Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Медицина и Здоровье » Здоровый образ жизни » Психотерапевты и СМИ

 

Психотерапевты и СМИ

 

 

Психотерапевты и СМИДовольно многие читающие люди время от времени задаются вопросом: неужели кто-то верит во все эти маленькие статейки с заголовками "Как привлечь внимание?", "Как научится разговаривать со своей девушкой?", "Как понять, что он/она (нужное подчеркнуть) меня любит?". И что скажет профессиональный психолог, если прочитает этот бред? Эти люди даже не подозревают, что некоторое количество подобных статей выходит с благословения выдающихся и признанных опытных психологов. Вот как та, что вы держите сейчас в руках, например.

Вопрос, отклоняющий рассуждения чуть-чуть в сторону: вы знаете, что такое Эдипов комплекс?

загрузка...

 

 

Думаю, что довольно многие читатели сразу же и без особых проблем смогут ответить на этот вопрос. Пусть даже интуитивно, но некоторое знание в области психологии на уровне среднего жителя большого города имеется. А откуда оно берется? Из западных (изредка отечественных) фильмов, книг и средств массовой информации. Один мой редактор очень любил повторять следующую фразу: "Чего нет в телевизоре, того не существует". Соответственно, тот образ психотерапевта, с которым вынужден столкнуться настоящий психотерапевт, когда к нему приходят на прием люди, берется именно оттуда - из телевизионных программ, глянцевых журналов и совсем не глянцевых газет. О том, каким рисуют этого несчастного психотерапевта, поговорим чуть позже. Для начала - чудесная история, произошедшая с одной замечательной, действительно умной девушкой и иллюстрирующая абсурдность современного мира.

У нее появился поклонник - обычное дело. И он задал ей столь же обычный вопрос: что она читает. Девушка перечислила список литературы по правоведению и пару любимых художественных книг, а в ответ получила округлившиеся глаза юноши: "Как, ты не читаешь женских журналов? Но откуда ты узнаешь, как общаться с подругами и соблазнять мужчин?" Девушка смутилась, поскольку не знала, что ответить на этот вопрос: ей как-то удавалось общаться с подругами и соблазнять мужчин без советов дамской литературы. Однако эта ситуация ярко показывает, какую роль играют средства массовой информации в жизни обычных людей, о которых сами издания весьма часто забывают, подсознательно считая, что читатели либо намного глупее авторов, либо мыслят так же, а значит, не поверят в подобные глупости. И рынок популярной психологии процветает, а психотерапевты вынуждены это расхлебывать.

Кто чаще всего пишет психологические статьи? Конечно, не психологи. В лучшем случае студенты психологических факультетов, для которых это какая-никакая, а подработка. Причем редакторы зачастую требуют писать так, чтобы поняла даже учащаяся третьего класса, а объем не превышал двух листов. Наглядно объяснить, до чего сминают разработку психологической темы в подобном случае довольно просто. Но для этого я попрошу читателя встать и выполнить несколько команд. Ноги на ширину плеч. Руки вдоль тела. А теперь, пожалуйста, попрыгайте. Минут пятнадцать. Прыгайте-прыгайте, не стесняйтесь. Особо ленивые могут просто напрячь воображение. Ну, как? Ничего, кроме ненависти к автору и боли в мышцах, в данном случае не получится. А вот если представить, что у нас есть спортзал, где дважды в неделю с хорошим тренером занимается команда, и пятнадцать минут прыжков - всего лишь маленькая часть разминки, а все остальное - другие упражнения плюс полчаса игры, то становится ясно, что спустя полгода читатель лучше или хуже, но научится играть в баскетбол. У автора психологической статьи нет спортзала и мячей нет - у него только прыжки. И в лучшем случае совет тренера. А в качестве тренера - психотерапевт.

Продолжим аналогию: Вы - хороший тренер. Сидите дома в кресле, пьете чай, и Вам вдруг звонит некий журналист и спрашивает: "А как сделать за полчаса из хилого шестиклассника суперспортсмена? В двух-трех предложениях, пожалуйста". В лучшем случае тренер подавится чаем от такой наглости и пошлет нахала подальше. А вот психотерапевтам звонят. И спрашивают: "Не могли бы Вы в двух-трех словах объяснить, как простить маму?" На эту тему хороший психолог может написать книгу. Или две. Или как минимум большую научную статью. Но не два-три предложения. Однако он понимает, что статья выйдет все равно, только без его комментария будет куда более безграмотной. И он пытается перестроить свое мышление на уровень третьеклассника, чтобы объяснить в двух-трех словах, как простить маму. Или как разрешить конфликт с пятнадцатилетним сыном. Или как побороть депрессию после увольнения.

Конечно, любой практикующий психолог понимает, что от одной этой статьи ничего не изменится. Однако в сумме своей они в той или иной степени повышают психологическую культуру общества. Если снова воспользоваться метафорой, то читатель, хоть и не станет попадать в кольцо, но мяч будет все-таки бросать, а не грызть, что уже большой прогресс. Сейчас в любовном романе какая-то простая Мария или Анна может бросить своему синеглазому возлюбленному, что она не его мать, пусть он не пытается превратить ее тонкую личность в подобие своей матушки. Это значит, что в мире уже есть понимание, пусть и смутное: мужчина может обращаться с женщиной каким-то определенным образом только потому, что он точно так же хотел бы обращаться или обращался с собственной матерью. Соответственно, появляется какой-то шанс: при возникновении проблемы человек не запустит ее до кризисной стадии, а пойдет к психологу, о котором он где-то что-то читал, и попытается найти разумный выход. Более или менее разумный выход.

Сейчас многие обвиняют общество в том, что оно стало жестоким: женщина способна убить своего ребенка и бросить в мусорный контейнер, дети не заботятся о своих родителях. Однако никто даже не задумывается, что раньше не было описания подобных случаев по причине того, что никому не приходило в голову этим ужасаться. Женщины просто не кормили ребенка, если у них не было мужа, и ждали, пока он умрет. Точно так же сто лет назад ни одной жене не пришло бы в голову возмущаться тому, что муж ее бьет: это было нормой. Таким образом, общество не стало более жестоким. Наоборот, оно стало более рефлексирующим, оно теперь обладает большей ответственностью за свои поступки. Именно поэтому чуть больше века назад появилась и начала развиваться психотерапия. Сначала в самых образованных кругах, но постепенно охватывая все больше людей. И психотерапевты делают все, что в их силах, чтобы повысить психологическую культуру людей. Это не облегчает их работу, но дает некоторую надежду. Ведь скольким может помочь один специалист? Десятку? Сотне? А сколько людей страдают просто потому, что в России до сих пор существует мнение: пошел к психоаналитику - значит, больной, потому, что система обращения за психологической помощью еще не сформировалась? Тысячи? Десятки тысяч? Стороннему человеку этого не понять, а тому, кто каждый день видит отчаявшихся, одиноких людей становится просто страшно от того, как много он не может сделать.

В России всегда верили в силу печатного слова, и даже психотерапевты не лишены этой веры. И поэтому они все же заставляют читателей прыгать по пятнадцать минут, давая полезные советы, надеясь, что хотя бы кто-то дойдет до спортзала и попытается научиться играть в командную игру, под названием жизнь.

Анастасия Литвиненко
15.03.05

Статья получена: Женский журнал Клео.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Психотерапевты и СМИ":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

От классических парадигм традиционных СМИ к новой парадигме посттелевизионных СМИ в Интернете

Разговор начался с обсуждения такого широкого понятия как Интернет. Ведущим семинара был Михаил Пьяных, который предоставил исчерпывающую информацию технической части данной тематики. Остановились на мнении Гели Рузайкина (журнал «Мир ПК») о том, что сие явление (Интернет) – коммуникативная Сеть.

» Продвижение и оптимизация - 1902 - читать


Российские интернет-СМИ готовы разговаривать с тарелками

Стоило шутникам с сайта Ananova.com "сообщить", что тарелки заговорили, как российская онлайн-пресса охотно распространила эту "новость" по всей стране. Даже самые авторитетные СМИ с большой охотой рассказали своей аудитории об "интеллектуальной" посуде, склонной к психоанализу. 19 декабря в новостях Ananova появилась заметка "Diners to be quizzed by their plates" ("Обедающих расспросят их тарелки"), и вот о чём в ней сообщается:

» Интересное в сети - 1743 - читать


Борьба за имидж или что делать, если вас оклеветали в СМИ?

Екатерина Белянина, г. Самара. Тел. (8462) 79-93-61, 79-60-77, e-mail: katherin@underworld.ru Источник: /redir.php?url=www.jurcenter.ru%2F%3C%2Fa%3E Недобросовестная конкуренция – новое для российского общества явление.

» Юриспруденция и Право - 3252 - читать


2 миллиарда на прессу. Для рынка печатных СМИ год прошёл под знаком слияний и поглощений

Уходящий год на российском медиарынке был ознаменован наиболее активной за всю современную историю российского медиарынка деятельностью инвесторов. В этом году на сделки по слияниям и поглощениям в сфере СМИ было потрачено около 2 млрд долл., причем эксперты прогнозируют, что эта тенденция не прекратится и в следующем году. Эксперты отмечают, что еще одной тенденцией на российском медиа­рынке становится растущий интерес к онлайновым СМИ.

» Бизнес идеи - 2024 - читать


Кадры в СМИ: количество не значит качество

В книге Льюиса Кэролла « Алиса в Зазеркалье» есть замечательное описание: «…здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать по меньшей мере вдвое быстрее!..»

» Бизнес идеи - 2275 - читать



Статья на тему Медицина и Здоровье » Здоровый образ жизни » Психотерапевты и СМИ

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru