Она кроется в устройстве нашей цивилизованной жизни и мы не можем здесь что либо ощутимо изменить. Проблемы с грудным вскармливанием, с общением, у мамы и подрастающего малыша, связаны прежде всего с тем, что современные молодые женщины не имеют возможности на протяжении своей жизни наблюдать за другими женщинами, кормящими и растящими своих детей. Они не знают, как выглядит естественное вскармливание в реальной жизни, и не знаю, как должны себя вести.
Поведение родившей женщины и новорожденного во многом инстинктивно, и основано на предупреждении и исполнении желаний крохотного существа. Мама постоянно подстраивается и прислушивается к потребностям малыша, частенько забывая о своих желаниях и нуждах. Она знает, что кормить новорожденного надо по первому требованию, что грудь для него лучшее утешение, что никто не может ее заменить. Все это так. Так делать необходимо. Но маме никто не объясняет, что с появлением малыша ее жизнь, необычайно сильно изменившаяся, все-таки остается ее собственной жизнью. Приобретая много новых замечательных забот и событий, обретая маленькое, совершенно несамостоятельное существо, мама становится очень важным человеком. Мама теперь руководит жизнью малыша. От нее зависит его здоровье, его поведение, его развитие. Малыш будет расти, и поведение его будет меняться, а мама будет его направлять. Между тем, в современных семьях частенько именно новорожденный становится главным не только в паре мама-малыш, но и главным человеком в семье.
Прикладывания малыша к груди – основа естественного вскармливания и некий стержень, на котором основываются отношения мамы и малыша. Естественное вскармливание – это взаимодействие двух людей. Оно меняется по мере взросления малыша и по мере изменения отношений между мамой и ребенком. Поведение малыша меняется по мере его роста, и поведение мамы должно изменяться в соответствие с ростом малыша. Но современная мама никогда не видела, как нужно вести себя с малышом, как должны будут развиваться их отношения и продолжает относится к нему, как к новорожденному. И постепенно малыш из ведомого становится ведущим.
Я не могу сделать так, что бы современные женщины приобрели необходимый им опыт естественным путем, наблюдая за другими мамами. Но я постаралась, вместе с другими консультантами по грудному вскармливанию, мамами, выкормившими своих малышей, выделить несколько основных моментов, которые необходимо знать современным женщинам для того, что бы грудное вскармливание ребенка было просто частью их жизни, приятной и понятной, но только частью, а не единственной составляющей.
Во-первых, есть несколько моментов, несколько моментов, осложняющих жизнь мамы и малыша, не связанных прямо с грудным вскармливанием, но связанных с особенностями нашей жизни.
В современных условиях получилось так, что мамы и малыши частенько в течение дня оказываются запертыми в четырех стенах один на один. Малышу первых месяцев жизни этого вполне достаточно, но ситуация не меняется по мере взросления ребенка. Малышу же необходимо постепенное расширение зоны взаимодействия с внешним миром. Его контакты с внешней средой должны становится разнообразнее и их должно становиться все больше. Его площадка по изучению мира должна постоянно расширяться. А в реальной жизни у современного ребенка большую часть времени есть только мир его квартиры, а из людей - только мама. А многие мамы ограничивают ребенка пространством манежа... Ребенку же необходимо расти в окружении семьи из нескольких человек и на пространстве большем, чем квартира.
В естественных условиях, чем старше становится ребенок, тем больше он отдаляется от мамы и тем больше взаимодействует с окружающей его семьей и миром. И тем меньше у него остается времени на сосание. Если ребенку не с кем и не с чем взаимодействовать, он может просто взаимодействовать с мамой все время, посасывая грудь. Поэтому, если рядом нет семьи и окружающее пространство очень ограничено, важно найти другой круг взаимодействия для ребенка, и подумать о том, как его расширять по мере взросления малыша. Очень многие мамы подмечают, что один и тот же ребенок, находясь в одной и той же стадии развития может беспрерывно сосать грудь дома и вообще ее не сосать при походе на прогулку и в гости.
