Гостиная — лицо дома. Его парадное, небудничное, так сказать, выражение.
Убранство — отражение талантов и амбиций хозяина. Проведя в гостиной полчаса, вы с большой степенью уверенности можете строить догадки о вкусах и предпочтениях владельца. Кто он — просвещенный библиофил, эстетствующий сноб, сухой педант, фанатичный меломан, представитель деловых кругов или клубящейся молодежи.
Уровень достатка тоже прочитывается в деталях декора. И хотя дизайнеры-профессионалы уверяют, что гораздо больше о хозяине, его философии и притязаниях, скажут интерьеры кухни и ванной, — не верьте! Гостиная — вот место, подходящее для вашей личной, локальной ярмарки тщеславия.
Времена многофункциональных гостиных хрущевско-блочного периода ушли и, будем надеяться, безвозвратно. Границы возможного существенно расширились. И нет нужды совмещать в одной комнате парадный зал, спальню, библиотеку и кабинет с танцполом. Диваны в гостиной не трансформируются с устрашающим скрипом в кровати, столы не раздвигаются, превращаясь из журнальных в обеденные; место скромных телевизоров занимают домашние кинотеатры, место книжных полок — витрины, где хозяева выставляют на всеобщее обозрение коллекционные предметы высокой стоимости и не всегда ясного назначения.
Сегодня проблемы, стоящие перед владельцем гостиной, далеки от примитивного желания втиснуть между шкафом и сервантом еще и секретер. Он пытается понять, как совместить в отдельно взятом помещении лаконичный «японский» и избыточный «мавританский» стили. И стоит ли выкладывать на паркетном полу свою монограмму или ограничиться покупкой ковра от фирмы JAB (дизайн от Peter Maly).
Прежние представления о достатке и комфорте не актуальны. Если раньше венцом желаний была отдельная квартира со множеством изолированных комнат, то организаторы новых интерьеров азартно сносят перегородки, создавая наполненные воздухом и светом сквозные пространства. По воле хозяина они могут быть разделены на функциональные зоны системой раздвижных дверей, которые легко убираются при первой спонтанной необходимости. Новые гостиные ничего не хотят знать о проблемах детской или кухни — ничто в этих произведениях архитектурного и декораторского мастерства не должно напоминать об обременительном быте, но если вам придет фантазия устроить домашний вечер суши-диско, то гостиная и столовая легко объединятся друг с другом. Освещение новых гостиных тоже меняется — в зависимости от тематической направленности вечера. Можно кружиться в танце под сверкающей люстрой, а можно в сумраке различной интенсивности ронять рис себе на колени.
Но как бы ни менялись мода и наши представления о красоте и престиже, есть вещи, от которых трудно отказаться. Попытки обставлять гостиные в стиле жесткого «хай-тека» оказались несостоятельными. Проводить время в чертогах Снежной королевы за складыванием слова «вечность» не захотелось ни хозяевам, ни их оробевшим гостям. На смену холодному минимализму пришла эклектика, допускающая погрешности стиля во имя идеи домашнего тепла.
Ковры, презрительно изгнанные в первый постсоветский период, опять заняли свое место на полу (но не на стенах!). Цветы, подушки, статуэтки вытеснили из домов музейный холод. Минимализм — приятная альтернатива тяжелым дворцовым интерьерам первых лет перестройки. Но все хорошо в меру.
Теперь гостиная, как правило, не обходится без легких, лаконичных, универсальных предметов, подобных стеллажам, креслам и диванам из коллекции Team от Wellis, или без похожих на детские кубики витрин от Interlu..bke. Но в интерьере актуальна и по-новому прочитанная классика — идея семейного очага в стиле Grange — сдержанно элегантная, спокойная мебель, максимально адаптированная к вкусам разных поколений, которым все-таки суждено иногда проводить вечера вместе. В коллекциях Grange (Франция) шаловливо соседствуют диванчики в стиле кантри, деревянные буфеты, столы с коваными ножками и одновременно какое-нибудь кресло или стеллаж самой современной конфигурации — эдакая имитация преемственности: якобы диван достался от бабушки, стол с буфетом — подарок родителям на свадьбу, а кресло приобрел по случаю внук — выпускник Мухинской академии.
Общим знаменателем, примиряющим разные стили, остается идея абсолютного, возведенного в культ комфорта. Швейцарская фирма De Sede в мире высокой мебельной моды известна своим фанатизмом по отношению к качеству изделий. Для обивки мягкой мебели фирма использует только кожу и только высочайшего класса. Детальный рассказ о том, как проходят отбор бычки, пасущиеся на альпийских лугах, вряд ли вызовет одобрение общества Greenpeace, но будет сочувственно встречен знатоками интерьерной моды. Мебель от De Sede послушно принимает форму тела, и оригинальность ее дизайна не ущемляет прав владельца на комфортный отдых. Для гостиной — это оптимальный выбор. Еще один беспроигрышный вариант — немецкая мебель от Rolf Benz с ее узнаваемой «прогрессивной» стилистикой и философией универсализма. Rolf Benz занимается всем сразу — корпусной и мягкой мебелью, аксессуарами и всевозможными элементами декора. В сочетании с немецким качеством (имеются в виду всевозможные наполнители, которые не теряют форму, даже если мебель служит не скольким поколениям, и т.д.) — это серьезный аргумент за гостиную в соответствующем стиле.
Те, кто всему на свете предпочитает итальянское производство, должны обратить свое внимание на корпусную мебель от Lema, Besana, Reflex, «мягкие» предметы обстановки от Busnelli, Cavalli и IPE и аксессуары от Ony Ki. Это вещи современные, в духе минимализма, но «смягченного» и теплого.
В общем, решение уравнения собственной гостиной — индивидуальная задача. Но прежде всего — и в этом сходятся все специалисты, архитекторы, дизайнеры и декораторы, ответственные за наш комфорт, — необходимо ответить на вопрос: каким вы видите свой дом — клубом, общественным заведением, трибуной или уютным и спокойным местом, где может собраться и комфортно расположиться вся ваша семья? Поразмыслите над этим. Причем с ответом не стоит торопиться.
Автор: Надежда Кожевникова
Источник: www.salon.by