Чарльз Буковски (Charles Bukowski), хмельной бытописатель жизни грязных улиц, был крайне плодовитым автором. До сих пор нельзя точно сказать, сколько произведений вышло из-под его рук - далеко не все творчество Буковски опубликовано, а огромная часть рукописей, которые он отправлял издателям, куда-то пропала. Его спокойные и меланхоличные книги были основаны на личном опыте - он рассказывал о пьяницах, бездельниках, проститутках и вечных бродягах. Потом по его прозе стали снимать кино. Такое же спокойное и меланхоличное.
Сначала была «Пьянь» (Barfly) с Микки Рурком (Mickey Rourke), теперь – «Фактотум» (Factotum) с Мэттом Диллоном (Matt Dillon) в главной роли.
Слово «фактотум» обозначает лицо, выполняющее самые разнообразные поручения. Таков главный герой фильма Генри Чинаски –– неудачник, страдающий алкогольной зависимостью, который меняет работу одну за другой. Он уже успел попробовать себя в качестве грузчика, посыльного, уборщика, работника велосипедного склада и фасовщика огурцов, но предпочитает называть себя писателем. Чинаски любит скачки, женщин и алкоголь - собственно, и пишет именно об этом. Наверное, Генри можно было бы назвать стопроцентным маргиналом и отбросом общества, если бы не одно но – его рассказы великолепны и по-настоящему хорошо написаны.
Фильм «Фактотум» - хороший пример достойной экранизации достойного писателя. Основанная на нескольких произведениях Буковски (в том числе и на одноименном романе) картина норвежского режиссера Бента Хамера (Bent Hamer) представляет собой ненавязчивый экскурс в мир, находящийся где-то на обочине жизни. Здесь все стоит на одном месте. Люди топят тоску в крепких напитках, лошади нарезают бесконечные круги на грязном ипподроме, а огромные музейные истуканы покрываются пылью. Генри Чинаски мог бы стать героем в этом мире, но ему это не нужно. Он из рода наблюдателей – предпочитает высматривать в этой жизни мелкие детали и переносить их на бумагу. Слова и образы, поэзия и проза. Все остальное бессмысленно и бесполезно. Похмельный синдром заменяет автору вдохновение, а в качестве муз его устраивают опустившиеся женщины, которым не нужно уже ничего, кроме секса и выпивки.
Жанровое определение «драма» в случае с «Фактотумом» - простая условность. Потому что режиссер не стал нагнетать чуждый Буковскому драматизм и остался верен литературному оригиналу: жизнь главного героя утекает плавно и медленно – одна неудача спокойно сменяет другую, без ярких эмоциональных всплесков и неожиданных сюжетных поворотов. Никаких черных и белых полос, биография Генри Чинаски – это одна сплошная серая линия. Однако нельзя сказать, что пьет он из-за тупого однообразия окружающей его действительности. Мистер Чинаски достаточно силен характером и пьет только потому, что пьет. Потому что так должно быть и его это устраивает.
Как бы это странно не звучало, но «Фактотум» - это фильм, которого могло бы и не быть. Он не делает погоды на кинематографическом небосклоне и не требует к себе особого внимания. Являясь по своей сути глубоко авторским фильмом, он не старается выглядеть ни амбициозным арт-хаусом с одной стороны, ни заточенной под «Оскар» социальной драмой - с другой. «Фактотум» самодостаточен и непосредственен, как и сам главный герой. Это хороший пример правильно сбалансированной постановки, где актерам не нужно подстраиваться ни под сценарий, ни под мнение режиссера. Поэтому картина Бента Хамера вышла какой-то непринужденной, душевной и искренней – как беседа в уютном баре после нескольких стаканчиков горячительного напитка. Наверняка многим из тех, кто посмотрит «Фактотум», не читая перед этим книги Чарльза Буковски, захочется познакомиться с его творчеством. И это уже хорошо.
Статья получена: Fashiontime.ru - самая модная информация - мода, одежда, парфюмерия