Сейчас существует мнение, что с ребенком необходимо непрерывно «заниматься». И мама считает своим долгом развлекать ребенка все время, пока он не спит. В результате получается, что ребенок не пытается действовать самостоятельно, он ждет, что его будут развлекать. Между тем ребенку необходима мама не в роли постоянной игрушки. Ему нужно наблюдать за деятельностью взрослого человека, по мере взросления принимая в ней посильное участие. Мама должна направлять деятельность малыша, находящегося рядом с ней, поощряя его самостоятельность в изучении окружающего мира, и своевременно ограничивая его, если его поведение приближается к границам, которые он в силу своего возраста и развития еще не должен переступать.
Пример для наглядности:
Мама чистит картошку. Ребенок до трех-четырех месяцев вполне доволен своим присутствием рядом с мамой во время этого процесса. Рядом, значит в непосредственной близости - на руках или не дальше чем на расстоянии вытянутой руки. В 5-6 месяцев малышу понадобиться очищенная картошка, что бы изучить ее со всех сторон, облизать, покатать. В 7-9 месяцев малыш будет сидя у мамы на руках наблюдать за процессом очистки, пока это ему не надоест, потом его можно будет на пол спустить, к маминым ногам, вместе с очищенной картошкой, ближе к году малышу может понадобиться пластмассовый или тупой металлический ножик, он будет сидеть и с деловым видом пытаться резать картошку. В районе года малыш с удовольствием поучаствует в мытье картошки и в попытках ее очищения, он может складывать очищенные картошки в воду, он будет пытаться ее резать. Ближе к двум годам он уже может получить не очень острый нож, он уже будет держать его вполне правильно и будет ужасно рад, когда нарезанные им неровные кусочки картошки разного размера будут отправляться в настоящую кастрюлю с супом. Между двумя и тремя годами малыш будет совершенствовать свой навык разрезания. Он будет подбегать к маме, смотреть, что она делает. Но он уже насмотрелся на процесс ежедневной, обычной готовки, она его уже не очень интересует. Скорее всего, он будет заниматься какими-нибудь своими делами не далеко от мамы. Вот если мама делает что-то особенное, например, печет пироги, тогда он в этом деле с удовольствием активно поучаствует.
Во время всего этого процесса важно показывать малышу пределы допустимых для него действий. Например, если малыш 4-5месяцев тянется к острому ножу, его надо отстранить, сказав, что это мамин нож и им работает только мама, если он в 6-8 месяцев хочет выливать воду и разбрасывать картошку, его тут же надо лишить возможности это делать, спустив на пол. Малышу бесполезно объяснять, что нельзя разливать воду, т.к. пол будет мокрым, ему нужно показать, что это действие неприемлемо…
Сейчас же современная мама старается максимально отвлечь ребенка от своих дел, чтобы «не мешал», или быстренько их переделать пока малыш спит, а уж потом заняться ребенком. Речь идет не о том, что не нужно вообще уделять ребенку время, а о том, что малыш должен всегда принимать посильное и возможное участие в жизни и делах своей семьи. Переделав с малышом необходимые дела вполне можно найти время исключительно для занятия с малышом. Но ведь делая вместе дела, мама не обделяла малыша вниманием, наоборот, они постоянно общались, причем на необходимом уровне – малыш следовал за мамой, она руководила его действиями и предоставляла необходимую самостоятельность. Поэтому, я не думаю, что малышу, постоянно включенному в жизнь мамы и семьи необходимы специальные занятия, направленные на его развитие.
Для подрастающего малыша, живущего рядом с мамой интересной и активной жизнью сосание груди будет частью этой жизни, важной, но не единственной.
И есть несколько моментов, связанных непосредственно с организацией кормления, с поведением мамы и малыша во время прикладывания к груди: