Родители
Светлана Крючкова родилась в Кишиневе в семье военного - ее папа был майором СМЕРШа, а мама работником отдела кадров. О своем отце Светлана Николаевна рассказывает: «Мой папа был суровым военным человеком, у нас в семье была суровая военная дисциплина. Отсюда мой командный голос, отсюда не люблю лишних разговоров, не люблю повторять дважды, все записываю».
С третьей попытки
Как и многие другие искатели счастья, после окончания средней школы Светлана приехала в Москву, чтобы поступить в театральный институт. Она приняла участие в конкурсе в Школу-студию МХАТ, дошла до третьего тура и не поступила.
Решив не возвращаться на родину, в Кишинев, Светлана осталась «перезимовать» в Москве и устроилась работать слесарем-сборщиком на ЗИЛ.
Однако и в следующем году ее ждала неудача. Теперь девушка «срезалась» на экзаменах в училище имени Б. Щукина. И вновь ЗИЛ. Но трехсменка на заводе, отсутствие поддержки, крошечная зарплата и плохое питание (хлеб + рыбные котлеты) оказались слишком тяжким испытанием даже для такой неунывающей хохотушки. Помытарившись в Москве, Светлана вернулась в Молдавию. Проработав еще год старшим препаратором в Кишиневском сельскохозяйственном институте, она решила дать «последний и решительный бой» столичным подмосткам.
В третий раз Светлане все же улыбнулось счастье: она поступила в Школу-студию имени В. Немировича-Данченко при МХАТ. Неудивительно, что, пройдя такой тернистый путь, первое время Светлана в анкетах писала, что происхождение ее - из служащих, а профессия - рабочий.
В Школе-студии МХАТ в ней разглядели недюжинный талант комической актрисы. На четвертом курсе Светлана снова... вернулась на завод. Только на сей раз в первой своей «киношной» роли в фильме «Большая перемена». Помните, как естественно она в ней смотрится? Значит, все-таки опыт слесаря-сборщика не пропал для актрисы даром.
Театр
Первая роль в кино - Нелли Ледневой в фильме «Большая перемена» - стала не просто ее первой большой работой в кино, но и той самой главной ролью, которая определила ее дальнейшую судьбу как актрисы. Одновременно с окончанием съемок она окончила и Школу-студию, после чего получила предложения играть сразу от пяти московских театров.
Крючкова выбрала МХАТ и проработала в этом театре два года. Как вспоминает актриса, она «очень много репетировала, очень мало сыграла», но никогда не соглашалась играть в плохих пьесах и не работала с плохими режиссерами. Свою первую роль во МХАТе она сыграла в пьесе М. Булгакова «Последние дни», где ее партнерами были знаменитые А. Кторов и В. Станицын.
Однако дальнейшая творческая судьба актрисы связана уже с другим театром. В жизни Крючковой произошла романтическая история. Она влюбилась в кинооператора Юрия Векслера, который снимал картину «Старший сын», и уехала с ним в Ленинград. Там она родила своего первенца и стала играть в одном из ведущих театров страны - Большом Ленинградском драматическом, который возглавлял известный режиссер Г. Товстоногов.
Первоначально Товстоногов взял актрису на работу по договору, предложив ей роль школьницы в спектакле «Фантазии Фарятьева». «Вы посмотрите на меня, разве я похожа на школьницу?» - удивилась тогда Светлана. «Нэт, нэ похожа, но там такая нужна», - ответил режиссер.
Талантливая актриса понравилась Товстоногову, и вскоре Крючкова была зачислена в штат. В этом театре Светлана Николаевна прошла великолепную школу, которая позволила ей с блеском играть самые разные роли в классических постановках.
Кино
Как уже отмечалась, в кино Светлана Крючкова начала сниматься, еще будучи студенткой Школы-студии МХАТ. Тогда в 1973 году она сыграла свои первые роли: Катю в фильме «Двое в пути» и Нелли Ледневу в фильме «Большая перемена».
Крючкову называют женщиной-вулканом. Она действительно производит такое впечатление своей творческой неуемностью, поскольку готова играть любые роли - и современные, и классические. Причем все роли Крючковой достаточно разнообразны и по диапазону: она одинаково талантливо играет и в комедиях, и в драмах.
Надо сказать, что режиссеры даже в классических фильмах охотно используют характерную внешность актрисы. Часто она производит впечатление некрасивой, несмышленой и незадачливой девушки, которую хочется пожалеть. Такой, например, актриса предстала в роли Агафьи Тихоновны в фильме 1978 года «Женитьба».
В то же время Крючкова способна сыграть сложный драматический характер. Ведь именно такой оказалась в ее исполнении Эльза Бэрримор в знаменитых «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона».
Не менее интересна Крючкова и в эпизодах. Она настолько органично вливается в общую стилистику картины, что порой кажется совсем незаметной, и тем не менее ее присутствие кажется незаменимым. Достаточно вспомнить таких героинь Крючковой, как мадемуазель Куку в фильме 1978 года «Безымянная звезда», новобрачная в картине «Объяснение в любви», снятой в том же году, или Люба Сомова в фильме «Жизнь Клима Самгина», который вышел на экраны в 1986 году.
Но есть роли, как бы специально созданные для Крючковой. В них она действительно проявляет свою неуемную энергию. Так, ей повезло с Никитой Михалковым. Поставленный им в 1981 году фильм «Родня» держится на монологе двух актрис разных поколений, но одного темперамента - Нонны Мордюковой и Светланы Крючковой.
Очень непростой оказалась для Светланы Крючковой роль Екатерины II в фильме «Царская охота» (1990). Актрисе пришлось учиться ездить верхом и специально заниматься произношением. Известно, что великая императрица всю жизнь говорила с немецким акцентом. Актриса, чтобы добиться правдоподобия, полгода утром и вечером слушала текст, который немка записала на русском языке. В итоге у Крючковой получился именно немецкий, а не английский или какой-то другой, акцент. Многие, посмотрев фильм, даже не верили, что озвучивала его Крючкова.
Роль Екатерины Второй Светлана Крючкова исполнила вновь тринадцать лет спустя - в 2003 году в фильме «Бедный, бедный Павел».
Среди последних работ актрисы - бухгалтер Алевтина Маленькая в сериале «Охотники за черепами» , жена генерального секретаря ЦК КСПСС Леонида Ильича Брежнева в сериале «Брежнев» и женщина-кардиохирург в сериале «Одна тень на двоих».
Личная жизнь
Первым мужем актрисы был кинооператор Юрий Векслер, семейная жизнь с которым у Крючковой не заладилась, и они расстались. Потом у нее был второй брак, который тоже распался, но родился еще один сын. Неудачи в личной жизни заставили Крючкову разочароваться в мужчинах. Она теперь полагается только на саму себя и говорит, что все в мире держится на женских плечах. «Они (мужчины) могут только играть в игры: политика, деньги, а жизнь на самом деле, настоящую, не в состоянии выносить... в упряжке есть пристяжные и коренной, - говорит Крючкова. - И женщина сегодня - коренник, вот в чем дело».
Однако разочарование не мешает Крючковой оставаться романтиком. В третий раз она вышла замуж за бармена, который моложе актрисы на двенадцать дет. И, несмотря на то, что Крючкова продолжает нести на себе весь груз семейных забот, она ценит своего мужа за его любовь и поддержку.
Свою жизнь Крючкова воспринимает как данность. Она живет в небольшой квартирке в центре Санкт-Петербурга, на Фонтанке, и растит двух сыновей. Старший пишет музыку и тексты на английском, мечтает быть режиссером, младший пока ходит в детский сад. Они такие же эмоциональные и легко возбудимые, как и их мама. Младший уже заражен театром, может проводить здесь весь день с утра до вечера. «Если мои дети захотят стать актерами, я мешать им не буду», - говорит актриса.
Своих детей она воспитывала оригинально - постоянно читала им классические стихи и пела на ночь песни. Так что в фильме «Большая перемена» поет действительно сама Крючкова, а не дублерша.
В жизни актриса «коренник» и должна думать о хлебе насущном, чтобы выжить самой и прокормить семью, на что театральной зарплаты явно не хватает. Чтобы заработать, Крючкова не отказывается сниматься даже в рекламных клипах.
К известности Крючкова относится спокойно. Но не отрицает, что иногда ею пользуется. Ведь какое-то время многие считали актрису дочерью Николая Афанасьевича Крючкова. И, тем не менее, Светлана Крючкова не только оправдала свое громкое имя, но и всего, что имеет в жизни, добилась сама. И главное, чего ей удалось достичь, - она стала настоящей актрисой. Пожалуй, вот это ощущение себя актрисой и является основным в мировосприятии этой женщины, которая каждый день просто занимается своим любимым делом.
Она может посетовать на судьбу, но тут же добавляет: «Болезни, смерть и угрызения совести - вот три несчастья. Все остальное - счастье... Я живу, и это счастье. Счастье, что выхожу на сцену. Я не умею жить наполовину. Работать наполовину. Любить наполовину».