Страны Скандинавского полуострова - Швеция, Норвегия и связанные с ними исторически и географически Дания и Финляндия имели сходные условия для развития архитектуры: они не испытали влияния Римской империи, долго сохраняя родовой строй и первобытное язычество.
Ввиду географического своеобразия - изрезанной береговой линии и множества фиордов, каждый из которых был естественной крепостью, Скандинавия стала удобной базой воинственных норманнов для набегов на другие страны, а впоследствии - торговли с ними. Эти "виды деятельности" стали основными в развитии экономики еще и потому, что скандинавские страны отличает отсутствие больших массивов пахотных земель, особенно в Норвегии и Швеции.
![](/arts/construction/design2/ckandinavskiy_interer_0_WM.jpg)
Взаимовлияние культур скандинавских и европейских стран в эпоху викингов было, скорее, экспансией скандинавской культуры в Европу. Датские викинги, например, неоднократно завоевывали Англию, даже осаждали Париж, впоследствии укрепившись в Нормандии.
Так в XI веке датское королевство включало в себя Норвегию, Англию и часть Швеции. Затем замедленность темпов развития скандинавских стран в последующие столетия привела к зависимости скандинавской культуры от культуры более передовых государств Европы. Влияние общеевропейских архитектурных стилей барокко и классицизма, конечно, отразилось в средние века на архитектуре Скандинавии, но не лишило архитектуру этих стран национального своеобразия.
Близкое соседство Дании и Голландии, их тесные торговые связи и одинаковый климат обусловили сходство художественных традиций и архитектуры. Протяженные кирпичные поверхности фасадов датских домов и дворцов отделаны белокаменным декором в традициях нидерландского зодчества. Но камень - дорогой в Дании материал - использовался в декоре экономно и, если он покрывал большую часть фасада, это означало, что хозяин дома был небедным человеком.
![](/arts/construction/design2/ckandinavskiy_interer_1_WM.jpg)
Норвегия вплоть до XIX века оставалась страной натурального хозяйства, находясь под властью Дании. Основным видом строительства здесь, в богатой лесом стране, как и много веков назад, было деревянное зодчество. Но архитектура была очень самобытной: в декоре чувствовалось влияние художественных образов, используемых еще в языческих храмах и жилищах, в ладьях викингов. Своеобразие норвежского дома определялось и климатическими условиями - сильными штормовыми ветрами, дождями и многоснежными зимами. Поэтому здания строились из двух каркасов: наружный защищал и усиливал устойчивость внутреннего - жилых стен. Дома строились в виде прямоугольного сруба без единого гвоздя, а по фасаду украшалось сложной резьбой. Позже, в норвежских городах тоже стали стоить каменные, тесно прижавшиеся друг к другу дома, которые раскрашивали по фасаду в разные цвета, как бы восполняя некоторую монотонность колорита северного пейзажа. Из-за чего норвежские городки с яркими фасадами домов и красной черепицей крыш стали очень живописны, особенно на зеленом фоне хвойных лесов.
![](/arts/construction/design2/ckandinavskiy_interer_2_WM.jpg)
Мебель в домах была деревянная простая, прочная и очень функциональная, а основным ее декором - резьба. Резные медальоны напоминали сюжеты из скандинавской мифологии, а излюбленными мотивами резчиков были драконы, которые когда-то украшали носы кораблей викингов и вселяли ужас во врагов норманнов.
В начале XX столетия вновь наступает период влияния скандинавской культуры на европейские страны. Именно в Скандинавии в этот период родилась философия дизайна, сыгравшая существенную роль в становлении современной эстетики мебели и жилища. Это произошло не случайно: суровая и длинная зима, короткое и прохладное лето, крутые крыши, маленькие окна, недостаток солнца и ярких красок в природе породили интерес к уютному жилищу и красивой мебели. Этот интерес почти перерос в культ, а безопасный, теплый и уютный дом, стоящий на морозе среди снегов под звездным темным небом стал символом благополучия и успеха.
![](/arts/construction/design2/ckandinavskiy_interer_3_WM.jpg)
Тип мебели, который сейчас называется скандинавским, возник в 20 - 30-е годы прошлого века и сразу получил признание на выставках Европы, в США и Канаде. Для него характерны тонкие изящные и легкие детали конструкций из многослойного дерева, в основном из бука и дуба. Их изготовление стало возможным за счет новой технологии получения лущеного шпона, запатентованной датскими дизайнерами. Конструкция мебели проста и функциональна, ее элементы составляют модульную систему и очень просты в сборке. В результате появилась мебель легкая, гибкая и удобная для складирования.
Для дизайнеров скандинавских стран и Финляндии характерно сочетание интереса к национальным традициям, когда прикладное искусство широко использовалось в быту, и поиск новых функциональных решений. А традиционная любовь к природным материалам, в первую очередь к дереву, сочетается со стремлением использовать новые технологии его обработки и новые материалы: хромированный металл, стекло, отделку плетеными деталями, декоративные ткани.
В скандинавских интерьерах - финских, норвежских - очень много натурального дерева: пол, стены и даже иногда потолок. Деревянные доски пола, которые скоблили в старину, теперь отбеливаются дизайнерами специальным образом. А стены из дерева покрывают тонким слоем полупрозрачной краски. В сочетании с деревянными поверхностями гармонируют стены или отдельные фрагменты стен из кирпича или натурального камня.
Общий колорит интерьеров - светлый, как бы акварельный, с большим количеством теплых тонов: желтого, молочно-белого, светлой терракоты. Видимо потому, что не хватает естественного солнечного света, тепла и ярких красок в природе, а темного времени суток в избытке, хочется обстановку своего дома насытить теплым и радостным цветом, создав ощущение яркого солнечного дня за окном.
В просторных комнатах мебели немного: она светлая, невысокая, простая по форме. Натуральное светлое дерево, светлые или яркие чехлы из ткани, контрастные подушки, светлые пушистые ковры на полу, а на открытой поверхности однотонных стен - живопись или фотографии в тонких рамах. Еще одна отличительная черта северных интерьеров - достаточно много зелени: живые растения в горшках на полу, на столах, подвешены на стенах.
![](/arts/construction/design2/ckandinavskiy_interer_4_WM.jpg)
Но особое внимание скандинавские дизайнеры уделяют свету. Конечно, предпочтение отдается естественному свету, поэтому шторы здесь, как правило, легкие и полупрозрачные. Но, поскольку естественного света на Севере мало, в интерьерах большое количество светильников, их оформление - это тоже одна из "визитных карточек" скандинавского дизайна. Дом наполнен светом: большие настольные лампы с тканевыми абажурами, торшеры, потолочные светильники разных форм и размеров, точечные, укрепленные на струне или металлическом каркасе - их много в доме и они могут быть выполнены в самом разном стиле. Красота и лаконичность форм, применение природных материалов, функциональность и комфорт - вот основные составляющие скандинавского дизайна, приобретающего все большую популярность.
Источник: www.best-stroy.ru