Компьютерные тренажёры и виртуальность? Зачем? Оловянные солдатики вот и живая сила. Копеечные игрушечные машинки получай боевых роботов. Ёршики для чистки посуды – пальмы хоть куда.
А пустынные картонные коробки из-под кошачьего корма здания. Миниатюрный иракский город готов. Можно начинать учения.
Это, вообще, что за игра в солдатики? Это в нашу-то эпоху пупер-виртуального мира, когда многомерные модели становятся цифровыми произведениями искусства, а компьютерный мир удивляет всё большей степенью реализма? Видимо, тут какая-то ошибка!
Скажите это Флориану Дженчу (Florian Jentsch) и его команде из университета центральной Флориды (UCF). Или выразите своё недоумение армии США, которая выделила этой группе больше $270 тысяч на научно-исследовательскую работу с игрушками и коробками.
| ||
Макет, моделирующий город площадью 5,6 гектара, умещается в комнате размером 8 на 9 метров. Чем-то напоминающее военным реальный город Эн-Наджаф игрушечное поселение, в котором высота большинства зданий не превышает 30 сантиметров, разделено на четыре "области": одна с высотными зданиями, другая с рынком, третья представляет жилые кварталы, а остальное пригород с пальмовыми рощами и пустыней.
Проект стартовал в 2004 году, когда армейская лаборатория (U.S. Army Research Laboratory) заинтересовалась исследованием взаимодействия людей и роботов в условиях ведения боевых действий. Цель, в частности, состояла в том, чтобы узнать, каким числом UGV может управлять один оператор, и может ли он полноценно контролировать хоть одно. Под это дело был выделен грант в размере $87 тысяч. Потом пришли ещё средства.
| ||
"Виртуальная модель UGV может стоить сотни тысяч долларов, а я могу купить тягач в масштабе 1:32 за $12, так гораздо дешевле", сказал Дженч и принялся за работу.
На строительство прототипа города-макета ушло полгода и примерно $3,5 тысячи. Этого хватило на камеры, передатчики, военные и гражданские машинки с ДУ, солдатиков, игрушечных строителей, которых перекрашивали в мирных жителей, ёршики и картонные коробки из-под кошачьей пищи. Несколько студентов вместе с Дженчем красили и строили дома, деревья и другие части города в своё свободное время.
Среди радиоуправляемых моделей, играющих роль машин-роботов ARV (Armed Robotic Vehicle), поначалу встречались даже масштабные модели (1:50) немецких танков "Тигр" за $12, которые Дженч выбрал потому, что они могут нести на себе камеры и батареи, двигаться на нужных скоростях, имеют поворачивающиеся башни, отдельное управление каждой гусеницей и вообще надёжны.
"То, что мы тут делаем, даёт нам элементы реализма по невероятно низкой цене", хвастается Дженч.
| ||
Некоторые районы города меняются между экспериментами, таким образом, боевики, встретившиеся на одной из улиц, в следующий раз там же могут оказаться гражданскими лицами и верными друзьями Соединённых Штатов.
Выполнение миссии сопровождается звуковыми эффектами, типа голосов молящихся в мечети или ожесточённой перестрелки. Различные уровни освещения моделируют день и ночь.
Разыгрываемые в игрушечном городе сценарии, главным образом это разведка, наблюдение, доставка грузов, передвижение в колонне, обнаружение и передача информации о "горячих точках", типа самодёльных взрывных устройств, и обязательное возвращение на базу.
Командой Дженча уже экспериментально доказано, что ключ к эффективному взаимодействию "человек-машина" число операторов. Два человека на 70% лучше, чем оператор-одиночка, а при особенно сложных миссиях аж на 119%.
Этот набор игрушечных американских морпехов в Ираке можно приобрести за $85. Местный житель, правда, в комплект не входит (фото с сайта sierratoysoldiers.com). |
Да, а в ближайшее время Дженч собирается разместить камеры на потолке, чтобы создать условия для обучения операторов летающих беспилотников.
В заключение заметим, что с использованием игрушечных моделей для получения навыков управления транспортными средствами Дженч Америку не открыл: о подобном симуляторе для водителей автобуса мы рассказывали 4 года назад.
Но то, что этими достаточно примитивными технологиями пользуются американские военные, да ещё и предпочитают "аналог" "цифре". Это любопытно. И похоже на необходимый, в данном случае, регресс. Или нет?
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru