Классический стандарт представления цвета RGB (Red, Green, Blue), появившийся полвека назад, скоро можно будет отправить в музей. После знакомства с новой техникой вы будете удивляться, как могли радоваться блеклым и невыразительным картинкам, генерируемым нынешними дисплеями, телевизорами и проекторами.
Как известно, зрение у человека трёхцветное. Потому общепринятый стандарт представления любого цвета комбинацией трёх базовых красного, зелёного и синего кажется естественным и наилучшим.
Но мало кто знает, что дисплеи, телевизоры и проекторы передают лишь 55% цветовой гаммы, доступной нашему зрению.
Главная причина такой бедности нехватка яркости. Если любой цвет это правильная пропорция трёх исходных цветов, то ясно, что чем большую яркость цветной точки вы хотите получить, тем ярче (по возможности) должны гореть все три составляющих её люминофора, а значит разница между ними будет всё меньше и меньше, и будет уменьшаться диапазон доступных вам цветов.
С учётом того, что на хорошем изображении надо бы иметь и большой запас контраста (разница между самой яркой точкой на экране и самой тёмной, существующими одновременно в одном кадре), получается, что цветовой охват системы RGB (или КЗС, если по-русски) изначально не может быть равным цветовому охвату реального мира, который вовсе не состоит из RGB-троек.
Израильская компания Genoa Color Technologies, в которой работает несколько крупных учёных, специалистов в области компьютерных технологий, электрооптики, спектроскопии и физики твёрдого тела, разработала новый стандарт, передающий 95% цветовой гаммы, которую способен воспринимать человек.
| ||
Правда, первые два варианта стандарта это лишь некие промежуточные, облегчённые его версии, уже заметно улучшающие цветопередачу, а шестицветовая база позволяет достичь максимальной реалистичности изображения.
Что же это за цвета? Опять-таки красный, зелёный и синий (только выводимые на экран уже с иной яркостью) и ещё голубой, розовый и жёлтый. Людям, которые знакомы с компьютерной графикой и полиграфией эта тройка знакома. Ведь есть система представления цвета CMY (cyan, magenta, yellow, то есть голубой, розовый и жёлтый) и CMYK в полиграфии (там добавлен чёрный, K от black).
Через CMY также можно выразить любой цвет. Но, заметим, это опять-таки система представления цвета с тройкой базовых цветов (самостоятельный чёрный в полиграфических системах это отдельный разговор).
А как нужно кодировать цвет, чтобы использовать эти шесть цветов одновременно? Не получится ли сплошной серый? Нет. Если правильно рассчитать пропорции, получится даже лучше.
| ||
Хорошо, на выходе мы получаем шесть сигналов яркости, а как их воспроизводить? Разумеется, на новой технике, имеющей шесть первичных цветов для каждого пикселя.
Легче всего такое преобразование можно совершить с проекционными телевизорами, основанными на миниатюрных жидкокристаллических панелях или так называемых микрозеркальных процессорах (или проекторах DLP).
Всё, что нужно это заменить цветные фильтры на ЖК-панели или в оптической системе проектора, а выдающую изображение ЖК-панельку или микрозеркальный чип подключить к израильскому чипу-преобразователю системы цветности.
В принципе аналогично можно модифицировать выпускаемые компьютерные дисплеи на жидких кристаллах и плазменные панели. Но лучше создавать под новый стандарт новые модели.
Чип, кстати, может конвертировать изображение в новую систему, получая на вход не только сигнал RGB, но и YCbCr (яркостный и цветоразностные).
Микросхема работает с разрешением до 1280 на 1024 точек при частоте обновления экрана 60 герц (в сотрудничестве с компьютерной техникой дисплеями, проекторами), а также с телевизионной прогрессивной (в смысле построчной) развёрткой стандарта 720p (один из стандартов телевидения высокой чёткости).
| ||
Genoa уже изготовила опытный проекционный телевизор, работающий в новой системе и измерила его параметры.
Точность передачи естественных цветов оказалась просто потрясающей, как и правильный белый цвет, и при этом новый стандарт дал возможность повысить яркость изображения на 40% без потери цветового охвата.
Интересно, что технология обращается к средствам отображения, не затрагивая источники сигнала, и полностью совместима с алгоритмами компрессии MPEG2 и стандартом DVD, к примеру.
Тут нужно сказать пару слов о названии компании Genoa , то есть Генуя это вид паруса, форма которого напоминает полное цветовое поле в одной из систем координат.
И, по словам самих основателей компании, как Генуя-парус расширяет возможности яхты, придавая ей большую скорость, так Генуя-фирма расширяет цветовую гамму у видеотехники.
Нужно сказать, что никто не поверит, если разработчики системы будут хвалить себя сами. Но как насчёт сторонних высказываний?
"Это неотразимо", Андре Папулар (Andre Papoular), старший вице-президент Philips Consumer Electronics.
"В демонстрационном зале, где каждый набор домашнего кинотеатра настроен на одну программу, телевизорам RGB будет трудно конкурировать по качеству картинки против аналогов с чипами Genoa", Рон Майнц (Ron Mintz), владелец американской компании Listening Room in Scarsdale, специализирующейся на монтаже элитных домашних кинотеатров.
В конце этого года фирма представит первую небольшую товарную партию своих чипов. Но куда примечательнее другое событие.
В линейке проекционных телевизоров для домашних кинотеатров 2005 года от компании Philips Consumer Electronics будут модели, созданные по технологии MPC и с израильскими MPC-чипами внутри.
Революция свершилась?
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru