Представьте: два пилота внутри большого "дельфина" набирают скорость 80 километров в час и ныряют под воду. Через несколько секунд их машина поднимается в воздух и перепрыгивает через барьер, возвышающийся над водой. Тут же следует головокружительный вираж и... В общем, так будет выглядеть соревнование по новому виду спорта!
О "скачках" на катерах-дельфинах, проходящих на большой скорости по специальной трассе с препятствиями на воде, под водой и в воздухе, мечтают хозяева американской компании Innespace Productions Роб Иннес (Rob Innes) и Дэн Пьяцца (Dan Piazza).
Для гонок они построили новую модель ныряющего катера — SeaBreacher, что в вольном переводе означает "Буравящий море".
Это машина обладает положительной плавучестью, но благодаря нижним плавникам (регулируемым подводным крыльям) SeaBreacher ненадолго может уходить под воду или совершать прыжки над водой, так, как это делают настоящие дельфины.
Двухместный скоростной ныряющий катер Innespace SeaBreacher. Нижние "плавники" этого "дельфина" при подводном движении играют роль «крыльев наоборот» — не дают всплыть аппарату, который, вообще-то, легче воды (фото Innespace). |
И вот тут надо пояснить, что изобретатель так называемых "бионических дельфинов" (Bionic Dolphin) или ныряющих аппаратов на подводных крыльях (variable attitude submersible hydrofoil — VASH) — это американец Томас Роуи (Thomas Rowe). Патент и права на изготовление "дельфинов" принадлежат ему и, автоматически, его компании NoLand. Как разберутся в юридических тонкостях эти две компании — бог весть. Да это сейчас и не столь важно.
Sweet Virgin Angel резвится так, что можно залюбоваться (фотографии Innespace). |
Мы подробно рассказывали о бионических дельфинах, истории их появления, их устройстве и возможностях, о самом Роуи и его последователях из Innespace. Тогда Томас вроде вполне мирно сотрудничал с Робом и Дэном. Позже мы сообщали, что Роуи выпускает своих дельфинов в продажу.
А теперь в ряде изданий развернулась шумиха вокруг аппарата его конкурентов.
Дэн и Роб рядом с двумя своими моделями ныряющих катеров — SeaBreacher и Sweet Virgin Angel (фото Innespace). |
Бионические дельфины внешне действительно напоминают этих симпатичных морских млекопитающих, однако заметно крупнее размером.
Особенно это справедливо в отношении самой свежей модели компании Innespace. Двухместный SeaBreacher на 50% крупнее и на 20% тяжелее предыдущего аппарата той же компании — одноместного катера "Сладкий девственный ангел" (Sweet Virgin Angel).
Фонарь на бионических дельфинах сдвигается назад. На левом фото хорошо виден воздухозаборник на задней кромке верхнего "плавника" этих стеклопластиковых "зверей" (фото Innespace). |
Гоночная версия SeaBreacher получит тот же ДВС, но с механическим нагнетателем, так что мощность вырастет до внушительных 240 лошадиных сил. Можно предположить, что максимальная скорость в этом случае составит 75-80 километров в час. Заметим, все приведённые цифры относятся к движению по поверхности воды. При полном погружении максимальная скорость падает раза в полтора.
SeaBreacher в гоночной раскраске — с номером на боку (иллюстрация Innespace). |
А стоит немного двинуть ручку управления — и катер нырнёт на глубину до нескольких метров. Во время погружения заборное отверстие в верхнем плавнике, играющее роль шнорхеля, автоматически перекрывается, и ДВС получает воздух из буферного баллона, которого хватает приблизительно на 20 секунд подводного полёта. После этого катеру, словно живому дельфину, нужно будет сделать вдох.
Корпус аппарата сделан из полимерных сот, покрытых стекловолокном. Интересно, что сверхпрочный стеклянный фонарь SeaBreacher 12-миллиметровой толщины заимствован у новейшего истребителя F-22 Raptor.
Аппараты этого типа были созданы для развлечения. Но теперь их производители мечтают о развитии нового вида спорта (фото Innespace). |
Герметичность кабины обеспечивает та же система, что придаёт герметичность кабине истребителя. А если при движении с открытым фонарём (это тоже допустимо) волна захлестнёт кабину катера, в дело вступят три независимых насоса, откачивающих воду из салона.
Дэн Пьяцца говорит, что пока его компания не намерена продавать свои машины широкой публике. Но зато она собирается организовать лигу гонок на бионических дельфинах и устраивать соревнования нескольких таких машин.
Мы полагаем, что если Innespace всё-таки помирится с NoLand, соревнования могут стать по-настоящему зрелищными.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru