Еще в XIX веке европейцы заметили, что восточные элементы гармонично вписываются в любой стиль, придают пространству особый шарм, могут обновить и даже сделать его комфортным. Хотя Такой интерьер давно перестал быть экзотикой, мода на него не проходит. Волшебная восточная мебель сравнима с машиной времени — она способна переместить нас в другой мир и дать возможность в полной мере ощутить связь культур.
Индия, Китай, Япония, Таиланд, Филиппины, Индонезия, Мьянма… Одно перечисление стран, каждая из которых имеет уникальные культурные традиции, займет много времени, а разобраться в многообразии восточной мебели под силу лишь искусствоведу. Выбор поистине велик.
Специализированные салоны и галереи предлагают не только престижную антикварную, но и современную аутентичную мебель, а желающим слегка освежить обстановку и наполнить дом особым звучанием — предметный декор с небольшими этническими акцентами. Колониальный стиль — классика евродизайна
Чрезвычайно привлекателен колониальный стиль, он является своеобразным синтезом культур — западной цивилизации и восточной экзотики. Такой интерьер не только комфортен и функционален, но и пропитан духом истории и аристократизма. Но при этом в нем отсутствует надоевший сегодня прагматизм — многие детали служат исключительно для красоты. Массивные диваны, шкафы и столы, обтянутые натуральной кожей, мраморные статуэтки, столовые гарнитуры, резные комоды и многофункциональные сундуки в «зверином» стиле (служат и ящиком для вещей, и прикроватным столиком), письменные столы, широкие кровати с балдахином, шкафы-аптечки (комоды с множеством маленьких ящичков для хранения медицинских препаратов) — все изготовлено вручную, с терпением, присущим людям Востока. К такой мебели невозможно относиться легкомысленно! Для создания интерьера в колониальном стиле необходимо знать несколько простых правил.
Во-первых, нужны как можно большее пространство и много света — за нагромождением мебели теряются изысканные детали, которые зачастую задают тон всему интерьеру. А при отсутствии достаточной освещенности темная, особенно массивная мебель смотрится угнетающе. Идеальный вариант — жалюзи-циновки, легкие шторы или вообще их отсутствие (если вид из окна такое позволяет). И не следует забывать о домашних растениях — наиболее актуальны пальмы, бамбук и экзотические цветы.
Во-вторых, желательно использовать спокойные тона для отделки стен, украсить которые можно картинами восточной тематики, веерами, декоративными тарелками, резными панно из темного дерева.
Несомненным достоинством колониальной мебели являются натуральные материалы, применяемые для ее производства. Наиболее распространен тик — твердый, прочный и тяжелый маслянистый материал, мечта любого резчика по дереву. Тик не любит сухости воздуха (влажность в помещении должна быть не менее 50 %), а во всем остальном неприхотлив и не требует особого ухода. Предметы мебели из тика становятся семейной реликвией, их передают из поколения в поколение.
Наряду с тиком используют различные породы древесины: тюльпанное, каучуковое и красное китайское дерево, тисс, азиатские виды ореха. Легкую и прочную плетеную мебель изготавливают из лиан, ротанговой пальмы, водяного гиацинта (на тиковой основе). Мебель из ротанга удивительно прочная и легкая. Губчатая структура стеблей ротанга не боится перепадов влажности и температуры, именно эти качества позволяют применять такую мебель в бассейнах и саунах, требуется лишь иногда обрабатывать ее воском или канифолью. В колониальном стиле допустимо сочетание ротанга с тиком, натуральной кожей, бронзовыми и латунными украшениями.
Заслуженной популярностью пользуются этнические предметы обстановки, созданные из бамбука (чаще в сочетании с кожей или ротангом), особенно из пятнистых сортов данного тропического растения. Для изготовления мебели подходит только полнотелый бамбук, а российский, из города Сочи, не годится. Зачастую можно встретить лжебамбук — спрос настолько высок, что тик и розовое дерево мастера умело стилизуют под бамбук и определить подмену сложно. Столовые группы, кресла, мебельные гарнитуры из лжебамбука дешевле натуральных бамбуковых вещей, но применение искусственного материала на качестве изделий не отражается. В азиатских странах из бамбука делают аксессуары и просто необходимые в быту предметы — браслеты, заколки, кухонную утварь и др. Бамбук по праву считают гордостью Востока, не зря древние мудрецы Китая говорили о великих людях: «Его имя сохранят на бамбуке и шелке».
А украсить интерьер помогут изысканные аксессуары: мраморные торшеры и бронзовые люстры, статуэтки, инкрустированные латунью деревянные рамы, настенные панно, подставки для цветов, ширмы, вазы, посуда.
Особенности тайского интерьераСпецифичный тайский интерьер пользуется неизменным спросом у ценителей искусства по всему миру. Простолюдины в Таиланде традиционно не загромождали свои жилища высокой деревянной мебелью — в ходу были подушки и разнообразные циновки. Поэтому необычные высокохудожественные текстильные изделия — главное отличие тайского интерьера. Они создают уют и фантастический комфорт, которого так не хватает в современном мире. Подобный вариант обустройства подойдет для спальни, комнаты отдыха или детской.
А в аристократическом варианте сегодня предлагают насыщенный мебелью и предметами декора функциональный интерьер. Тайская мебель отличается массивностью, особенно поражают лакированные кровати из выдержанного тика, которые как будто сошли со страниц «Тысячи и одной ночи». Такие постели устраивали в дворцовых интерьерах, но и сейчас, даже занимая все пространство спальни, подобное ложе выглядит гармонично и достойно. Необходимо лишь добавить несколько выразительных аксессуаров: регулярно воскуряемые благовония, статую Будды, колокольчики-амулеты, цветы и неизменную ширму. Кстати, благовония зажигают в специальном маленьком домашнем храме — доме духов, за которым тайцы трепетно ухаживают, приносят к нему цветы и фрукты, а духи в благодарность защищают семью от невзгод.
В богатых домах небольшим алтарем в уголке не ограничивались — он мог занимать целую комнату. Статую Будды в таких помещениях ставили на бусабак — шкаф с множеством выдвижных ящиков. Такой предмет вызывает особый интерес и придает интерьеру в тайском стиле смысловую законченность.
Трудолюбивые ремесленники Таиланда делают не только традиционную мебель, но, как ни странно, мебель на экспорт — в Японию. Секрет заключается в том, что жители Страны восходящего солнца не имеют собственной культуры по изготовлению «тяжелой» мебели, да и древесину в Японии ценят на вес золота. А спрос на такую мебель там возник в результате проникновения западной культуры — многие японцы пересели с циновок на кресла.
Японская мебельИстинно японское жилище неизменно притягивает простотой линий, легкостью и минимализмом. Все здесь приспособлено к жизни на полу, а главным атрибутом является циновка-татами с запахом сухого сена. Ее изготавливают из длинных соломенных ленточек, по краям обшивают материалом, причем изделие имеет четкий размер — почти два квадратных метра. Татами принято менять один раз в два года. В спальне на него кладут футон — традиционный японский матрас из чистого хлопка, получается удобное и экологически чистое ложе. И что наиболее актуально для небольших помещений, такую «кровать» легко убрать. Татами — достаточно мягкий материал, и мебель из него легкая, благодаря чему удается избежать вмятин на полу от ее ножек.
Продуманность японской мебели иногда просто потрясает. Ширмы не только зонируют пространство, но и украшают его, низкие лаковые столики используют как для письма, так и для приема пищи, а вращающийся внешний круг служит для удобной раздачи угощения. Женщинам особенно понравятся миниатюрные шкафчики-ларчики с выдвижными ящиками, шкатулки для туалетных и письменных принадлежностей и изящные подставки для книг. Японский лак практически вечен — со временем он не тускнеет и не требует специального ухода.
Непередаваемый колорит японскому интерьеру придают бонсай (карликовые деревья) и цветы, декорированные в соответствии с основными принципами искусства икебаны. Для придания пространству законченности необходимы рисовые светильники, деревянные куклы, керамическая посуда и изысканный фарфор.
Каллиграфическая мебель КитаяИероглифическая культура письма Китая оказала значительное влияние и на традиции изготовления мебели в этой великой и загадочной стране. Своеобразная геометрия и расположение деталей интерьера тесно связаны с принципами написания иероглифов, а оформление мебели и декор имеют глубокий символический смысл. Но европейцу незачем сильно углубляться в тайные знаки и во всем следовать правилам фэн-шуй, ведь китайская мебель не только комфортна, но и изысканно красива.
Тех, кто впервые увидел китайский интерьер, прежде всего поражают кровати и диваны. С течением времени они трансформировались: высокие помосты для привилегированных (простые люди спали на настилах) превратились в потрясающие воображение кровати-беседки (канны). К настилу добавили бортики, затем — высокие резные столбы, а верхние проемы задрапировали легкой тканью. Предприимчивые европейцы превратили постели в своеобразные чайные домики. Вместо нижнего яруса поставили стол, а крайние доски сделали местом для сидения. Подобная беседка-кровать — особая изюминка китайского интерьера. Интересно, что резные диваны, стулья, кресла, табуретки на гнутых ножках напрочь лишены мягкой обивки, но безупречно выверены ортопедически. Поэтому подушки здесь скорее элемент декора, нежели необходимость.
Вся добротная мебель изготовлена из твердых пород дерева. В отличие от Юго-Восточной Азии в Китае тик почти не встречается. Вместо него используют некоторые сорта красного дерева, плодовые и хвойные деревья, дуб и березу. Редко можно увидеть антикварные предметы мебели из уже не существующих древесных пород, такие экземпляры имеют высокую стоимость и датируются максимум XVIII веком. Некоторые из них помимо инкрустаций черным деревом, перламутром, жемчугом и полудрагоценными камнями украшены золотой росписью на лакированной поверхности. Вообще, лак китайцы любят и применяют его для придания блеска различным предметам. Его производят из сока лакового дерева с добавлением органических веществ и минеральных элементов для достижения нужного эффекта.
Выделить отдельные предметы обстановки помогут ширмы и экраны. Некоторые образцы ширм, с тонкой росписью, по праву считаются высокохудожественными произведениями искусства. А спрятанные за экранами шелковые светильники позволяют создать внутреннее распыленное освещение в любом помещении.
Сказочная мебель ИндииАнтикварная индийская мебель сегодня, к сожалению, встречается редко. Чаще можно увидеть имитацию под старину — таким ремеслом индийские мастера владеют безупречно. Порой даже специалисту сложно отличить на глаз оригинальную мебель от ее копии.
Грубая и прочная индийская мебель экологична, основными материалами для ее производства служат тик, розовое дерево, бамбук, орех, тростник, стекло и металл. Для покрытия и полировки предметов используют натуральный воск, а красители и морилки изготавливают исключительно на растительной основе. Южные районы страны славятся своей плетеной мебелью.
Несмотря на специфическую форму, порой шокирующую европейцев, индийская мебель прекрасно смотрится практически в любом интерьере. Искусные мастера заметно уменьшают размеры вещей по сравнению с их древними подлинниками — не все могут позволить себе жить во дворцах. Поэтому инкрустированные перламутром двери, шкафы, столы и другие предметы мебели выглядят органично даже в небольшом помещении.
Оригинальны грубоватые индийские столы — низкие, с толстыми прямыми ножками и прямоугольной столешницей. Зачастую столешницу украшают металлом и резьбой по всему периметру, а сверху кладут стекло. Столы из розового дерева более изящны — у них резные ножки и тонкая инкрустированная поверхность.
На богато украшенных столах-консолях, имеющих тонкие изогнутые ножки и небольшую овальную столешницу, уместно расположить семейные фотографии или любые аксессуары. На фоне такой мебели большие индийские столы из черного мрамора с полудрагоценными камнями выглядят гигантами.
Удивительно функциональны индийские буфеты, шкафы и комоды. Особое внимание привлекают их резные дверцы, похожие на древние крепостные ворота. Некоторые модели оформлены не только рисунком, но и вставками из цветных металлов. Для хранения одежды незаменимы кованые сундуки, которые уже не считаются экзотикой в современном доме.
Любимые индийцами тумбочки прекрасно вписываются в современный интерьер, они позволяют решить проблему размещения телевизора и даже домашнего кинотеатра. Такие низкие шкафы различных форм, от круглых до квадратных, с большим количеством выдвижных ящиков обычно окрашены в черный, зеленый или красный цвет, декорированы цветной росписью или вставками из разных пород дерева.
К сожалению, для того чтобы рассказать о всех предметах мебели и декоративного искусства, которые делают в Индии, да и вообще на Востоке, не хватит и нескольких лет. Но главное, чем стоит руководствоваться при создании тонкого восточного интерьера, — это собственное воображение и чувство стиля.
При подготовке статьи
использованы материалы галереи
восточного интерьера «Зен Арт».
Анжела ДАНИЛИНА