Можно было выделить работу с песочницей как отдельный этюд, как часть терапии искусством или же как метод работы с детьми. Часто психотерапевты используют этот метод только при работе с детьми, но, обращаясь к собственному опыту, кажется важным описать эту работу безотносительно детей, так как для взрослых работа с песком открывает множество тайн и дает возможность обращаться к внутренней силе и творческому потенциалу.
Заходя в комнату с песочницей, дотрагиваясь до песка и позволяя рукам играть с ним, перебирать, разговаривать с ним и слушать его, как будто попадаешь в волшебную страну, где внутренний мир становится реальностью, которую можно пощупать. Стоит только вспомнить с каким удовольствием не только дети, но и взрослые зарываются в песок на пляже, строят замки и целые миры из песка! Само ощущение песка в руках, крохотных крупинок, которые отражают наше экзистенциальное одиночество в этом огромном мире с одной стороны, и целостности со всем миром с другой, вызывает самые разнообразные чувства.
Поэтому комната с песочницей становится совершенно особенным местом, причем не только для клиентов, но и для терапевтов.
Принцип терапии песком предложил еще К. Юнг, но песочная терапия претерпевала изменения в зависимости от того кто пытался ее использовать. В зависимости от направления психотерапии, песочная терапия описывается различными терминами. Например, Кавфф делает акцент на Эго и утверждает, что "игра с песком предоставляет возможность избавится от психологических травм с помощью экстериоризации фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме, в значительной мере облегчают здоровое функционирование психики". Мариол Вебер и Рейчел Наоми Ремен делают акцент на целостности, которая достигается с помощью песка. Они утверждают, что "здесь происходит выражение и слияние нашего мышления, тела, духа и чувств. И получившаяся картина имеет свой смысл на каждом из этих уровней. Нет сомнения, что в этой целостности и заключается исцеление. Получается, что в самом средоточии боли, сквозь страдание и страх, проявляется лежащая в основе человека целостность, и это приносит исцеление".
Также различается не только понимание смысла песочной терапии, но и процесс работы с песком. Например, для экзистенциально-гуманистических психологов, наиболее важными задачами являются присутствие при процессе знакомства человека со своим миром, помощь ему в открытие этого мира, безоценочночное отношение к процессу и результату, и, следовательно, избегание интерпретаций. Единственное, через что может узнать психолог о том, что создал клиент - это эмпатия и, конечно, сам клиент. Аналитические же консультанты обращают внимание на то, где какие фигурки расположены, в каком порядке выставляются, как стоят. Например, левая часть песочницы символизирует процессы, желания, события уже прожитые, эмоционально-чувственную сферу жизни. Центральная часть - актуальное настоящее, а правая - будущее. Фигурки и объекты, смещенные вверх позволяют говорить о фантазиях, надеждах, ассоциациях. То, что находится в нижней части отражает сферу реальной деятельности, а центр описывает процессы, связанные с Эго. Также придается значение закопанным фигуркам, ландшафту.
Что остается единым для всех школ и направлений, так это песок, игрушки и признание того, что в процессе песочной терапии происходит таинство обращения человека к самому себе. И, если мы говорим о таинстве, то и обстановка вокруг должна быть соответствующей. Конечно, необходим ящик с песком. Классически это прямоугольник, внутренние размеры которого 28,5 дюйма на 17 и 3/4 дюйма, а внешние - 30 на 21 и 1/4 дюйма. Снаружи песочница цвета дерева, а внутри покрашена синим, что имитирует цвет воды и заполнена просеянным, промытым песком наполовину. Но это классический вариант, который может изменяться в зависимости от обстоятельств и потребностей.
Что еще является необходимым - это миниатюрные игрушки для песочницы. Эти игрушки должны быть очень разнообразны и позволять обращаться ко всем сторонам жизни. Игрушки располагаются на полках так, чтобы каждая была видна. Расставлять их можно в определенном порядке, но порядок не должен быть слишком жестким, т.к. человек, использующий игрушки должен чувствовать себя свободно.
Можно выделить несколько категорий предметов:
- Люди. Это должны быть разные люди - разных национальностей, рас, возрастов, профессий, категорий. Здесь также важно расположить архетипических персонажей - королев, шаманов, колдунов, волшебников. То есть важно постараться собрать разных людей - и реальных и воображаемых.
- Животные - домашние, дикие, мифические, доисторические.
- Символичные предметы - яйца, зеркала, бабочки (как символ перехода из состояния в состояние), кости.
- Духовные символы - Будда, Шива, распятия, шестиконечные звезды, кристаллы, свечи, подсвечники, кресты.
- Здания и мебель. Это могут быть замки, дома, памятники, церкви, башни.
- Предметы, которые объединяют или соединяют - нитки бусинок, мосты, лестницы, заборы, камушки, фасолинки, зернышки.
- Средства передвижения - машины, поезда, самолеты, лошади, лодки.
- Растительность - цветы (живые и мертвые), деревья, кусты, мох, веточки.
- Просто "вещи" - деньги, пуговицы, перышки.
Выбирая предметы для песочницы важно спрашивать себя, что может олицетворять данная вещь, может ли она быть символичной или важной, и тогда предметы для песочницы можно найти где угодно, например, у себя дома. Мы всегда окружаем себя вещами, которые являются для нас символами, но не всегда понимаем, что они значат для нас. Одна из задач песочной терапии, помочь человеку это понять.
Сам процесс работы с песочницей действительно похож на некое таинство. Работа начинается с того, что человек "знакомится" с песком - сначала просто присутствует, слушает свое дыхание, смотрит на песок, затем погружает в него руки, перебирает. Возможно при работе с песочницей использовать музыку, можно делать это в полной тишине. Главное для человека, начать чувствовать песок и этот мир, и когда это начинает происходить, все вокруг изменяется. Потом человек берет корзину, и идет выбирать игрушки, причем важно выбирать их не прикидывая сразу, что она для него значит или как можно ее использовать, а просто откликаясь на "призыв" той или иной игрушки и при этом очень важно доверять своим чувствам.
После того как игрушки собраны, можно расставлять их на песке, создавая при этом свой мир. В этом процессе важно не задумываться, не оценивать и не анализировать. Когда процесс построения мира закончен, важно, чтобы прозвучала история. Здесь можно задавать любые вопросы, если они помогают человеку исследовать этот мир и те чувства, которые он вызывает. Можно предложить посмотреть на созданную картину с разных сторон, что поможет расширить спектр видения или же изменить его. Важно здесь - присутствовать и следовать за клиентом.
В процессе работы с песочницей многие вещи становятся видимыми. В отличие от лепки или рисунка, при работе с песком не требуется никаких умений, что позволяет клиентам более легко идти на предложение консультанта обратиться к песку. Работу с песком можно использовать и в группе, если песочницу разделить на несколько сигментов (по количеству участников). Работа с песочницей хранит в себе множество преимуществ и позволяет использовать творческую энергию не только самого клиента, но и консультанту. Соприкасаясь с песком, мы соприкасаемся с неизвестностью, страхами, пустотой, и песок учит нас использовать это в свою пользу. Используя песочницу в группе, достигается атмосфера доверительности, целостности и соприкосновения с мудростью как каждого отдельного участника, так и группы в целом.
Само создание песочницы процесс такой же творческий, как и работа с ней. Иногда просто присутствие в комнате с песочницей и тысячью предметами создается то волшебное ощущение, которое бывает только в безопасности, защищенности и соприкосновения с собственной энергией и с чем-то очень важным и глубоким внутри себя. И это соприкосновение с собственной мудростью и принятием собственной жизни не может не задевать до самой глубины души.
Литературные источники:
Родина А. М. Работа с песочницей // Кораблина Е. П., Акиндинова И. А., Баканова А. А., Родина А. М. Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психологов. - СПб., 2001. - С. 114-118.
Вебер М., Ремен Р. Работа с песочницей // Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / Под ред. А. А. Бадхена, В. Е. Кагана. - М.: Смысл, 1997.