Его отец отнюдь не скрывал своей любви к брату Карла, инфанту Габриэлю, самому блестящему из его сыновей. Карл наслаждался хорошей музыкой и живописью и под влиянием своей супруги, Марии Луизы, собрал коллекцию произведений изобразительного искусства, которая по сей день украшает залы резиденции испанских королей. Вместе со своим отцом Карлом III он разделял любовь к природе, охоте и верховой езде, равно как и склонность к простой жизни.
Однако ему не хватало проницательности родителя в выборе кандидата на важный правительственный пост. Был он кроток и не тщеславен и никогда не проявлял силы характера и решимости, столь необходимых для просвещенного монарха качеств.
Долгие годы при правившем отце едва ли пошли ему на пользу. Последний не раз выражал сомнение в способности сына правильно решать задачи управления и никогда не поручал ему ответственные дела.
Годами при дворе Карла III среди просветителей и реформаторов существовало две партии: арагонская, или военная партия, и «партия брыжей». Первая группировалась вокруг первого министра короля, графа Аранды, считавшегося представителем военных, поборником арагонских привилегий. Последняя — вокруг графов Флоридабланка и Кампоманеса, защищавших направленный против любых привилегий централизм и представлявших гражданскую власть. Карлу III удавалось умело лавировать между двумя партиями. В отличие от него, и не в последнюю очередь под влияние жены, принц Астурийский сделал ставку на партию Аранды. Последний в 1773 году лишился поста первого министра и был отправлен послом в Париж. Оттуда при поддержке принца начал интриговать против своего преемника, Гримальди. И хотя тот в 1776 году был смещен, на его место пришел Флоридабланка, представитель «партии брыжей».
Отношения между отцом и сыном после этого стала заметно натянутыми. В известном письме Карл III прочел сыну политическую лекцию, предостерегая от вредных последствий, которые могла бы иметь огласка в народе политической партийной борьбы при дворе, особенно, когда в нее втянуты монарх и его наследник. Так, чего доброго, во время его будущего правления, могло дойти и до более Серьезных конфликтов.
Через несколько лет после этого инцидента, в связи с назревавшим конфликтом между Арандой и Флоридабланкой, принц Астурийский вновь оказался в центре урагана. На сей раз он играл более важную роль и при этом продемонстрировал свои слабые политические способности. Он разочаровал обе партии. Возможно, по настоянию одного из членов арагонской партии, находившегося в его обществе, 19 марта 1781 года наследник велел передать сердечное письмо послу в Париже. В нем принц жаловался на кризис монархии и просил от своего и от имени своей супруги, Марии Луизы, совета, какую линию избрать в случае смерти своего отца. Аранда дал на это неумное письмо пространный и подробный ответ. Без излишней оригинальности в нем, по сути, обобщались представления арагонской партии по вопросам правления. Согласно этим взглядам важнейшая роль отводилась королю, Государственному совету и первому министру. После передачи этих тезисов, известных как «план правления для принца», Аранда напрасно пытался форсировать мнимый заговор, якобы инспирированный принцем и в котором ему самому предстояло сыграть главную роль. Он вскоре убедился, что за всем эти стояли лишь интриги провокаторов, за которые без церемоний ухватился Флоридабланка.
Пассивная позиция принца Карла весьма разочаровала Аранду, которому пришлось ожидать новой возможности еще несколько лет. В конце правления Карла III Флоридабланка сидел в седле прочнее прежнего, а принц с принцессой были практически отстранены от общественной жизни. Кроме того, по стране ходили анонимные пасквили, высмеивавшие обоих. Их авторов следует искать среди представителей арагонской партии, чувствовавших себя оскорбленными, так как, по их мнению, Карл якобы бросил их в беде.
Статья получена: www.world-history.ru