Театр
Николай Николаевич Волков (младший) родился 3 октября 1934 года в Одессе в семье актера Николая Волкова-старшего.
В 1957 году он окончил Одесское художественное училище и до 1958 года работал на Одесской студии телевидения помощником режиссера. В 1958 году он поступил на актерское отделение ВТУ им Б.В. Щукина при театре им. Евг.
Вахтангова (мастерская народного артиста России И. Раппопорта).
Вспоминает друг и многолетний партнер Николая Волкова - Ольга Яковлева: "С юности Коля был каким-то "отдельным" человеком. Индивидуальны все, он же был такой... индивидуально-штучный. Ни на кого не похож. В нем была особая художественная интеллигентность. Он никогда не был прямолинейным, напротив, художественно парадоксальным, непредсказуемым. От него нельзя было ждать ни агрессии, ни проявления злобы. Это был какой-то интеллигентский сплав. Ему была несвойственна показуха. В нем не было ничего наносного. Он был естественным, каким положено быть нормальному интеллигентному человеку".
В 1962 году Николай Волков-младший окончил Щукинское училище и стал актером Московского драматического театра на Малой Бронной.
В театре на Малой Бронной судьба свела Волкова с режиссером Анатолием Эфросом. С 1968 года Никой Николаевич стал ведущим актером театра. Актриса Ольга Яковлева вспоминает: "Колю любили и в театре на Малой Бронной, и Анатолий Васильевич Эфрос… Коля был занят почти во всех постановках Эфроса, был непременной частью эфросовского театра: сыграл в "Лете и дыме" по Уильямсу, не говоря о том, как на его индивидуальность легла "Женитьба", где он играл Подколесина. Почти каждый год Коля играл какую-то звездную роль, которая имела общественный резонанс в театральной Москве".
В 1987 году, после смерти Эфроса, Николай Волков перешел в труппу Московского театра имени В.Маяковского. Там он сыграл Сенеку ("Театр времен Нерона и Сенеки" Э. Радзинского), Клима Самгина ("Клим Самгин" М.Горького) и другие роли.
Последней работой выдающегося артиста стала роль Клавдия и тени отца Гамлета в спектакле "Гамлет" на сцене Московского Драматического Театра К.С. Станиславского.
Кино
Сниматься актер начал в середине 1960-х годов и продолжал сниматься до последних своих лет. Среди заметных фильмов с участием Николая Волкова можно назвать музыкальную картину Александра Орлова "Женщина, которая поет", детективы Игоря Усова "Сицилианская защита" и "Ночь на четвертом круге", детские фильмы "Девочка, хочешь сниматься в кино?", снятая Адольфом Бергункером, и "Магия черная и белая" Наума Бирмана, историко-биографическую ленту Александра Прошкина "Михайло Ломоносов".
Однако в полной мере выразить себя в кино, в отличие от театра, этому талантливому актеру не удалось. И это - несмотря на более пяти десятков ролей. "Для Колиной индивидуальности такого режиссера не нашлось. Ведь нужно, чтобы выходило ярко, неординарно. Если бы он работал с Тарковским, Хуциевым, это бы, наверное, произошло" - считает Ольга Яковлева.
Наградами Николай Волков не был избалован. Лишь после выхода мелодрамы "Луной был полон сад" (2000), его работа была оценена должным образом. Он стал лауреатом сразу нескольких фестивалей: Международного фестиваля актеров кино "Созвездие", Московского международного кинофестиваля (МКФ), и Открытого фестиваля кино стран СНГ и Балтии.
Личная жизнь
Бывшая жена Николая Волкова - популярная актриса театра и кино Ольга Волкова. Интересно то, что фамилию она получила не от Николая Волкова, а от своего первого мужа - тоже актера Волкова.
Сын - Иван Николаевич Волков - актер театра "Современник", снимается в кино.
Николая Волкова вспоминают как очень скромного человека. Он никогда не устраивал пышных юбилеев. Зато он очень любил свою семью, своих детей, и в этом он был счастлив.
Умер Николай Волков на 70-м году от страшной и тяжелой болезни - рака крови.