Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Дом и семья » Ландшафт и озеленение » В ожидании Стиля…

 

В ожидании Стиля…

 

 

Садово-парковое искусство развивалось вместе с человечеством, естественно, претерпевая бесчисленные изменения, подвергаясь влиянию моды, сообразуясь с политическими особенностями эпох и экономическими условиями.

Стоит ли говорить, что и поныне поражающий воображение регулярный сад "по-французски", явившийся своего рода революционным достижением в эпоху Людовика XIV, возник далеко не сразу.

В определенном смысле он стал кульминацией накопленных знаний и опыта предшествующих поколений архитекторов. Свою лепту внесли и сады средневековья, и тем более сады Ренессанса, предвосхитившие рождение нового яркого стиля, ставшего символом эпохи и вершиной европейского садового искусства.

Упадочные настроения

К сожалению, далеко не вся история ландшафтного дизайна складывалась в атмосфере эмоционального подъема и заслуженного внимания к этому виду искусства.

загрузка...

 

 

Вослед за античностью с ее культом красоты и поклонения природе наступили времена мрачного средневековья, когда объектом внимания перестали быть не только какие-нибудь там бесполезные цветы и растения, но и признанные жизненные ценности. Достаточно разносторонне описанные в литературе, средние века не оставляют ни малейших сомнений в своем резко негативном отношении к таким понятиям, как "новшество", "внедрение", "усовершенствование" и т. п. Они стали временем, когда естественный ход развития природы вещей был грубо нарушен. Более того, по сравнению, скажем, с тем же Ренессансом раннее средневековье - это определенный регресс. И даже развитие Западной Европы в зрелую пору средних веков все равно не позволило ей сравняться в своих достижениях, например с Византией, странами мусульманского мира, Китаем и другими.

Естественно, вся историческая неприглядность средневековья отразилась на статусе садов и парков. И если существование последних еще могло найти какое-то объяснение в глазах власть имущих, то положение сада было целиком сведено к досадной утилитарности. В частности, английские труды XII века, посвященные земледелию и агрокультуре, писались отнюдь не ради развития самого жанра, а представляли собой всего лишь сборники практических советов.

"Закрытый" сад

В эпоху средневековья исчезают существовавшие ранее светский сад и частный сад. Альтернативой им служит возведение и обустройство садов при монастырях. "Закрытый" монастырский сад становится своего рода символом церкви, он противопоставляется саду райскому, который является источником эстетического наслаждения и удовольствия. Тогдашний сад при монастыре - обязательное и единственное проявление садового "дизайна". Об этом мы узнаем и из "Устава св. Бенедикта", одна из глав которого гласит: "Монастырь должен, насколько это возможно, быть организованным таким образом, чтобы производить все необходимое, иметь воду, мельницу, сад и разные ремесла, дабы монахи не были вынуждены выходить за его стены, что пагубно для их душ".

Однако, помимо монастырского сада, признавалось и такое сугубо утилитарное понятие, как огород, в котором возделывались культуры, пригодные в пищу, а также необходимые в быту целебные растения. В целом же ландшафт, окружавший средневековые города и поселения, представлял собой контрастную картину огороженных маленьких парцелл, отведенных под сады, окруженных большими пространствами оставленной без внимания земли.

Признаки условного возрождения жанра ландшафтного дизайна и возобновления традиций римских агрономов обнадежили лишь к концу XIII - началу XIV века. В это же время появилась и целая серия трактатов, посвященных проблемам, так или иначе связанным с видовым разнообразием и разведением растений.

От реальности к вымыслу

Как ни парадоксально, но справиться с упадком, столь ярко и плачевно отразившимся на искусстве садоводства, помогли все те же монастыри. Поскольку именно они оказались хранителями существовавших некогда традиций, благодаря которым ландшафтный дизайн сумел возродиться впоследствии.

Уже в XV веке "закрытый" монастырский сад отличается большим разнообразием. Как правило, прямоугольный или квадратный, надежно огороженный со всех сторон, разделенный аллеями, украшенный фонтанами или газонами с цветами, - таким декоративным и нарядным предстает он, пришедший на смену участку обрабатываемой земли, еще недавно имевшему сугубо функциональное назначение. Модель средневекового сада кажется несравнимо более простой, нежели, скажем, римская с ее излишествами и ненужной вычурностью. И уже можно говорить о зарождении некоторых тенденций. К бесспорным материальным подтверждениям того можно отнести замену решетчатой изгороди каменной стеной или иными глухими, непросматриваемыми ограждениями.

От хаоса к гармонии

Гуманистическое искусство эпохи Возрождения послужило мощным импульсом прогресса культуры. Италия, ставшая пионером на новом историческом витке, внесла свежую струю в развитие садово-паркового дизайна. За образец был взят античный сад. Принцип гармоничного обустройства ландшафта нашел свое идеологическое воплощение в трактате флорентийца Леона Баттиста Альберти, описавшего модель идеальной сельской виллы, созданной для праздного любования природой и духовного наслаждения. Основой ее стала гармония виллы и сада с природой.

Коллекции античных скульптур, грандиозные архитектурные сооружения, посадка деревьев в соответствии со строгим планированием - все это отличительные черты сада эпохи Возрождения. К началу XV века объектом активной деятельности думающего просвещенного горожанина становится сельская местность, а дачная жизнь превращается в жизненную философию, образец хорошего тона, показатель респекта, социального статуса и т. д. Один из образцов - вилла Медичи, названная Вазари "чудесным садом в Европе". А наиболее грандиозными примерами ландшафтного дизайна той поры считаются сады виллы д`Эсте в Тиволи. Прообразом им послужили виллы Адриана. Однако это вовсе не означает слепое подражательство. До сих пор созданный архитектором Пирро Лигорио ансамбль садово-паркового искусства, украшенный многочисленными фонтанами, - виллы кардинала д`Эсте - является шедевром не только европейским, но и мировым, а использованные им приемы неоднократно и позже находили свое воплощение в ландшафтном проектировании.

Сады Ренессанса зачастую являли собой гармонию архитектуры и водной стихии, покоренной человеком. Вот как описывает свои впечатления от фонтана знаменитой виллы Ланте Монтень: ":Высокая пирамида, которая выбрасывает воду в разных направлениях: одна струя поднимается, другая падает. Вокруг этой пирамиды четыре маленьких красивых озера, полных чистой и прозрачной воды. В центре каждого - каменная лодка со стреляющими мушкетерами. Вода из их мушкетов направлена к пирамиде. В каждой находится трубач, труба которого тоже извергает воду".

Садовые "специализации"

Нередко мотивами ренессансного сада становились разного рода необычные решения пространства. В частности, в эпоху Возрождения появляется так называемый зеленый лабиринт, истоки которого следует искать в античном мифе о лабиринте царя Миноса. Уже к XV веку этот способ декорирования весьма популярен в ландшафтном проектировании большинства европейских стран. А зародился он в Англии, где впервые встречаются лабиринты, вырезанные в траве.

Еще одним достижением гуманистического сада становятся всевозможные фонтаны-"шутихи". Довольно скоро они "прижились" в классическом французском саду - мы хорошо знакомы с ними по петергофским фонтанам, которые также были созданы по образу и подобию итальянских фонтанов Возрождения. Приводимые в действие гидравлическими механизмами, их струи внезапно взмывали вверх, обливая прогуливавшуюся вокруг публику и приводя ее тем самым в неподдельное восхищение. Такие шутки задолго до эпохи Возрождения забавляли арабов, у которых и были заимствованы внимательными итальянцами.

Еще одним бесспорным "прорывом" ренессансного сада становится появление в нем цветов и трав. Существовавшая до этого монополия садовых деревьев остается в прошлом. А рост интереса к ботанике привел к появлению садов, состоящих преимущественно из целебных трав. Первые образчики новой моды появились в Пизе, в Падуе и во Флоренции. По времени создания все они относятся к середине XVI столетия. Принципиальным отличием садового способа выращивания лекарственных трав от средневековой монастырской агропрактики становится научная классификация растений. Это время можно считать возникновением первых ботанических садов.

От аскетизма к роскоши

Наступление эпохи барокко не могло пройти незамеченным для садово-паркового ландшафтного проектирования. На смену созерцательности природы приходит яркая зрелищность, откровенная роскошь и динамика. XVII век становится временем огромных по площади парков, с геометрически четкой выверенной планировкой, грандиозными архитектурными включениями, в которых, собственно, сам сад отходит на второй план, уступая место многочисленным лестницам, террасам, пандусам, беседкам и т. п. Но все это уже знала античная эпоха.

