В последние годы загородный дом стал для многих местом постоянного проживания. И чтобы сделать его уютным, удобным и функциональным, не обойтись без дизайнерских решений в оформлении интерьера. О том, как создать в современном загородном жилище гармоничный интерьер, шла речь на "круглом столе", организованном редакцией "Загородного обозрения" в феврале.
Пора подумать об уюте
Этот разговор был предопределен всем ходом событий: журнал уже не раз собирал риэлтеров, строителей, специалистов по инженерным системам и ландшафтному дизайну, и теперь настала пора поговорить об уюте и комфорте в загородном доме. Благо, площадь и архитектура многих таких домов позволяют дизайнерам и размахнуться, и проявить фантазию.
Спектр услуг приглашенных на "круглый стол" компаний оказался очень широким. Некоторые из них специализируются на производстве и поставке мебели, которая, бесспорно, является очень важной составляющей интерьера. К примеру, компания "Эксклюзивная мебель" предлагает заказчикам мебель разных эпох (вплоть до XVIII века), весьма модную сейчас. Уникальную мебель поставляет своим клиентам компания "Голландский стиль". Прямые поставки испанской мебели всевозможных стилей предлагает также фирма "Extramodera".
Конечно, не мебелью единой жива атмосфера дома. Компания "Hall Oskar", например, кроме мебели, предлагает своим клиентам тканевые аксессуары, ковры и посуду. Комплексным оформлением интерьеров занимается и компания "Party House". Такой подход позволяет достичь стилистического единства и отсутствия противоречий. Одни фирмы занимаются освещением жилых и подсобных помещений, другие - декорированием окон, делают красивые шторы. А вот основной профиль работы компании "Пери" - поставка и монтаж дверей, которые, согласитесь, тоже не последняя составляющая интерьера. Окна, двери, полы, натяжные потолки - все это должно быть не только качественным, но и красивым, а также должно сочетаться друг с другом и с другими элементами обстановки. С витражами, например, которые изготавливает и устанавливает в домах творческая мастерская "Витражи и живопись на стекле". С зимними садами, предлагаемыми студией "Софлор", с оборудованием для ванной компании "Ideal Standard" или с кухонными гарнитурами, которые разрабатывает студия кухонь "Linia Qattro".
О важности заявленной темы свидетельствовало присутствие на "круглом столе" исполнительного директора риэлтерской компании "Александр-Н" Федора Дьячкова и представителя фирмы "РФН-Ландшафт" Елены Веселовой. И интерес их естествен: дома с продуманным и стильным интерьером продаются быстрее других и по более высоким ценам (это, как подчеркнул Федор Дьячков, "отчетливо выраженная тенденция"), а специалисты по ландшафту задумываются о том, чтобы внутреннее и внешнее оформление загородного дома не диссонировало, а гармонично сочеталось.
Стать членом семьи заказчика?!
Надо заметить, оформление жилья не сразу выделилось в отдельное направление деятельности: лишь в последние годы дизайн интерьеров стал востребованным широким пользователем и начал интенсивно развиваться. Как считает Елена Веселова, причина здесь в том, что с ростом благосостояния у людей появилось стремление создавать жилье "под себя", а в таком деле без дизайнера не обойтись. По словам Иосифа Кадисона (фирма "Пери"), все, что они предлагали клиентам в середине девяностых годов, можно было разместить в одной комнате. В настоящее время ассортимент материалов и аксессуаров так велик, что без совета профессионала не обойтись. Кроме того, большие пространства современных загородных домов не позволяют хозяевам детально продумать и проработать интерьеры самостоятельно - у них для этого не хватает ни времени, ни воображения. Тем не менее отмечается определенное повышение культурного уровня заказчика, который сегодня уже хорошо представляет, что ему надо, по сравнению с тем, что было семь-восемь лет назад. Ну и, конечно, свою роль сыграла простая специализация - заказчики, будучи специалистами в своей области, начали доверять другим специалистам, которые могут справиться с поставленными задачами лучше них.
Легко ли работать на этом фронте? Трудности есть, как и везде, поскольку надо и гармонию не нарушить, и пожелания заказчика удовлетворить. По мнению специалистов дизайн-студии "Терем", настоящий дизайнер должен не предлагать готовые решения, а, если можно так выразиться, стать членом семьи заказчика, изучить досконально его вкусы и запросы и только потом делать какие-то предложения. Большой выбор материалов сейчас позволяет даже при скромных затратах удовлетворить практически любой вкус.
Об этом же сказал Денис Никифоров, представлявший студию итальянских кухонь "Linia quattro". В первую очередь, как ему кажется, нужно учитывать образ жизни и привычки потребителя. Нужно знать, как человек живет, сколько у него детей и т. д., чтобы понять, какая у него должна быть кухня, гостиная или детская. Задача - создать уникальный проект, такой, чтобы заказчик в конце концов констатировал: "Вы сумели сделать дом именно для меня и моей семьи".
При обсуждении популярных современных направлений интерьерного дизайна был задан вопрос: что важнее - функциональность, пожелания заказчика или популярные тенденции в этой области? Архитектор Иван Поляков из компании "Party House" считает, что ответ уже давно дан, то есть должен реализовываться известный принцип: "польза, прочность, красота". Причем обязательно в таком порядке: деталь интерьера прежде всего должна нести какую-то полезную нагрузку, затем, она не должна ломаться и портиться и только в последнюю очередь должна удовлетворять эстетические потребности хозяина дома и его семейства.
Последний тезис был тут же оспорен, и завязалась полемика, которая сопровождала всю оставшуюся часть встречи.
Спасет ли мир красота?
Кто-то заметил, что, мол, для начала нужен плац, где солдаты могли бы заниматься строевой подготовкой, а будет этот плац из кирпича или мрамора - дело десятое. В спор с "милитаристским" подходом вступил женский коллектив дизайн-группы "Терем", опыт работы которого говорит об обратном. Современный клиент исходит из стилистического решения интерьера, а значит, прежде всего обращает внимание на красоту. Бывает, что кошелек заказчика уже не выдерживает чего-то "очень красивого", а иногда какая-нибудь изящная деталь интерьера получается не очень удобной, теряется отчасти ее функциональность. Тем не менее клиент идет на дополнительные расходы и готов поступиться "презренной пользой" - лишь бы в доме все радовало глаз.
А вот коллектив компании "Extramo-dera" выбрал золотую середину, заявив, что в настоящее время заказчику требуется и то и другое: и функциональность предметов интерьера (в первую очередь мебели), и их эстетичность, отвечающая современным представлениям о красоте и стиле. Выиграет в такой ситуации та компания, которая сумеет увязать эти два качества наиболее умело и тонко.
Над тем, что важнее, не раз задумывались и в компании "Пери", представитель которой сказал, что "наш человек" выступает в роли заказчика, как правило, в первый раз. И, уйдя с головой в море строительных проблем, то есть на стадии возведения фундамента, стен и перекрытий, он не в состоянии еще и задуматься, красиво ли будет внутри. Архитекторы и дизайнеры, конечно, видят все уже на самой ранней стадии строительства (на то они и профессионалы), а у заказчика зачастую просто не хватает ни воображения, ни опыта, ни сил предусмотреть все.
"Русские газоны" также не чужды красоте, хотя их клиенты не раз приводили исполнителей в замешательство тем, что плохо представляли, каким образом эксплуатировать созданную "красоту". Это касается как ландшафта, так и устройства интерьеров в доме, а посему, если заказчик очень настойчив в следовании каким-то своим эстетическим установкам, обязанность ответственной фирмы - предупредить такого "эстета" о возможных последствиях.
В итоге этой дискуссии так и не удалось дать однозначный ответ на вопрос: "Спасет ли мир красота?" Но то, что в оформлении интерьеров она значит очень много, - признали все.
Проблемы дизайнерского цеха
Что ж, хлеб архитекторов и дизайнеров нелегок, особенно тяжело приходится при выяснении пожеланий заказчика. Роман Шадских из компании "Party House" рассказал, что из его исследований, проведенных по собственной инициативе, следует, что существует два типа заказчиков. Первый - заказчик, играющий большую роль в дизайне проекта и направляющий архитектора. Как правило, такой проект проблемный. Второй тип - лояльный заказчик, принимающий за основу предложения профессионалов. В этом случае работа над проектом идет быстрее и менее нервно. Второй тип, разумеется, предпочтительнее, поскольку заказчик - почти всегда дилетант, а потому любое его вмешательство в процесс только вредит делу.
Другим фирмам нередко приходится иметь дело с клиентами, которые уже перестали быть дилетантами, поскольку имеют большой опыт общения с разными специалистами. "Нахватавшись", такой заказчик начинает влиять на процесс создания интерьера, считая себя компетентным в этой области (а зачастую и являясь компетентным!). Да, работать с клиентами, которые не смотрят в рот специалистам и нередко спорят, - тяжело, но все равно приходится. На то и профессионалы.
Но многие согласились, что не надо пугать клиента своим профессионализмом, в особенности самоутверждаться за счет коллег, - архитектору не следует ругать строителя, а поставщику ковровых покрытий - мебельщиков. Надо работать, что называется, "в ансамбле", совместно прикладывать усилия, и тогда результат будет наилучший. В противном случае, если взаимодействовать как лебедь, рак и щука, заказчик выгонит либо строителей, либо архитектора, осложнив жизнь себе и тем, кто ведет работы.
Представитель компании "Hall Oskar" Оксана Филимонова считает, что если в самом начале, когда требуется (см. выше) вникнуть в образ жизни клиента, это не сделано, то неприятности на всех последующих стадиях обеспечены. Выигрывает тот, кто учитывает все интересы, нюансы и пожелания.
А вот "Party House" практикует проведение своеобразных "круглых столов", на которые собираются все специалисты, участвующие в строительстве и разработке дизайн-проекта конкретного дома (при необходимости приглашается и заказчик). Там все конструктивно критикуют друг друга, делают замечания, утрясают проблемные моменты и в итоге - в значительной степени упрощают задачу себе, а главное, будущему хозяину дома! Кроме того, это существенно экономит деньги заказчика (до тридцати процентов), который таким образом застрахован от многих серьезных переделок в доме. Денис Никифоров подтвердил важность взаимодействия с коллегами. Вроде бы задача его компании - продать и поставить заказчику кухню, а о том, каким образом она будет вписываться в конкретный объем и интерьер, голова болеть уже не должна. Однако представители "Linia quattro" считают необходимым предварительно встретиться и с дизайнерами, и с сантехниками, и со строителями, поскольку только так можно исключить возникновение проблем.
А кое-кто придерживается мнения, что все определяется единым и подробным проектом, который тщательно прописывается, прорабатывается и, соответственно, становится залогом того, что у владельца не будет серьезных неприятностей. В идеале это, конечно, так, но реальное состояние загородного рынка другое (об этом напомнил Сергей Семченко из компании "Голландский стиль"). Пока еще многие покупают недостроенные "коробки", над которыми предстоит долго работать, а в таком случае неурядиц, увы, не избежать.
Даешь открытую информацию!
В ходе беседы не могла не всплыть давняя тема просвещения заказчика. Причем затронули ее не журналисты, а генеральный директор фирмы "Рашен соул" Светлана Мельниченко, сказав, что разные глянцевые журналы завлекают потребителя красивыми картинками, но каким образом и какой ценой достигается эта красота, к сожалению, не объясняют. Между тем любой компании проще и удобнее работать с грамотным заказчиком, который не капризничает и принимает во внимание доводы специалистов.
