Садово-парковое искусство развивалось вместе с человечеством, естественно, претерпевая бесчисленные изменения, подвергаясь влиянию моды, сообразуясь с политическими особенностями эпох и экономическими условиями.
Стоит ли говорить, что и поныне поражающий воображение регулярный сад "по-французски", явившийся своего рода революционным достижением в эпоху Людовика XIV, возник далеко не сразу.
В определенном смысле он стал кульминацией накопленных знаний и опыта предшествующих поколений архитекторов. Свою лепту внесли и сады средневековья, и тем более сады Ренессанса, предвосхитившие рождение нового яркого стиля, ставшего символом эпохи и вершиной европейского садового искусства.
Упадочные настроения
К сожалению, далеко не вся история ландшафтного дизайна складывалась в атмосфере эмоционального подъема и заслуженного внимания к этому виду искусства.
Вослед за античностью с ее культом красоты и поклонения природе наступили времена мрачного средневековья, когда объектом внимания перестали быть не только какие-нибудь там бесполезные цветы и растения, но и признанные жизненные ценности. Достаточно разносторонне описанные в литературе, средние века не оставляют ни малейших сомнений в своем резко негативном отношении к таким понятиям, как "новшество", "внедрение", "усовершенствование" и т. п. Они стали временем, когда естественный ход развития природы вещей был грубо нарушен. Более того, по сравнению, скажем, с тем же Ренессансом раннее средневековье - это определенный регресс. И даже развитие Западной Европы в зрелую пору средних веков все равно не позволило ей сравняться в своих достижениях, например с Византией, странами мусульманского мира, Китаем и другими.
Естественно, вся историческая неприглядность средневековья отразилась на статусе садов и парков. И если существование последних еще могло найти какое-то объяснение в глазах власть имущих, то положение сада было целиком сведено к досадной утилитарности. В частности, английские труды XII века, посвященные земледелию и агрокультуре, писались отнюдь не ради развития самого жанра, а представляли собой всего лишь сборники практических советов.
"Закрытый" сад
В эпоху средневековья исчезают существовавшие ранее светский сад и частный сад. Альтернативой им служит возведение и обустройство садов при монастырях. "Закрытый" монастырский сад становится своего рода символом церкви, он противопоставляется саду райскому, который является источником эстетического наслаждения и удовольствия. Тогдашний сад при монастыре - обязательное и единственное проявление садового "дизайна". Об этом мы узнаем и из "Устава св. Бенедикта", одна из глав которого гласит: "Монастырь должен, насколько это возможно, быть организованным таким образом, чтобы производить все необходимое, иметь воду, мельницу, сад и разные ремесла, дабы монахи не были вынуждены выходить за его стены, что пагубно для их душ".
Однако, помимо монастырского сада, признавалось и такое сугубо утилитарное понятие, как огород, в котором возделывались культуры, пригодные в пищу, а также необходимые в быту целебные растения. В целом же ландшафт, окружавший средневековые города и поселения, представлял собой контрастную картину огороженных маленьких парцелл, отведенных под сады, окруженных большими пространствами оставленной без внимания земли.
Признаки условного возрождения жанра ландшафтного дизайна и возобновления традиций римских агрономов обнадежили лишь к концу XIII - началу XIV века. В это же время появилась и целая серия трактатов, посвященных проблемам, так или иначе связанным с видовым разнообразием и разведением растений.
От реальности к вымыслу
Как ни парадоксально, но справиться с упадком, столь ярко и плачевно отразившимся на искусстве садоводства, помогли все те же монастыри. Поскольку именно они оказались хранителями существовавших некогда традиций, благодаря которым ландшафтный дизайн сумел возродиться впоследствии.
Уже в XV веке "закрытый" монастырский сад отличается большим разнообразием. Как правило, прямоугольный или квадратный, надежно огороженный со всех сторон, разделенный аллеями, украшенный фонтанами или газонами с цветами, - таким декоративным и нарядным предстает он, пришедший на смену участку обрабатываемой земли, еще недавно имевшему сугубо функциональное назначение. Модель средневекового сада кажется несравнимо более простой, нежели, скажем, римская с ее излишествами и ненужной вычурностью. И уже можно говорить о зарождении некоторых тенденций. К бесспорным материальным подтверждениям того можно отнести замену решетчатой изгороди каменной стеной или иными глухими, непросматриваемыми ограждениями.
От хаоса к гармонии
Гуманистическое искусство эпохи Возрождения послужило мощным импульсом прогресса культуры. Италия, ставшая пионером на новом историческом витке, внесла свежую струю в развитие садово-паркового дизайна. За образец был взят античный сад. Принцип гармоничного обустройства ландшафта нашел свое идеологическое воплощение в трактате флорентийца Леона Баттиста Альберти, описавшего модель идеальной сельской виллы, созданной для праздного любования природой и духовного наслаждения. Основой ее стала гармония виллы и сада с природой.
Коллекции античных скульптур, грандиозные архитектурные сооружения, посадка деревьев в соответствии со строгим планированием - все это отличительные черты сада эпохи Возрождения. К началу XV века объектом активной деятельности думающего просвещенного горожанина становится сельская местность, а дачная жизнь превращается в жизненную философию, образец хорошего тона, показатель респекта, социального статуса и т. д. Один из образцов - вилла Медичи, названная Вазари "чудесным садом в Европе". А наиболее грандиозными примерами ландшафтного дизайна той поры считаются сады виллы д`Эсте в Тиволи. Прообразом им послужили виллы Адриана. Однако это вовсе не означает слепое подражательство. До сих пор созданный архитектором Пирро Лигорио ансамбль садово-паркового искусства, украшенный многочисленными фонтанами, - виллы кардинала д`Эсте - является шедевром не только европейским, но и мировым, а использованные им приемы неоднократно и позже находили свое воплощение в ландшафтном проектировании.
Сады Ренессанса зачастую являли собой гармонию архитектуры и водной стихии, покоренной человеком. Вот как описывает свои впечатления от фонтана знаменитой виллы Ланте Монтень: ":Высокая пирамида, которая выбрасывает воду в разных направлениях: одна струя поднимается, другая падает. Вокруг этой пирамиды четыре маленьких красивых озера, полных чистой и прозрачной воды. В центре каждого - каменная лодка со стреляющими мушкетерами. Вода из их мушкетов направлена к пирамиде. В каждой находится трубач, труба которого тоже извергает воду".
Садовые "специализации"
Нередко мотивами ренессансного сада становились разного рода необычные решения пространства. В частности, в эпоху Возрождения появляется так называемый зеленый лабиринт, истоки которого следует искать в античном мифе о лабиринте царя Миноса. Уже к XV веку этот способ декорирования весьма популярен в ландшафтном проектировании большинства европейских стран. А зародился он в Англии, где впервые встречаются лабиринты, вырезанные в траве.
Еще одним достижением гуманистического сада становятся всевозможные фонтаны-"шутихи". Довольно скоро они "прижились" в классическом французском саду - мы хорошо знакомы с ними по петергофским фонтанам, которые также были созданы по образу и подобию итальянских фонтанов Возрождения. Приводимые в действие гидравлическими механизмами, их струи внезапно взмывали вверх, обливая прогуливавшуюся вокруг публику и приводя ее тем самым в неподдельное восхищение. Такие шутки задолго до эпохи Возрождения забавляли арабов, у которых и были заимствованы внимательными итальянцами.
Еще одним бесспорным "прорывом" ренессансного сада становится появление в нем цветов и трав. Существовавшая до этого монополия садовых деревьев остается в прошлом. А рост интереса к ботанике привел к появлению садов, состоящих преимущественно из целебных трав. Первые образчики новой моды появились в Пизе, в Падуе и во Флоренции. По времени создания все они относятся к середине XVI столетия. Принципиальным отличием садового способа выращивания лекарственных трав от средневековой монастырской агропрактики становится научная классификация растений. Это время можно считать возникновением первых ботанических садов.
От аскетизма к роскоши
Наступление эпохи барокко не могло пройти незамеченным для садово-паркового ландшафтного проектирования. На смену созерцательности природы приходит яркая зрелищность, откровенная роскошь и динамика. XVII век становится временем огромных по площади парков, с геометрически четкой выверенной планировкой, грандиозными архитектурными включениями, в которых, собственно, сам сад отходит на второй план, уступая место многочисленным лестницам, террасам, пандусам, беседкам и т. п. Но все это уже знала античная эпоха.
Что же принципиально нового принесла с собой барочная традиция садово-паркового ландшафта? Необходимым основным "производителем" композиций становится вода - появляются целые фонтанные ансамбли, окруженные многочисленными скульптурными изображениями и лишь слегка "разбавленные" растениями. Тот же грот, пришедший из античности, получает абсолютно новое звучание, его пространство существенно усложняется, создается уже несколько помещений, украшенных скульптурой. В Италии примерами барочного совершенства становятся знаменитые сады Боболи, декорированные скульптурами работы Микеланджело; сады на вилле Гарзони в Тоскане; палладийные виллы Бренты близ Венеции и другие.
Довольно быстро итальянский сад распространился на территории остальной Европы, и вскоре уже беседки и гроты, фонтаны и скульптура стали обязательными элементами садов Франции, Англии, Нидерландов, Германии и других развитых стран. Пройдет совсем немного времени, и шедевры уходящей эпохи Ренессанса уступят место новому стилю, который ворвется в историю садово-паркового искусства, перевернув привычные представления о возможностях ландшафтной архитектуры и способах декорирования пространства. О нем - в другой раз.
Статья получена: www.Zagorod.spb.ru