Что же принципиально нового принесла с собой барочная традиция садово-паркового ландшафта? Необходимым основным "производителем" композиций становится вода - появляются целые фонтанные ансамбли, окруженные многочисленными скульптурными изображениями и лишь слегка "разбавленные" растениями. Тот же грот, пришедший из античности, получает абсолютно новое звучание, его пространство существенно усложняется, создается уже несколько помещений, украшенных скульптурой. В Италии примерами барочного совершенства становятся знаменитые сады Боболи, декорированные скульптурами работы Микеланджело; сады на вилле Гарзони в Тоскане; палладийные виллы Бренты близ Венеции и другие.

Довольно быстро итальянский сад распространился на территории остальной Европы, и вскоре уже беседки и гроты, фонтаны и скульптура стали обязательными элементами садов Франции, Англии, Нидерландов, Германии и других развитых стран. Пройдет совсем немного времени, и шедевры уходящей эпохи Ренессанса уступят место новому стилю, который ворвется в историю садово-паркового искусства, перевернув привычные представления о возможностях ландшафтной архитектуры и способах декорирования пространства. О нем - в другой раз.


Статья получена: www.Zagorod.spb.ru
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "В ожидании Стиля…":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Rolls-Royce. В ожидании чуда

С каждым днем приближения начала 2003 года появляется все больше и больше разнообразной информации по поводу абсолютно нового Rolls-Royce, разработкой которого занимаются специалисты из компании BMW. Дело в том, что именно 1 января 2003 года к BMW полностью отойдут все права на марку Rolls-Royce, а пока немцы не имеют права хоть каким-то образом официально демонстрировать, кому принадлежит RR. BMW уже разработало несколько прототипов нового лимузина, однако пока не принято ...

» Немецкие автомобили - 1867 - читать


Saab 9-5: В ожидании наследника

В тесте участвуют автомобили: Saab 9-5 Шведский СААБ 9-5, дебютировавший в далеком уже 1997 году и переживший первый рестайлинг четыре года спустя, теперь уже ветеран конвейера. Впрочем, по слухам, совершенно новый СААБ 9-5 появится уже в 2006 году.

» Немецкие автомобили - 2117 - читать


УАЗ 3163 Патриот: В ожидании обещанного

В тесте участвуют автомобили: УАЗ 3163 Патриот Посмотреть другие фото (2) Общение с «Патриотом» первого поколения оставило не слишком приятные впечатления. Многое из того, что ломалось, гремело и отвратительно работало, обещали исправить в машине 2007 модельного года.

» Познавательное про авто - 3961 - читать


В ожидании миллиона

Китай продолжает радовать своими темпами роста: с конца 2006 года по май 2007 года количество доменов второго уровня в зоне . CN увеличилось на 3,5 миллиона. Теперь общее число зарегистрированных доменных имен .

» Интересное в сети - 1764 - читать


Банковские ожидания не оправдались

Материал предоставлен журналом Консультант / В 2006 году появилось несколько нормативных документов, которые изменили представление о некоторых вопросах налогообложения кредитных организаций. Но, к сожалению, рассмотрение и принятие тех законодательных актов, которых банки ждали с нетерпением, были отложены. В соответствии с новыми требованиями Бинбанк внес в свою учетную политику для целей налогообложения на 2007 год некоторые незначительные коррективы.

» Банки и кредиты - 1512 - читать


Землепользование: в ожидании перемен

Вопрос о земле - вечный российский вопрос, разрешить который не позволил даже новый Земельный Кодекс, поскольку требуется его серьезная адаптация к местным условиям и, соответственно, разработка и принятие множества других документов. Так что вполне понятна инициатива Ассоциации "Загородная недвижимость", собравшей в декабре "круглый стол" по теме: "Некоторые вопросы порядка землепользования в регионе". Встречу вел председатель Совета ассоциации Л.

» Юриспруденция и Право - 1949 - читать



Статья на тему Дом и семья » Ландшафт и озеленение » В ожидании Стиля…

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru