Небольшой самолёт готовят к необычному путешествию. Его хотят отправить туда, где, казалось бы, говорить о каких-то полётах бессмысленно. Туда, где воздух есть, но ветер такой, что его сила испугает любого авиатора – внутрь урагана. И самое главное, никакой угрозы для экипажа: на борту только научная аппаратура.
Во время полёта это маленькое воздушное судно должно будет произвести измерения температуры, давления, влажности, скорости ветра внутри бури, практически у самого глаза урагана.
Напомним, что ураган представляет собой гигантский тепловой двигатель, который приводится в движение испарением тёплой морской воды, которая затем конденсируется в шторме, выделяя огромную энергию.
Подготовка аэрозондов к испытаниям идёт полным ходом (фото с сайта aerosonde.com). |
Но, чтобы хорошо разобраться с этим процессом, нужно оказаться внутри урагана на высоте нескольких сотен метров над океаном. В этой области скорость перемещения воздушных масс максимальна. Однако отправлять туда самолёт или вертолёт было бы слишком опасно для экипажа.
Аэрозонд после успешного полёта на Аляске и Райан Ву (Ryan Vu) – "наземный пилот", управлявший им (фото с сайта aerosonde.com). |
Эти зонды (стоимостью по $700 каждый) проводят измерения всё время, пока длится падение. Но этот метод позволяет получить только данные из случайных точек урагана, а этого исследователям недостаточно для составления полной картины и для предсказания изменений, которые в таких условиях происходят очень быстро.
Нет, это не кадр с Drive.ru, это снимок обычного запуска аэрозонда (фото с сайта aerosonde.com). |
Теперь NASA и NOAA рассчитывают провести исследование ураганов с помощью специальных аэрозондов. Они представляют собой совсем маленькие самолёты (на вид почти игрушечные и, разумеется, без пилотов) весом в несколько килограммов.
Из-за лёгкой конструкции аэрозонды красиво смотрятся на фоне природы. Кстати, инженеры обычно дают им имена – самые разные. Например, Линкольн или Девяносто Девять (фото с сайта aerosonde.com). |
Для их запуска не нужно специального оборудования, отправить в полёт их можно с помощью специальной подставки, устанавливаемой на крыше автомобиля.
| ||
Стоит это устройство, правда, недёшево $50 тысяч, зато спроектирован самолёт настолько надёжно, что его можно запускать с той же миссией повторно.
Однако запасов топлива хватает всего на 18 часов, поэтому учёные планируют использовать два самолёта, которые будут запускаться последовательно. Благодаря этому исследователи планируют получить сведения о передаче энергии шторму от океана в течение 36 часов.
Дело за малым – за проверкой в "боевых условиях". Один из самолётов содержится на базе морской авиации в Кей-Весте на побережье Флориды.
| ||
В прошлом сентябре один из аэрозондов удалось отправить внутрь тропического урагана Офелия. Весь полёт длился десять часов, но зато самолёт вернулся "в исходном состоянии", а значит, его после небольшой технической проверки можно снова отправлять для дальнейших исследований.
В этот раз специалисты захотели посмотреть, каковы возможности новой аппаратуры, апробировать манёвренность аэрозонда на разных траекториях внутри урагана (включая движение по фиксированной окружности вокруг глаза урагана, а также на высоте до трёх километров). Ну, и конечно, извлечь из этого экспериментального запуска важные сведения – как для метеорологов, так и для инженеров, проектировавших аэрозонд.
Площадка для запуска аэрозонда крепится на крыше автомобиля (фото с сайта newscientistspace.com). |
"Мать-природа над нами решила посмеяться", догадался Сайон, в очередной раз подтверждая, что природа – штука капризная и непредсказуемая. И пока ничего с этим не поделаешь.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru