Родился 16.5.1905 в Гранд-Айленде (шт. Небраска), умер 12.8.1982 в Лос-Анджелесе.
Среди голливудских актерских династий семейство Фонда — самое обширное. Уже четыре его представителя появились на экране. Но начало положил Генри, проработавший в кино почти полвека и снявшийся в 90 фильмах.
Расцвет его славы пришелся на 30-е годы, где он стал ведущим выразителем демократических тенденций того периода. Но и в последующие десятилетия, когда менялись идеалы, герои, приемы игры, Фонда оставался любимцем публики. Ибо многие сыгранные им персонажи олицетворяли собой принципы американизма в лучшем смысле этого понятия.
Генри, родившийся в небогатой семье, — у отца была небольшая типография — мечтал стать писателем и даже поступил на журналистский факультет Миннесотского университета. Однако проучился там всего два года. Занятия в любительской труппе, которой руководила Дороти Брандо — мать другой будущей знаменитости — поглощали все его время. Ведь он выступал там не только актером, но и художником-декоратором, ибо любил живопись и сам неплохо рисовал. В 1923 году выбор его был сделан окончательно. Фонда переехал в Нью-Йорк, где жил в одной квартире с другим дебютантом — Джеймсом Стюартом, дружба с которым поддерживалась всю жизнь. В 1929 г. Генри появился на Бродвее в пьесе «Игра жизни и смерти», имел успех, и шесть лет спустя спектакль «Фермер выбирает себе жену» фирма «XX век-Фокс» купила для экранизации вместе с исполнителем главной роли.
Этот долговязый молодой человек с ясными глазами и застенчивой улыбкой на милом лице, как нельзя лучше соответствовал той тенденции, которая господствовала в кино США 30-х гг. Место лощеных красавцев и светских львов в это десятилетие прочно заняли простые американцы — честные, мужественные, искренние, из тех, кого всегда хочется иметь рядом в трудную минуту. Неслучайно наивысшие успехи этого актер» на экране оказались связанными с именем Джона Форда — самого американского из голливудских режиссеров. В его фильмах Фонда был Авраамом Линкольном, сыграв не только конкретное историческое лицо, но и национальный характер с его причудливой смесью силы и предприимчивости, энергии и прагматизма («Молодой мр. Линкольн», 1939). Томом Джоудом — бывшим фермером, а после разорения — сельскохозяйственным батраком в «Гроздьях гнева» — в нашем прокате «Дорога бедствий» (1940), олицетворяя собой лучших представителей народа в их борьбе за социальную справедливость. Храбрым шерифом Вайатом Ирпом — представителем закона на беззаконном Дальнем Западе в знакомой нам картине «Моя дорогая Клементина» (1947). Идеалистом и мечтателем лейтенантом Дугласом Робертсом, образ которого весьма украсили комедийные краски, приданные ему исполнителем. («Мр. Робертс», 1955 — до этого актер почти семь лет играл эту роль на Бродвее). Фонда любил сниматься в комедиях и делал это успешно. («Леди Ева», 1941; «Самец», 1942; «Великолепный болван», 1942 и др.). Был очень хорош в вестернах, которых у него множество: «Барабаны в долине Могавка» (1939), «Форт Апачи» (1948), «Жестяная звезда» (1957), «Как был завоеван Дальний Запад» (1962) и др.
Но главным в его творчестве, прошедшим через все десятилетия, был борец за правду и справедливость, к какой бы эпохе и сфере ни относились сюжетные перипетии. Таков он в вестерне «Инцидент в Окс-боу» Уильяма Уэллмана (1942) — единственный, кто пытается удержать взбудораженную толпу от линчевания троих невиновных. В уголовной драме «Двенадцать разгневанных мужчин» Сиднея Люмета (1957), где актер играл Восьмого присяжного, сумевшего силой своей убежденности доказать остальным одиннадцати их неправоту в осуждении мексиканского подростка. В политическом фильме «Самый достойный» Фрэнклина Шефнера (1964) его кандидат в президенты Уильям Рассел обладал многими лучшими чертами Джона Кеннеди. В знакомой нам экранизации «Войны и мира» (Кинг Видор, 1956) Пьер Безухов стараниями исполнителя не стал романтическим героем, как хотело руководство фирмы, а остался таким, каким он был у Л. Толстого — носителем философского смысла романа.
Лиризм, обаяние, тонкость и душевная чуткость Фонды во многом смягчили все эти образы, не позволили им стать схематичными или ходульными, как это нередко бывает с подобными ролями положительных персонажей. Актер отрицательно относился ко всяким школам и методам исполнительства, но исповедовавшиеся им принципы реализма и психологизма во многом были близки системе Станиславского.
Особенно отчетливо все эти притягательные черты его таланта проявились в последнем фильме «На золотом пруду» (1981) — во многом автобиографичном. Сыграв старого профессора Нормана Тейера (эта работа была увенчана целым сонмом премий: «Оскаром», «Золотым глобусом», призом 23 МКФ в Карповых Барах), Фонда как бы подвел итоги собственного длинного жизненного пути, оставив нам в наследство светлое ощущение жизни, ее радости, красоты, тепла.
Помирился он здесь и с дочерью (Джейн Фонда), отношения с которой раньше оставляли желать лучшего: отец не одобрял ее образ жизни. Вместе с Питером эти двое были его единственными детьми, хотя актер был женат пять раз. Но лишь с последней спутницей, Ширли Адаме, молоденькой и хорошенькой стюардессой и манекенщицей, в брак с которой он вступил уже шестидесяти с лишним лет, был по-настоящему счастлив. О своем творчестве и отношениях с людьми Фонда написал в книге «Моя жизнь», появившейся в год его смерти. В 1978 году был удостоен премии Американского киноинститута. В 1980-м получил специального «Оскара» — за вклад в киноискусство.
Фильмография: «Путь на восток», 1935; «Я слитком много мечтаю», 1935; «Тропинка одинокой сосны», 1936; «Луна — наш дом», 1936; «Транжира», 1936; «Живешь только раз», 1937; «Крылья утра», 1937; «Слим», 1937; «Та самая женщина», 1937; «Я снова встретил свою любовь», 1938; «Иезавель», 1938; «Блокада», 1938; «Отродье севера», 1938; «Безумная мисс Мэнтон», 1938; «Джесси Джеймс». «Дайте нам жить», 1939; «История Александра Грэма Белла», 1939; «Лилиан Рассел», 1940; «Возвращение Франка Джеймса», 1940; «Чэд Ханна», 1940; «Зов диких гусей», 1941; «Ты принадлежишь мне», 1941; «Кольца на ее пальцах», 1942; «Большая улица», 1942; «Сказки Манхеттена», 1942; «Бессмертный сержант», 1943; «Долгая ночь», 1947; «Беглец», 1947; «Дейзи Кеньон», 1947; «Чудеса случаются», 1948; «Головоломка», 1949; «Не тот человек», 1957; «Увлеченная сценой» , 1958; «Колдун», 1959; «Мужчина, который понимал женщин», 1959; «Совет и согласие», 1962; «Самый длинный день», 1962; «Гора Спенсера», 1963; «Система безопасности», 1964; «Секс и незамужняя девушка», 1964; «Загонщики скота», 1965; «Дорогой зла», 1965; «Тайная война», 1965; «Битва за выступ», 1965; «Крупная карта для маленькой леди», 1965; «Добро пожаловать в тяжелые времена», 1967; «Огненный ручей», 1968; «Твои, мои и наши», 1968; «Бостонский душитель», 1968; «Однажды на Дальнем Западе», 1968; «Общественный клуб чейеннов», 1970; «Запоздалый герой», 1970; «Жил-был мошенник», 1970; «А случается, я вдохновляюсь», 1971; «Змея», 1973; «Пепельная среда», 1973; «Мое имя — Никто», 1973; «Муссолини: последний акт», 1974; «Мидуэй», 1976; «Щупаль-цы», 1977; «Русские горы», 1977; «Большое наступление», 1978; «Федора» , 1978; «Большая полицейская облава на дорогах», 1978; «Рой», 1978; «Ванда Невада», 1979; «Город в огне», 1979; «Метеор», 1979.