В связи с ростом масштабов дорожного строительства и реконструкции существующих магистралей, происходит увеличение транспортных потоков, в том числе и вблизи жилой застройки. И перед предприятиями дорожной отрасли встает серьезная проблема защиты населения от шума транспортных магистралей. Одним из самых эффективных решений этой задачи являются шумозащитные экраны.
Оригинальная конструкция экранов, используемых в Санкт-Петербурге, была разработана специалистами ОАО «Завод акустических конструкций» совместно с учеными кафедры экологии и безопасности жизнедеятельности Балтийского государственного технического университета «Военмех» (БГТУ) и сотрудниками Научно-технического центра «Экология» и запатентована на территории РФ. Данные экраны установлены на КАД Санкт-Петербурга, на правительственной трассе «Аэропорт-Стрельна» (Санкт-Петербург), в Новгородской области, Астрахани, Перми (на мостовом переходе через реку Кама), Новосибирске и других городах России.
Рассматриваемые экраны представляют собой сборно-разборную конструкцию, состоящую из опорных стоек и акустического полотна, представленного, в свою очередь, системой горизонтальных профилей и легких акустических панелей с вибродемпфирующими крышками. Принципиальное отличие данных экранов от подавляющего большинства аналогов заключается в схеме распределения нагрузок: в качестве несущего элемента используется горизонтальный профиль, в то время как в предложениях-аналогах данную функцию выполняет акустическая панель, что в условиях высоких нагрузок не является предпочтительным. Кроме того, наличие горизонтальных профилей в конструкции экрана позволяет увеличивать пролет между стойками, тем самым сокращая их количество и, в конечном итоге, снижая стоимость изделия.
В архитектурном исполнении шумозащитные экраны могут быть прямыми, изогнутыми, непрозрачными (состоять только из шумопоглощающих панелей) и комбинированными (с панелями из светопрозрачного материала и шумопоглощающих панелей). И, хотя последние менее эффективны (на 1-2 дБА), чем глухие шумопоглощающие экраны, необходимость обеспечения обзора обусловливает широкое распространение именно этих конструкций.
Звукоизоляционные материалы, используемые при изготовлении экранов, устойчивы к воздействиям внешней среды и химических реагентов, что гарантирует сохранение акустических свойств на срок не менее 10 лет.
По данным измерений, выполненных ООО «Санкт-Петербургский научный экологический центр», шумозащитные экраны высотой 4 метра, установленные вдоль автомобильной дороги, снижают уровень звука в среднем на 12-15 дБ, концентрации взвешенных частиц - в 10-12 раз, концентрации вредных химических веществ (оксид и диоксид азота) - в 3-10 раз. Эти цифры свидетельствуют о высоких эксплуатационных свойствах таких конструкций.
В настоящее время в России опыта работы с подобными конструкциями не хватает. Хотя в условиях повсеместного роста объемов дорожного строительства, шумозащитные экраны, бесспорно, станут неотъемлемой частью проектов реконструкции и строительства новых автомобильных магистралей. По прогнозам экспертов, пик развития отрасли совпадет с запуском таких крупных проектов, как строительство Скоростной железной дороги Москва-Петербург, Западного Скоростного Диаметра, IV транспортного кольца в Москве.
Росту темпов возведения шумозащитных экранов будет способствовать и упорядочение законодательной базы. К сожалению, в России пока нет правоустанавливающих документов, в которых законодательно была бы закреплена необходимость установки шумозащитных экранов вдоль транспортных магистралей. Сейчас на федеральном уровне ведется работа по программе «Защита горожан и городских учреждений от шумов, создаваемых транспортом». В рамках этой программы планируется принятие закона «Защита от шума в Санкт-Петербурге», который даст толчок к более интенсивному развитию и росту рынка шумозащитных экранов.
В заключение важно отметить, что уже сегодня необходимо предусматривать комплексные мероприятия по защите от шума на всех стадиях проектирования транспортных магистралей. Только согласованные действия контролирующих органов, проектировщиков, а также изготовителей средств защиты от шума могут дать результаты в борьбе с акустической загрязненностью современных городов.
Источник: журнал современных строительных технологий «Красная линия»
Статья о строительстве получена: VashDom.ru