Прямо не верится, что военные корабли могли выглядеть так. Кажется, что их раскрасили клоуны, отставшие от бродячего цирка. Полная асимметрия, полоски и клетки. Неожиданные диагонали и разные яркие цвета. Но оказывается, что без малого 100 лет назад суда маскировали именно таким образом.
Во время Первой Мировой англичане и американцы, да и французы тоже оказались перед серьёзной угрозой немецких подводных лодок, которые с завидным успехом разрушали и топили корабли союзников.
Все попытки замаскировать суда в море терпели неудачу, поскольку приспособить тот или иной камуфляж к постоянно изменяющимся воде и небу не удавалось. Любое сочетание цветов, скрывавшее в одной ситуации, выдавало с головой в других.
И тогда британский художник и офицер военно-морского флота Норман Вилкинсон (Norman Wilkinson) изобрёл новую схему маскировки, которая была основана на модных направлениях изобразительного искусства того времени, прежде всего кубизме.
Автор идеи "ослепляющей раскраски" Норман Вилкинсон (фото с сайта GoTouring.com). |
Идея была взята на вооружение. Британцы назвали инновационную технику маскировки "ослепляющей раскраской" ("Dazzle Painting"), а американцы "суматохой" или "кутерьмой" (Razzle Dazzle). И это сработало.
Впечатляющий снимок. Американское торговое судно USS Mahomet (фото с сайта GoTouring.com). |
Моряки пытаются разглядеть, что это там такое. Где у виднеющегося вдали судна нос, действительно непонятно (фото с сайта geocities.com/SouthBeach/Marina/8163). |
Силуэт просто расплывался. Судно могло казаться меньше, чем на самом деле, частично сливалось с водой, "соединялось" с небом и так далее. Короче говоря – чёрт знает что.
Тип стандартной раскраски корабля за номером 24. Это одно и то же судно, только с разных сторон (фото с сайта GoTouring.com). |
В дальнейшем, по ходу войны, были выработаны стандартные типы и виды художественной маскировки, причём абстрактную окраску стали получать не только военные, но и пассажирские суда.
Цветных фотографий нет, но сохранились эскизы. Представляете, как судно "War Clover" выглядело в действительности? (иллюстрации с сайта GoTouring.com). |
С окончанием Первой Мировой войны завершилось и массовое использование "ослепляющей живописи" на флоте. На то было несколько причин.
Так, появилась эффективная авиация с воздуха раскрашенные корабли были очень хорошо заметны. Кроме того, самим морякам никогда особо не нравилась покраска их судов таким "невоенным способом".
Корабль SS Melita хоть сейчас в музей Маяковского (фото с сайта GoTouring.com). |
Однако третьего пришествия не случилось усовершенствованные радары, сонары и другая техника, в конечном счёте, устранили необходимость в визуальном обнаружении целей.
Пассажирское судно Mauretania. Цветное изображение взято с рекламного плаката тех лет яркий был кораблик (иллюстрации с сайта GoTouring.com). |
Хотя кое-какие, не такие броски и яркие тогдашние наработки сохранились в новых кораблях-невидимках.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru