Если разобраться в истории моды, становится понятно - до кутюрье моду олицетворяли собой и диктовали люди, имевшие влияние, успех, занимавшие высокое положение и главенствующие посты. Подражать человеку, который достиг завидных высот, быть на него похожим, для многих означало приблизиться к его уровню.
После появления Hout Couture (швейное искусство на высоком уровне), подражать стали тенденции, которую придумывали и воплощали великие дизайнеры, коих делали великими те же самые успешные и знаменитые, заказывая у них одежду.
Подражать, поклоняться, сравнивать - инстинкты, заложенные в людях от рождения и отточенные стереотипным социумом.
«Подражать - это фактор более эффективного выживания и в природной, и в социальной среде. Инстинкт подражания заложен в человеке наравне с другими инстинктами, направленными на выживание вида (размножение, самосохранение). В природе так же, как в социуме, особи разных видов подражают друг другу. Если одни обезьяны моют бананы, все другие также будут их мыть. Одним словом, это массовое сознание, способ присоединяться. Подражание принадлежащим к высшим кастам есть эффект приближения к ним.
Таким образом, моду можно разделить на два типа: популярная и элитарная. «Популярная» - значит присоединиться и слиться с толпой для безопасности: «Я такой же, как и все". Как правило, это подсознательное инстинктивное явление. «Элитарная» - значит присоединиться к статусности с надеждой перенять качества того человека, которому подражаешь, а также выделиться из общей массы. Это, как правило, сознательное стремление.
Через подражание также происходит обучение. Когда ребенок учится говорить, он подражает звукам речи. В большинстве случаев это происходит бессознательно, но только так можно научиться говорить. Опять же, инстинкт выживания», - говорит психолог столичного агентства имидж-консалтинга Екатерина Кабанова.
Само понятие «мода» - математический термин, означающий наиболее часто встречающееся значение среди случайно выбранного множества. Среднестатистическое - то, что является средним для всех.
Модное подражание началось с древности. Вслед за царицей Хатшепсут египтянки носили прямую, доходившую до лодыжек рубашку калазирис, оставлявшую плоскую, чуть отвисшую грудь (модную на тот момент) открытой. На обнаженную полностью грудь, которую впоследствии модники и почитатели женского тела назвали бы прыщиками, надевали бусы из множества рядов разноцветного бисера, дорогих камней, золота и жемчуга под названием «усх».
Царица Нефертити ввела в моду плиссировку, разноцветные ткани и пелерины. Она также подбривала брови и подводила их карандашом, тем самым удлиняя разрез глаз.
Благодаря Клеопатре простые смертные узнали секретные рецепты приготовления косметики, которые раньше были доступны лишь жрицам. Она написала первый косметический справочник «о лекарствах для лица».
Стремление приблизиться к мистичному и загадочному образу Клеопатры присуще женщинам по сей день. Историки, улыбаясь, утверждают, что Клеопатра не была столь красива и прекрасна, как об этом рассказывается в учебниках и легендах. Она просто слишком любила себя и грамотно умела пользоваться косметикой. По ее примеру египтяне, как женщины, так и мужчины, румянились и пудрились, красили иглами из слоновой кости брови и ресницы, медным силикатом подсинивали белки, зубы чистили содой, ногти на руках и ногах красили краской «менна».
Они изготавливали всевозможные крема из мирры, коровьего, оливкового и кедрового масла, костного жира. Красились неоновыми красками из морских моллюсков. А для волос изготавливали мази из жира льва. Одним словом, нынешние SPA-процедуры очень напоминают столь любимые Клеопатрой ванны, мази и массажи. Наверное, поэтому многие косметические салоны пользуются ее именем. Ведь Клеопатра – это первый косметический бренд.
Благодаря Валарии Мессалине женщины узнали о женском белье. Конечно, в те времена белье разительно отличалось от современного, доведенного до эстетического и практического совершенства. Тугой бинт из специальной ткани бинтовался в несколько слоев, заменяя трусики. Бюстгальтером в ее исполнении была тугая повязка из мягкой кожи, завязанная под грудью. Такое нижнее белье произвело фурор, сразу став популярным. Вслед за этим, разумеется, в моду вошла высокая грудь.
Истинным расцветом моды была, как известно, Эпоха Возрождения. Флирт, интим, красота требуют жертв. Корсеты, делающие талию 40-сантимитровой, от которых ломались ребра, дамы теряли сознания, а дети рождались больными; прически высотой в 70-100 см с цветами, клетками с птичками, пейзажами и натюрмортами, а также с огромным количеством вшей, блох и прочей живности. Обильное количество румян, символизирующих вечную молодость. Маркиза де Помпадур и Мария-Антуанетта – идолы той эпохи красоты, совершенства, вечной молодости, грации и подчеркнутой сексуальности.
Что-то мы все о женщинах... А как же мужчины? А ведь им ничуть не меньше свойственно подражать. Эталоном мужской красоты был в какой-то момент Александр Македонский. Он был, безусловно, красив - с развитой мускулатурой, как после многочисленных походов в спортзал, с гордой осанкой и копной вьющихся рыжих волос. Его глаза были разного цвета, и это он преподносил как знак своей мистичности.
У Александра очень плохо росла борода, и, дабы не омрачать свою красоту редкими рыжими волосинками на подбородке, он тщательно брился, а ведь борода считалась у греков признаком мужественности. Бороду носили все, кроме Македонского, но именно из-за него ее стали сбривать. Образ Александра стал настолько популярным образцом для подражания, что все мужское население Греции не только гладко брилось, но и отращивало волосы до плеч, прибегая к мастерству парикмахеров. Уж так хотелось быть на него похожими.
Еще одним эталоном для подражания у мужчин был Карл Великий, король франков, самый известный правитель Эпохи Средневековья. Образ Александра Македонского был перечеркнут, новый кумир был диковатым, грубоватым и даже немного вульгарным. Но что самое главное - простым. Рубаха, штаны и плащ с капюшоном – стиль Casual от Карла Великого. Расфуфыренные придворные чувствовали себя некомфортно и неловко рядом с ним, их движения из-за огромного количества одежды были скованными и медленными. Карл же был быстр, резок и практичен, подавая всем своим видом пример простоты в одежде. Вскоре все мужчины отказались от напыщенных нарядов с перьями, бахромой и меховой отделкой в пользу практичной и простой одежды. Одежды, которая существует для полезности, а не для пафоса. И по сей день можно увидеть богатого и знаменитого человека в простых и удобных вещах. Очень часто богатых людей принимают за маргиналов, но им так же, как и Карлу Великому, на это глубоко плевать.
Новый образ для подражания снова перечеркнул все предыдущие. Людовик XIV ввел в моду мужскую утонченность, импозантность, галантность и манерность. Настоящий мужчина должен быть не способен к труду и обороне, но профессионален в поклонах, танцах, красивых словах и придворных манерах. Мужской костюм с его легкой руки стал насыщен всевозможными бантами, рюшками и лентами. Голова мужчины обязательно украшена париком, а ножка - изящной туфелькой с каблучком. Со времен Людовика зародилась та самая мировая мода, который теперь подражают не только страна-производитель, но и весь мир.
И так до бесконечности: у великих, успешных и знаменитых мира сего менялись вкусы и предпочтения, а вместе с ними менялись времена и нравы, менялась, развивалась и капризничала мода. Сейчас, помимо великих личностей, колоссальное значение имеет слово «бренд», окруженное мистической иллюзией, согласно которой, покупая именную вещь, ты перенимаешь ее свойства и качества. Листая многочисленные глянцевые журналы, трудно помнить - не мы существуем для моды, а мода для нас! Если бы Armani носил Gucci, он вряд ли бы был Armani, ибо где, спрашивается, была бы его индивидуальность?!
Коко Шанель (Габриель Бонер), глубоко любимая и почитаемая миром моды, произнесла бессмертную фразу: «Любая мода рано или поздно выходит из моды. Стиль - никогда!» Так вот, индивидуальный стиль, образ, амплуа, подходящие не только внешности, но и душе, не списанные с идеала, не скопированные с Fashion TV и не сверенные с глянцем - это вряд ли инстинкт подражания. Это свидетельство понимания себя и способности быть собой всегда.
Анна Андрианова, хозяйка имидж-студии www.studio-style.ru Автор известных гламурных романов «Комильфо», «Ты!»
Стиль и визаж на фотографиях - работа имидж-стилиста «StudioStyle.ru» Екатерины Краковской.
Статья о моде получена: www.myJane.ru