По этому поводу высказался главный редактор журнала "Загородное обозрение" Сергей Авдеев, напомнивший предыдущие дискуссии. На "круглых столах" не раз звучало: заказчик приходит к специалисту, и именно он должен ему все растолковать и объяснить. А в таком случае: нужно ли такое СМИ, как "Загородное обозрение", которое всегда проводило открытую и независимую политику, по мере возможностей делая специальное общедоступным, тем самым просвещая и воспитывая заказчиков? В конце концов, специалист может воспользоваться неосведомленностью клиента в своих целях и навязать ему ненужные услуги?!
Что ж, такой вопрос можно считать риторическим - журнал всегда защищал и впредь будет защищать интересы рядового потребителя, который, выходя на загородный рынок, безусловно, должен быть подготовлен. Разумеется, так называемая "коммерческая тайна" всегда неизбежна и какие-то внутренние интересы компаний будут предпочтительнее интересов клиентов, но открытая информация в конечном итоге выгодна всем.
О вкусах спорят
Далее разговор перешел на более специальную тему - о стилях в интерьере. Было отмечено, в частности, что в последние годы в оформлении интерьера большое распространение получила эклектика. Смешение стилей - это нормально, а кроме того, выгодно, поскольку какой-то новый элемент всегда можно вписать в существующий интерьер, а не менять обстановку целиком. Вообще, любой интерьер изначально эклектичен, и это хорошо. Если выдерживать строгий модерн, хай-тек или классику, результатом будет только неудобство для клиента. Важнее только, чтобы эклектика нравилась хозяину, была функциональна и "вкусно" сделана.
Пример неожиданного оформления интерьера ванной комнаты, где вместо привычной кафельной плитки использовалось искусственно состаренное дерево, привел представитель фирмы "Ideal Standard" Иннокентий Волкоморов. Показ на выставке вызвал взрывной эффект: десятки людей захотели иметь у себя дома такой же "ультраэклектичный" интерьер.
Был отмечен также возврат к традиционному для многих (в том числе весьма молодых) заказчиков стилю, правда с привнесением в интерьер элементов современности.
Разумеется, каждая фирма, занимающаяся оформлением интерьеров, имеет свои "фишки", "изюминки", ноу-хау - другими словами, любимые темы и направления. Например, "фишка" компании "Пери", занимающейся установкой дверей, как ни странно, - отсутствие дверей, вернее, замена их прозрачными перегородками, делающими помещение светлее и оригинальнее. В последние годы, с появлением на рынке новых материалов и технологий, широкое распространение получили зимние сады. А вот компания "Эксклюзивная мебель" в качестве любимой темы выбрала резьбу по дереву - от готики до современных стилей.
Энергии у собравшихся было столько, что даже под занавес вспыхнул спор "о вкусах" нынешних клиентов, по мнению одних - отвергающих излишества и всякие там "рюшечки", по мнению других - напротив, не чуждых изыскам и бесполезным на первый взгляд деталям интерьера: И дизайнерам, и другим специалистам по оформлению интерьера было что сказать друг другу на этом "круглом столе". А значит, к этому разговору, скорее всего, придется вернуться.
ОКСАНА ФИЛИМОНОВА "Hall Oscar" | ИОСИФ КАДИСОН "Пери" | МИРАБЕЛЛА КАЛМЫКОВА "EXTRAMODERA" | ПЕТР ТЮТРИН "Party House" |
СЕРГЕЙ СЕМЧЕНКО "Голландский стиль" | РОМАН ШАДСКИХ "Party House" | ДЕНИС НИКИФОРОВ Студия кухонь "Linea Quattro" | ИННОКЕНТИЙ ВОЛКОМОРОВ "Ideal Standard" |
Статья получена: www.Zagorod.spb.ru